[<10>] ====== Толкования на Мф. 13:58 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **И не совершил там многих чудес по неверию их** См. Толкование на [[new:mf:13:53#svt_ioann_zlatoust|Мф. 13:53]] ===== Блж. Иероним Стридонский ===== **И Он не совершил там многих чудес **[буквально: не обнаружил многой силы - non fecit ibi virtutes multas]** вследствие неверия их** Это значит не то, что Он "не мог" обнаружить множества сил вследствие их неверия, а значит то, что Он, не совершая многих знамений и чудес, осудил [своих] неверующих соотечественников. Это место можно понимать и иначе, - именно: что Иисус встречает презрение //в доме и отечестве Своем//, т. е. у народа иудейского. Потому Он и совершил там немногие чудеса, - чтобы они не были совершенно безответными. Гораздо большее число знамений совершал Он ежедневно через апостолов у народов языческих, и не столько в исцелении телесном, сколько в спасении душевном. //**Толкование на Евангелие от Матфея.**// ===== Блж. Феофилакт Болгарский ===== **И не совершил там многих чудес по неверию их** См. Толкование на [[new:mf:13:57#blzh_feofilakt_bolgarskij|Мф. 13:57]] ===== Блж. Петр Хрисолог ===== **И не совершил там многих чудес по неверию их** Христос пришел в свое отечество, ибо написано: //Пришел к своим, и свои Его не приняли// [[new:in:01:11|(Ин. 1:11)]]. И действительно, говоря: //Не бывает пророк без чести, разве только в отечестве своем//, Он учит, что прискорбно обладать властью среди своих, и возвышение среди сограждан обжигает. Слава близкого человека жжет близких. Если соседи должны воздавать почести соседу, они считают это рабством. **И не совершил там**, - говорит, - **многих чудес по неверию их**. Не бывает чуда там, где того не заслуживает неверие. И хотя Христос не требует вознаграждения, когда исцеляет, однако негодует, когда вместо почтения Ему отвечают неблагодарностью. //**Собрание проповедей.**// ===== Ориген ===== **И не совершил там многих чудес по неверию их** Мне кажется, что [между] телесными вещами и совершением чудес существует некое подобие. Труда земледельца недостаточно для того, чтобы собрать урожай, если нет содействия со стороны того, что посеяно, и особенно почвы, благодаря которой [земледелец] достигает желаемого результата. И почвы недостаточно без земледелия, а лучше сказать, Промыслитель не сотворил так, чтобы восходящее из земли восходило без земледелия, ибо это Он соделал однажды, сказав: //Да произрастит земля зелень, траву, сеющую семя по роду и по подобию ее// [[old:gen:01:11|(Быт. 1:11)]]. Таким образом, ни совершение чудес без веры исцеляемых не оказывает совершенного исцеляющего действия, ни вера, какой бы она ни была, без божественной силы. //**Комментарий на Евангелие от Матфея.**// ===== Евфимий Зигабен ===== **И не сотвори ту сил многих за неверство их** Силами называет чудеса, как дела Божественной силы. Обрати внимание на мудрость. Он сотворил некоторые чудеса, чтобы не могли сказать: из ненависти к нам, Он не исцелил наших (больных), или: если бы Он сотворил и у нас, то и мы уверовали бы, – сотворил же немного, за неверство их, так как они не веровали и сотворенным. Поэтому и Марк [[new:mk:06:06|(6:6)]] сказал: //и дивляшеся за неверствие их//, т.е. такому великому бесстыдству. Между тем как Матфей только сказал: //и не сотвори ту сил многих//, Марк [[new:mk:06:05|(6:5)]] сказал: //и не можаше ту ни единыя силы сотворити, токмо мало недужных, возложь руце, изцели//. Как же он сказал: //не можаше//? Невозможностью мы обыкновенно называем не только недостаток силы, но также препятствие того или другого рода, как здесь. Препятствовало же Ему неверие тех, кому Он благодетельствовал. Итак – //не мог//, т.е. встречал препятствие. Не должно было насильно благодетельствовать им. //**Толкование Евангелия от Матфея.**// ===== Прот. Иоанн Бухарев ===== **И не совершил там многих чудес по неверию их** «**Не сотворил многих чудес**, но сотворил немногие, – пишут св. Златоуст и блаженный Феофилакт, – для того, чтобы не сказали: Он противник наш и враг, презирает своих; чтобы не сказали: если бы чудеса были, и мы бы уверовали. Посему-то и сотворил чудеса, и удержался от чудес. Сотворил, чтобы исполнить свое дело; удержался, чтобы не подвергнуть их большему осуждению за неверие». Так Господь может лишать и нас, христиан, своей спасительной благодати за нашу холодность и нерадение о своем спасении! **//Толкование на Евангелие от Матфея.//** ===== Лопухин А.П. ===== **И не совершил там многих чудес по неверию их** [[new:mk:06:05|(Мк. 6:5)]]. Отсюда видно, что немногие чудеса были совершены Спасителем и в Назарете. Иоанн Златоуст спрашивает: ради чего немногие совершил чудеса? Чтобы не говорили: врач, исцели Самого себя; чтобы не говорили: враждебен нам и чужд и презирает Своих; чтобы не говорили, что если бы совершил чудеса, то и мы уверовали в Него. С этого пункта в Евангелии Матфея группирование материала становится ближе к Марку. //**Толковая Библия.**// ===== Троицкие листки ===== **И не совершил там многих чудес по неверию их** См. Толкование на [[new:mf:13:53#troickie_listki|Мф. 13:53]] [<10>]