[<10>] ====== Толкования на Мф. 13:38 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **поле есть мир; доброе семя, это сыны Царствия, а плевелы - сыны лукавого** См. Толкование на [[new:mf:13:37#svt_ioann_zlatoust|Мф. 13:37]] ===== Прп. Исидор Пелусиот ===== **поле есть мир; доброе семя, это сыны Царствия, а плевелы - сыны лукавого** См. Толкование на [[new:mf:13:19#prp_isidor_pelusiot|Мф. 13:19]] ===== Блж. Иероним Стридонский ===== **поле есть мир; доброе семя, это сыны Царствия, а плевелы - сыны лукавого** См. Толкование на [[new:mf:13:37#blzh_ieronim_stridonskij|Мф. 13:37]] ===== Блж. Феофилакт Болгарский ===== **поле есть мир; доброе семя, это сыны Царствия, а плевелы - сыны лукавого** См. Толкование на [[new:mf:13:37#blzh_feofilakt_bolgarskij|Мф. 13:37]] ===== Ориген ===== **поле есть мир; доброе семя, это сыны Царствия, а плевелы - сыны лукавого** См. Толкование на [[new:mf:13:37#origen|Мф. 13:37]] ===== Евфимий Зигабен ===== **а село есть мир: доброе же семя, сии суть сынове Царствия, а плевелие суть сынове неприязненнии** **а село есть мир** Об этом сказано выше. **доброе же семя, сии суть** Кто это сии? **сынове Царствия** Сынами Царствия называются соблюдающие правую веру, так как они посеяны Царем Христом, чтобы произрастить добродетель, и должны будут наследовать Его Царство; сыны же лукавого – еретики, так как они посеяны диаволом, чтобы произрастить зло, и должны равным же образом наследовать уготованный ему огонь. **а плевелие суть сынове неприязненнии** О них сейчас только сказано. //**Толкование Евангелия от Матфея.**// ===== Прот. Иоанн Бухарев ===== Ст. 38-39 **поле есть мир; доброе семя, это сыны Царствия, а плевелы - сыны лукавого; враг, посеявший их, есть диавол; жатва есть кончина века, а жнецы суть Ангелы** **А село** (поле) **есть мир**. Господь Иисус Христос проповедовал только в земле Иудейской, – Ему невозможно было проповедовать по всей земле; но апостолы посланы были Им и ходили с проповедью по всей земле и ко всем народам. **Доброе семя сии суть** (это) **сыны царствия**, т. е. члены царства Христова, церкви Христовой (чит. объясн. [[new:mf:03:02#prot_ioann_buxarev|2 ст. 3 гл.)]]. Они суть плод семени, посеянного на доброй земле [[new:mf:13:23|(ст. 23)]], – они, услышав проповедь, приняли ее и живут по вере и закону. **Плевелы суть сыны неприязненнии** (сыны лукавого), т. е. худые члены церкви Христовой на земле, те, которые, слушаясь внушений диавола и поддаваясь его искушению, живут худо, – слабо или неправильно веруют и не исполняют заповедей Божиих и предписаний церковных [[new:in:08:44|(Ин. 8, 44.]] [[new:1in:03:08|1 Ин. 3, 8)]]. **Враг всеявый их** (посеявший плевелы) **есть диавол**. Диавол есть источник всех зол на земле. Он обыкновенно старается, чтобы люди и не слушали учения Христова или, и послушав, не исполняли его; он всячески соблазняет и влечет человека ко греху, хотя в то же время человек и сам, по своей испорченной природе, влечется, и худые люди увлекают его к тому же. У нас три врага спасения: мир, плоть и диавол; главный же из них диавол, он действует на нас и посредством плоти, т. е. нашей испорченности, и посредством мира, т. е. других людей. «Диавола Христос именует врагом человеков, потому что он вредит им; и его желание вредить устремлено, собственно, против нас, хотя оно произошло от вражды не на нас, а на Бога» (Златоуст). «Как Христос проповедует людям истины спасительные, так диавол чрез своих слуг, отчаянных грешников, еретиков и лжеучителей, сеет в умы людей погибельную ложь и заблуждения, а в сердца – разные пороки, прикрашивая все это подобиями истины и добра, почему Господь и называет их не другим каким-либо семенем, а именно плевелами, которые походят с виду на пшеницу. Плевелы посеяны, когда люди спали (**спящим человеком**, [[new:mf:13:25|ст. 25)]]. Это значит, что диавол сеет все худое, когда люди спят духовно, т. е. беспечно закрывают очи своего ума и не хотят взирать на свет евангельской истины, когда недостаточно хранят ниву стражи, к ней приставленные, т. е. пастыри церкви, когда и сами верующие живут беспечно, не управляют мыслями своими, не обуздывают желаний своих, и когда слишком доверчиво слушают всякого самозванца-учителя. **Жатва кончина века есть**. Кончину века весьма точно изображает собою жатва хлеба. **Жатели – ангелы**, служители Божии, **суть**. **Хощеши ли, да шедше исплевем я** (хочешь ли, мы пойдем, соберем плевелы)? – сказали рабы хозяину поля, где вместе с пшеницею появились плевелы; но господин говорит им: **ни** (нет), **да не когда восторгающее** (собирая) **плевелы, восторгните купно** (не выдергали бы вместе) **с ними и пшеницу** [[new:mf:13:28|(ст. 28]][[new:mf:13:29|-29)]]. Это значит, что зло неизбежно до конца мира, и Господь, по Своему долготерпению, щадит явных грешников, ожидая, чтобы они покаялись, а также научая и праведных терпению и давая им случай скорбями от грешников заслужить большую награду. Церковь Христова в нынешнем состоянии уподобляется ковчегу Ноеву, в котором вместе с чистыми были и нечистые животные, и неводу, в котором вместе с рыбою попадают и гады. Поэтому тяжким грехом духовной гордости согрешают те, кои сами себя отделяют от единения с церковью, указывая на то, что в ней много грешников: таковы наши раскольники, штундисты и другие сектанты. **//Толкование на Евангелие от Матфея.//** ===== Лопухин А.П. ===== **поле есть мир; доброе семя, это сыны Царствия, а плевелы — сыны лукавого** Толкование слов //“поле есть мир,”// по-видимому, столь простых, подало повод, говорит Тренч, к самым ожесточенным спорам, каких не происходило ни о каком другом тексте, исключая разве, где говорится о таинстве Причащения. Выражение это в древности много цитировалось в донатистских спорах. Донатисты настаивали, что Спаситель подразумевал здесь под полем не церковь, а мир, и говорили, что нечестивые люди могут быть терпимы в мире, но не в церкви. Августин настаивал на противном, утверждая, что Господь не считал современного состояния церкви совершенно чуждым зла. Что Христос назвал поле миром (поле — подлежащее, а мир — сказуемое), в этом едва ли возможно сомневаться; но дальше Он говорит о церкви, в которой существуют и доброе семя, и плевелы. Ни одного слова у Него нет о том, что плевелы должны быть истребляемы и уничтожаемы людьми, которые считают себя святыми. Слова “оставьте расти то и другое до жатвы” показывают, что плевелы будут существовать до скончания мира и основания нового царства, хотя они и от τοῦ πονηροῦ — от лукавого. Здесь мужеский род τοῦ πονηροῦ. //**Толковая Библия.**// ===== Троицкие листки ===== **поле есть мир; доброе семя, это сыны Царствия, а плевелы — сыны лукавого** См. Толкование на [[new:mf:13:36#troickie_listki|Мф. 13:36]] [<10>]