[<10>] ====== Толкования на Мф. 13:54 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **И, придя в отечество Свое, учил их в синагоге их, так что они изумлялись и говорили: откуда у Него такая премудрость и силы** См. Толкование на [[new:mf:13:53#svt_ioann_zlatoust|Мф. 13:53]] ===== Свт. Иларий Пиктавийский ===== Ст. 54-57 **И, придя в отечество Свое, учил их в синагоге их, так что они изумлялись и говорили: откуда у Него такая премудрость и силы? не плотников ли Он сын? не Его ли Мать называется Мария, и братья Его Иаков и Иосий, и Симон, и Иуда? и сестры Его не все ли между нами? откуда же у Него все это? И соблазнялись о Нем. Иисус же сказал им: не бывает пророк без чести, разве только в отечестве своем и в доме своем** Свои не почитают Господа. Хотя и премудрость учения, и сила деяния вызывали удивление, однако их неверие не обрело истинного суждения. Ибо они не верят, что это Бог действует в человеке, более того, они называют Его отца, мать и братьев и попрекают ремеслом отца. Но очевидно, что Он Сын Творца, Выплавляющего железо огнем, Остужающего всю силу мира судом и Образующего материю ради человеческой пользы во всяком деле, а именно Ваяющего из бесформенного материала наших тел части для различных служений и для всякого дела вечной жизни. Итак, все **соблазнялись** о них и среди столь великих чудес, которые Он совершал, смущались созерцанием Его тела. Господь ответил им, что **пророк** лишен **чести в своем отечестве**, потому что в Иудее Он был презираем вплоть до крестного приговора. И поскольку силу Божию имеют только верующие, из-за их неверия Он всех их лишил действий божественной силы. //**Комментарий на Евангелие от Матфея.**// ===== Блж. Иероним Стридонский ===== **И, придя в отечество Свое, учил их в синагоге их, так что они изумлялись и говорили: откуда у Него такая премудрость и силы** См. Толкование на [[new:mf:13:53#blzh_ieronim_stridonskij|Мф. 13:53]] ===== Блж. Феофилакт Болгарский ===== Ст. 54-57 **И, придя в отечество Свое, учил их в синагоге их, так что они изумлялись и говорили: откуда у Него такая премудрость и силы? Не плотников ли Он сын? Не Его ли мать называется Мария, и братья Его Иаков и Иосий, и Симон и Иуда? И сестры Его не все ли между нами? Откуда же у Него все это? И соблазнялись о Нем. Иисус же сказал им: не бывает пророк без чести, разве только в отечестве своем и в доме своем** Жители Назарета, будучи неразумными, думали, что неблагородство и незнатность предков мешает угодить Богу. Допустим, что Иисус был простой человек, а не Бог. Что мешало Ему быть великим в чудесах? Итак, они оказываются и несмысленными, и завистливыми, ибо они должны были более радоваться тому, что отечество их дало миру такое благо. Братьями же и сестрами Господь имел детей Иосифа, которых он родил от жены своего брата, Клеопы. Так как Клеопа умер бездетным, то Иосиф по закону взял его жену за себя и родил от нее шестерых детей: четыре мужского пола и двух женского - Марию, которая по закону называется дочерью Клеопы, и Саломию. "Между нами" вместо: "живут здесь с нами". Итак, о Христе соблазнялись и эти; может быть, и они говорили, что Господь изгоняет бесов Веельзевулом. //**Толкование на Евангелие от Матфея.**// См. также Толкование на [[new:mf:13:53#blzh_feofilakt_bolgarskij|Мф. 13:53]] ===== Блж. Петр Хрисолог ===== Ст. 54-56 **И, придя в отечество Свое, учил их в синагоге их, так что они изумлялись и говорили: откуда у Него такая премудрость и силы? не плотников ли Он сын? не Его ли Мать называется Мария, и братья Его Иаков и Иосий, и Симон, и Иуда? и сестры Его не все ли между нами? откуда же у Него все это** Синагоги, в которых собиралась толпа вероломных, не верных [людей], не могли быть Господними. В них сходился народ, полный ненависти, а не любви. В них заседал совет злонамеренных людей, а не совет доброго учения. **Учил их в синагоге их, так что они изумлялись**. Они изумлялись от негодования, а не дружелюбия. Они поражались от зависти, а не прославления. Они неистовствовали, потому что они не могли донести с высоких судебных скамей то, что Он сумел преподать, стоя [на земле] рядом с людьми. **Так что они изумлялись и говорили: откуда у Него такая премудрость**?Так говорит тот, кто не знает Бога, от Которого премудрость и сила. Так говорит тот, кто не знает, что Христос есть премудрость Божия и сила Божия. Откуда премудрость, ясно показывает Соломон, который еще в молодости достиг высот царствования, так что управлял вверенным ему народом добродетельно, без надменности, премудро, без высокомерия, согласно велениям сердца, а не рассудка. Он пожелал мудрости у Бога, испросил ее и получил. **Откуда у него такая премудрость и сила**? Сила, которая дает зрение, отнятое природой, которая возвращает слух, заключенный немощью, которая снимает оковы с немого и возвращает ему речь, которая заставляет бежать хромого, которая заставляет вернуться в тело души, уже охваченные смертью, эта сила от Бога, и отрицать это может только тот, кто завидует Спасению. //**Собрание проповедей.**// ===== Ориген ===== Ст. 54-57 **И, придя в отечество Свое, учил их в синагоге их, так что они изумлялись и говорили: откуда у Него такая премудрость и силы? не плотников ли Он сын? не Его ли Мать называется Мария, и братья Его Иаков и Иосий, и Симон, и Иуда? и сестры Его не все ли между нами? откуда же у Него все это? И соблазнялись о Нем. Иисус же сказал им: не бывает пророк без чести, разве только в отечестве своем и в доме своем** В этих словах проявляется недоумение: неужели Иисус был не [простым] человеком, а чем-то более божественным, поскольку полагали, что Он сын Иосифа и Марии и имеет четверых братьев, а также сестер. Ни в ком из Его родственников не замечали ничего подобного и считали, что Он не мог достигнуть такой мудрости и силы воспитанием и обучением. В другом месте [иудеи] говорят: //Как Он знает Писания, не учившись?// [[new:in:07:15|(Ин. 7:15)]], чему подобно и то, что сказано в данном случае. Однако говорящие это, столь недоумевающие и изумляющиеся, тем не менее не веровали, но **соблазнялись о Нем** [[new:mf:13:57|(Мф. 13:57)]], как будто очи их разума были удерживаемы силами, над которыми Ему предстояло восторжествовать во время страданий на [крестном] древе. //**Комментарий на Евангелие от Матфея.**// ===== Евфимий Зигабен ===== **И, придя в отечество Свое, учил их в синагоге их, так что они изумлялись и говорили: откуда у Него такая премудрость и силы** См. Толкование на [[new:mf:13:53#evfimij_zigaben|Мф. 13:53]] ===== Прот. Иоанн Бухарев ===== **И, придя в отечество Свое, учил их в синагоге их, так что они изумлялись и говорили: откуда у Него такая премудрость и силы** См. Толкование на [[new:mf:13:53#prot_ioann_buxarev|Мф. 13:53]] ===== Лопухин А.П. ===== Ст. 54-55 **И, придя в отечество Свое, учил их в синагоге их, так что они изумлялись и говорили: откуда у Него такая премудрость и силы? не плотников ли Он сын? не Его ли Мать называется Мария, и братья Его Иаков и Иосий, и Симон, и Иуда** [[new:mk:06:03|(Мк. 6:3)]]. О братьях и сестрах Спасителя см. [[new:in:02:12|Ин. 2:12;]] [[new:mf:12:46|Мф. 12:46]] и парал.; [[new:mf:13:55|13:55, 56]] и парал.; [[new:in:07:start|Ин. 7;]] [[new:act:01:14|Деян. 1:14;]] [[new:gal:01:18|Гал. 1:18-19;]] [[new:act:12:17|Деян. 12:17;]] [[new:1kor:09:05|1 Кор. 9:5]]. Иаков (не Алфеев и не Зеведеев) был после епископом Иерусалимской церкви, а после него третий брат его Симеон (см. Евсевия, Церковную Историю, 3:11). Он, по свидетельству Егезиппа у Евсевия (3:32) пострадал при Траяне и консуле Аттике, кончив жизнь “почти тою же смертью, какую претерпел Господь”, 120 лет от роду. Это было в девятый год царствования Траяна, т.е. в 107 году по Р. X. Если так, то Симеон был старше Спасителя на 11 лет. (Почему? В 107 году по рождестве Христове Иакову было 120. Значит старше на 7 лет? Прим. ред.) Внуки четвертого брата, Иуды, были приведены к Домициану и отпущены им. О втором брате Спасителя, Иосии (так в русском переводе) ничего неизвестно, кроме одного имени, если только не принимать во внимание общих сведений о братьях Спасителя (см. о них вышепреведенные цитаты. Самое имя Иосий пишется разно: Ἰωσήφ, Ἰωάννης, Ἰωσῆ (ς) , родит. Ἰωσῆτος, как у [[new:mk:06:03|Мк. 6:3]]. Наиболее достоверное чтение у Матфея — Ἰωσήφ, а у Марка — Ἰωσῆτος (род. пад.). Еще менее известно из Евангелия о сестрах Спасителя. О них упоминается только в [[new:mf:13:56|Мф. 13:56]]; [[new:mk:03:32|Мк. 3:32;]] [[new:mk:06:03|6:3]], где они не называются по имени. Между выражениями “сын плотника” (Мф.) и “плотник” (Мк.) нет большой разницы, и едва ли можно говорить, что первое название “более почтительно”. Выражение Марка “плотник” нашло отзвук у позднейших писателей; ср. Цельс у Оригена 6:34: ἦν τέκτων τὴν τέχνην. Ориген (6:36) отрицает, что Иисус Христос называется “плотником” (τέκτων) где бы то ни было в Евангелиях. Иуст. Триф. 88: τὰ τεκτονικὰ ἔργα εἰργάζετο, ἐν ἀνθρώποις ὤν, ἄροτρα καὶ ζυγά (Христос “делал плуги и ярма, находясь среди людей”). К слову “плотника” в некоторых рукописях прибавлено “Иосифа”. Правильное чтение у Марка, по-видимому, ὁ τέκτων ὁ υἱὸς τῆς Μαρίας. (Дейставительно, “плотник ” — более достоверно. У древних евреев сыновья обычно были продолжателями дела отца, да и думать, что Иисус столько лет жил на иждивении родителей — неправильно и исторически, и нравственно. Прим. ред.) //**Толковая Библия.**// ===== Троицкие листки ===== **И, придя в отечество Свое, учил их в синагоге их, так что они изумлялись и говорили: откуда у Него такая премудрость и силы** См. Толкование на [[new:mf:13:53#troickie_listki|Мф. 13:53]] [<10>]