[<10>] ====== Толкования на Мф. 13:25 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **когда же люди спали, пришел враг его и посеял между пшеницею плевелы и ушел** См. Толкование на [[new:mf:13:24#svt_ioann_zlatoust|Мф. 13:24]] ===== Свт. Хроматий Аквилейский ===== Ст. 25-26 **когда же люди спали, пришел враг его и посеял между пшеницею плевелы и ушел; когда взошла зелень и показался плод, тогда явились и плевелы** Господь показывает, что враг дьявол со своей стороны вновь посеял плевелы своей злобы и враждебности, чтобы задушить в нас семя Бога. Он говорит так: **Когда же люди спали, пришел враг и посеял между пшеницею плевелы, и ушел**. Господь показывает, что дьявол сеет плевелы среди спящих людей, среди тех, стало быть, кто беспечно погружен в свое неверие, как в сон бездействия, и засыпает в божественных наставлениях. О них говорит апостол: //Итак, не будем спать, как и прочие, но будем бодрствовать и трезвиться. Ибо спящие спят ночью, и упивающиеся упиваются ночью// [[new:1sol:05:06|(1 Фес. 5:6-7)]]. Именно этим сном бездействия и неверия были отягощены неразумные девы, о которых мы читали в Евангелии, которые, не налив масла в сосуды, не смогли встретить жениха. Поэтому враг человеческого рода дьявол всегда более всего стремится сеять //плевелы среди пшеницы//. Но того, кто отогнал от себя сон неверия и верующим умом всегда бодрствует для Господа, не сможет захватить никакой ночной сеятель. <...> Сам Господь объяснил, что //доброе семя// - это сыны царства, а **плевелы** - негодные сыны. //**Трактат на Евангелие от Матфея.**// ===== Свт. Лука Крымский ===== **когда же люди спали, пришел враг его и посеял между пшеницею плевелы и ушел** См. Толкование на [[new:mf:13:24#svt_luka_krymskij|Мф. 13:24]] ===== Свт. Филарет (Дроздов) ===== **когда же люди спали, пришел враг его и посеял между пшеницею плевелы и ушел** То есть, во время сна, нерадения и безпечности приходит диавол и всевает в нашу жизнь худыя мысли, порочныя желания, беззаконныя дела. Видите, как опасен нравственный сон. //**237. Слово в день памяти Святителя Алексия (Печатаются с издания 1861 года). (Говорено в Чудове монастыре февраля 12; напечатано в Твор. Св. От. 1849 г. и в собр. 1861 г.) 1849 год**// ===== Прп. Исидор Пелусиот ===== **когда же люди спали, пришел враг его и посеял между пшеницею плевелы и ушел** Спрашиваешь: почему //помышления злая от сердца исходят и сквернят человека// [[new:mf:15:18|(Мф. 15:18-19)]]? Потому что спят делатели, обязанные бодрствовать и хранить прорастающий плод доброго семени. Если бы мы неизменно пребывали на страже над собою, не предаваясь пресыщению и усыплению и не оскверняя Божия образа, то есть не допуская подменивать доброе семя, то сеятель плевел не нашел бы к нам доступа и не возрастил бы в нас достойных огня плевел. ---- //Хощеши ли, да шедше исплевем плевелы// [[new:mf:13:28|(Мф. 13:28)]], - говорят Ангельские Силы, желающие всегда преданно служить Божией воле, потому что видят и нашу леность, и великое Божие долготерпение. Но им воспрещается сделать сие, чтобы вместе с плевелами не была исторгнута пшеница, не был похищен грешник, подающий надежду исправления, и вместе с родителями, которые соделались порочными, не были истреблены невинные дети, которые нередко находятся еще в отеческих чреслах, но предстоят уже Богу, видящему сокровенное. Чины Ангельские, как Божии рабы, подобно всякому естеству, не знают того, чего еще нет, а Господь и знает это, и нередко приводил в исполнение. Не лишил Он жизни согрешающего Исава, когда тот был еще бездетным, чтобы вместе с ним не истребить от него рожденного Иова. Не предал смерти мытаря Матфея, чтобы не воспрепятствовать делу Евангелия. Не умертвил непотребных блудниц, чтобы в мире были и образцы покаяния. Не наказал отречения Петрова, потому что провидел горькие слезы. Не истребил, наказав смертью, гонителя Павла, чтобы не лишить спасения пределы вселенной. Посему те плевелы, которые остаются до жатвы и не изменяются, то есть не приносят плода покаяния, как болезнующие совершенным неплодием, уготовляются великому огню. //**Письма. Книга I.**// ===== Прп. Максим Исповедник ===== **когда же люди спали, пришел враг его и посеял между пшеницею плевелы и ушел** См. Толкование на [[new:mf:12:20?&#prp_maksim_ispovednik|Мф. 12:20]] ===== Блж. Иероним Стридонский ===== **когда же люди спали, пришел враг его и посеял между пшеницею плевелы и ушел** См. Толкование на [[new:mf:13:24#blzh_ieronim_stridonskij|Мф. 13:24]] ===== Блж. Феофилакт Болгарский ===== **когда же люди спали, пришел враг его и посеял между пшеницею плевелы и ушел** См. Толкование на [[new:mf:13:24#blzh_feofilakt_bolgarskij|Мф. 13:24]] ===== Ориген ===== **когда же люди спали, пришел враг его и посеял между пшеницею плевелы и ушел** Когда люди поступают не по заповеди Иисуса, сказавшего: //Бодрствуйте и молитесь, чтобы не впасть в искушение// [[new:mf:26:41|(Мф. 26:41;]] [[new:mk:14:38|Мк. 14:38)]], и засыпают, дьявол, поджидая, засевает в помышлениях, которые ктото называет естественными, и среди добрых от Слова семян названные плевелами дурные учения. В соответствии с этим весь мир может быть назван полем, а не только Церковь Божья, ибо во всем мире Сын Человеческий посеял доброе семя, а лукавый - плевелы, которые суть дурные слова - [порожденные] злобой сыны лукавого. //**Комментарий на Евангелие от Матфея.**// ===== Евфимий Зигабен ===== **Спящым же человеком, прииде враг его и всея плевелы посреде пшеницы и отыде** Этою притчею указывает на другие козни диавола. Когда он увидит, что добрая земля приносит плод во сто крат, в шестьдесят или в тридцать, и он не может ни похитить семени, ни сжечь или заглушить возрастающее, – то задумывает другого рода хитрость и, как враг посеявшего, старается погубить его труд: когда люди спят, т.е. не заботятся об охране поля (здесь указывает на учителей, как охранителей правоверующих), он всевает плевелы, т.е. еретиков среди правоверующих. Последних назвал пшеницею, как полезных для сеющего. //**Толкование Евангелия от Матфея.**// ===== Прот. Иоанн Бухарев ===== **когда же люди спали, пришел враг его и посеял между пшеницею плевелы и ушел** См. Толкование на [[new:mf:13:24#prot_ioann_buxarev|Мф. 13:24]] ===== Лопухин А.П. ===== **когда же люди спали, пришел враг его и посеял между пшеницею плевелы и ушел** Относительно смысла ζιζάνια (плевелы) высказано было много мнений. По Цану это, по-видимому, семитическое слово, обозначающее похожую на пшеницу сорную траву. Подтверждение своих слов Цан находит в словах Иоанна Златоуста ὃ καὶ κατὰ τὴν ὄψιν ἔοικε πῶς τῷ σίτῳ (по-видимому, походит на пшеницу). Но достоверного ботанического определения этого слова еще не сделано. Вероятно, это lolium temutentum (опьяняющий куколь, головолом) или какой-нибудь вид спорыньи (claviceps purpurea), которая появляется не только во ржи, но и на многих других растениях, между прочим, и на пшенице. Иероним, живший в Палестине, говорит, что в Евангелиях указывается на lolium. Плод этого растения “более горек, — говорит Томсон, — и когда его едят отдельно или даже размешанным в обыкновенном хлебе, он причиняет головокружение и часто действует, как сильное рвотное. Кратко — это сильный снотворный яд, и должен тщательно провеиваться и отделяться от пшеницы, зерно за зерном”. Прежде, чем созреть, это растение так сильно походит на пшеницу, что его часто оставляют до тех пор, пока она не созреет. //**Толковая Библия.**// ===== Троицкие листки ===== **когда же люди спали, пришел враг его и посеял между пшеницею плевелы и ушел** См. Толкование на [[new:mf:13:24#troickie_listki|Мф. 13:24]] [<10>]