[<10>] ====== Толкования на Мф. 14:14 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **И, выйдя, Иисус увидел множество людей и сжалился над ними, и исцелил больных их** См. Толкование на [[new:mf:14:13#svt_ioann_zlatoust|Мф. 14:13]] ===== Свт. Николай Сербский ===== **И, выйдя, Иисус увидел множество людей и сжалился над ними, и исцелил больных их** Это произошло после того, как царь Ирод казнил Иоанна Крестителя. Услышав о сем, Господь наш Иисус Христос удалился на лодке в пустынное место один. Все четыре евангелиста описывают это событие, одни – с большими, другие – с меньшими подробностями. По Евангелию от Иоанна, Господь сел в лодку в окрестности Тивериады и переплыл море Галилейское, а по Евангелию от Луки, Он пристал к северо-западному берегу моря и отправился в гору, в пустое место, близ города, называемого Вифсаидою. Господь имел обычай часто уединяться в пустынных местах и на горах. Он поступал так по трем причинам. Во-первых, дабы сделать краткую паузу в Своем спешном и обильном делании, чтобы люди, так сказать, переварили все учение, Им открытое, и все чудеса, Им явленные. Во-вторых, дабы показать апостолам и нам пример того, что необходимо уединяться, входить в комнату [[new:mf:06:06|(Мф. 6:6)]], молитвенно оставаясь душою наедине с Богом. Ибо уединение и безмолвие очищают, смиряют, проясняют и укрепляют человека. И в-третьих, дабы оправдать и поощрить пустынножительство и монашество, показав нам, что добрый и приносящий пользу человек нигде не может укрыться, как //«не может укрыться город, стоящий на верху горы»// [[new:mf:05:14|(Мф. 5:14)]]. История Церкви тысячи раз показывала, что никогда великий пустынник, молитвенник или чудотворец не мог укрыться от народа. Многие необоснованно спрашивают: «Что монаху делать в пустыне? Не лучше ли ему находится среди людей, служа им?» Но как будет светить незажженная свеча? В пустыню, в уединение монах несет свою душу, словно незажженную свечу, чтобы возжечь ее постом, молитвенными размышлениями и трудом. И если удастся ему возжечь ее, то свет будет виден всем людям, и люди пойдут к нему и найдут его, даже если он будет укрываться в песках, в непроходимых горах или неприступных пещерах. Нет, не бесполезен монах, напротив, он может быть полезен народу больше всех других людей. Это ясно показывает и случай, бывший с Господом нашим Иисусом Христом. Напрасно Он укрывался от народа в пустынном месте – множество людей последовало за Ним. А **Он**, увидев их, **сжалился над ними**, потому что они были, как овцы, не имеющие пастыря. Внизу, в городах, синагоги были полны самозванных пастырей, на деле бывших волками в овечьих шкурах. Люди знали это и чувствовали, так же как знали они и чувствовали неизмеримую милость и любовь Христову к ним. Люди увидели и почувствовали, что Христос есть единственный Пастырь Добрый, искренно и сострадательно о них пекущийся. Потому они и бежали за Ним даже в пустынное место. И Господь исцелил больных их. Народ чувствует, что нуждается во Христе, и требует чуда не из праздного любопытства, но по причине крайней необходимости и мук. И начал учить их много, – говорит апостол Марк. //**Беседы на Евангелие.**// ===== Блж. Иероним Стридонский ===== **И, выйдя, Иисус увидел множество людей и сжалился над ними, и исцелил больных их** В евангельских речах с буквой всегда соединен дух, и то, что на первый взгляд кажется холодным, если прикоснешься к нему, оказывается пылающим. Господь был в пустыне; за Ним последовали толпы, оставляя города свои, т. е. прежнее поведение и разнообразие учений (dogmatum). Иисус же, выйдя, показывает, что толпы, хотя имели желание пойти, но не имели силы дойти до конца; посему Спаситель и выходит из места Своего и идет навстречу, подобно тому как, - согласно изображенному в другой притче, - Он выбегает навстречу приносящему покаяние сыну [[new:lk:15:20|(Лк. 15:20)]]. И увидев толпы людей, Он умилосердился над ними и исцелил недужных между ними, чтобы за полной верой непосредственно следовала и награда. //**Толкование на Евангелие от Матфея.**// ===== Блж. Феофилакт Болгарский ===== **И, выйдя, Иисус увидел множество людей и сжалился над ними, и исцелил больных их** См. Толкование на [[new:mf:14:13#blzh_feofilakt_bolgarskij|Мф. 14:13]] ===== Евфимий Зигабен ===== **И изшед Иисус виде мног народ, и милосердова о них, и изцели недужныя их** Видел желание, несмотря и на награду за него. Не требует от них и веры; они доказали ее тем, что следовали пешком, без никакой пищи, в пустынное место. Марк ([[new:mk:06:34|6:34]]) и Лука ([[new:lk:09:11|9:11]]) сказали, что Он даже начал учить их многому и говорил им о Царствии Божием. Но откуда Он пришел и начал исцелять и учить? Конечно, с горы; потому что Иоанн ([[new:in:06:01|6:1-3]]) говорит: //иде Иисус на онпол моря Галилеи Тивериадска: и по Нем идяше народ мног, яко видяху знамения Его, яже творяше над недужными. Взыде же на гору Иисус и ту седяше с ученики Своими//. В лодке Он наставлял Своих учеников, – взойдя на гору, они отдыхали. Потом Он вышел и исцелял, и учил. //**Толкование Евангелия от Матфея.**// ===== Прот. Иоанн Бухарев ===== **И, выйдя, Иисус увидел множество людей и сжалился над ними, и исцелил больных их** **Исцели недужныя** (Иисус Христос исцелил больных). Исцелил, толкует св. Златоуст, и, не спрашивая их о вере, потому что о вере свидетельствует то самое, что они пришли к Иисусу, оставили города, тщательно искали Его [[new:mf:14:13|(ст. 13)]] и не оставляли, когда даже принуждал их к тому голод. **//Толкование на Евангелие от Матфея.//** ===== Лопухин А.П. ===== **И, выйдя, Иисус увидел множество людей и сжалился над ними, и исцелил больных их** [[new:mk:06:34|(Мк. 6:34;]] [[new:lk:09:11|Лк. 9:11)]]. Слово “вышед” (έξελθών) одни, согласно с Марком, толкуют: из лодки; другие — из пустынного места. Третьим и то и другое толкование представляется невообразимым, потому что оба толкования нечем доказать, и все это приводит к мысли, что в синоптическом предании здесь пропуск. Но то, что неясно у синоптиков, ясно у Иоанна, который говорит, что пред чудесным насыщением народа Иисус Христос взошел на гору и там сидел со Своими учениками. Έσπλαγχνίσθη не относится к больным, а к “народу,” как и последующее αυτών. Могло быть, что сожаление Христа вызвано было видом народа, у которого было много больных. Но у Марка несколько иначе: сострадание Христа вызвано было видом народа, который походил на овец, не имевших пастыря. //**Толковая Библия.**// ===== Троицкие листки ===== Ст. 14-21 **И, выйдя, Иисус увидел множество людей и сжалился над ними, и исцелил больных их. Когда же настал вечер, приступили к Нему ученики Его и сказали: место здесь пустынное и время уже позднее; отпусти народ, чтобы они пошли в селения и купили себе пищи. Но Иисус сказал им: не нужно им идти, вы дайте им есть. Они же говорят Ему: у нас здесь только пять хлебов и две рыбы. Он сказал: принесите их Мне сюда. И велел народу возлечь на траву и, взяв пять хлебов и две рыбы, воззрел на небо, благословил и, преломив, дал хлебы ученикам, а ученики народу. И ели все и насытились; и набрали оставшихся кусков двенадцать коробов полных; а евших было около пяти тысяч человек, кроме женщин и детей** Когда апостолы возвратились с проповеди, Господь сказал, чтобы они пошли в одно пустынное место и отдохнули немного. И Сам отправился с ними в лодке на северо-восточный берег озера Галилейского, к Вифсаиде. Но народ видел, куда они поплыли, и пешие, берегом, побежали туда. Выйдя из лодки, Господь взошел на гору и там сидел с учениками. Толпы все прибывали. Время было весеннее, около праздника Пасхи; к жителям окрестных городов и селений присоединились богомольцы, отправлявшиеся в Иерусалим. Спаситель видел это усердие народное: **И, выйдя, Иисус**, спустившись с горы, как любящий отец к детям, **увидел множество людей и сжалился над ними**, потому что они были, как овцы без пастыря, и много и долго беседовал с ними о Царствии Божием, **и исцелил больных их**. Благодеяния Господа превышали усердие народа к Нему: Он исцелял на этот раз всех недужных, не спрашивая даже о вере, «так как о вере их уже свидетельствовало то, что они оставили города, тщательно искали Его и не хотели расстаться с Ним, когда даже принуждал их к тому голод», – говорит святитель Златоуст. Евангелист Иоанн благовествует, что Господь, окинув взором множество народа, сказал апостолу Филиппу: «Где нам купить хлебов, чтоб их накормить?» Он знал, что хотел сделать, но этим вопросом испытывал веру Своего ученика, который некогда при первой же встрече с Ним признал в Нем Мессию, предсказанного Моисеем и пророками. Филипп мог бы сказать: «Ты все можешь, Ты можешь напитать и этих людей, ради Твоего учения забывших о насущном хлебе». Но он думал по-земному: «И на двести динариев», – сказал он, – «будет недовольно хлеба, чтобы досталось каждому из них хотя понемногу». Для апостолов было ясно, что помочь нужде не было средств, кроме чуда; но о чуде они не думали. А Сам Господь не приступал к чуду, а ожидал, пока обратятся к Нему с просьбой: такое было у Него правило. Между тем, народ подавлял в себе чувство голода благоговейным желанием быть около дивного Чудотворца. **Когда же настал вечер, приступили к Нему ученики Его**, заботливо помышлявшие о том, что народу надобно подкрепить себя пищей, **и сказали: место здесь пустынное и время уже позднее; отпусти народ, чтобы они пошли в** ближайшие **селения и купили себе пищи.** «Если, – говорит святитель Златоуст, – и по совершении чуда ученики забыли о нем, то тем паче, не видев еще на опыте такого чуда, не могли и ожидать чего-либо подобного». **Но Иисус сказал им: не нужно** (не имеют нужды) **им идти, вы дайте им есть**. Добрый Пастырь, насытив Своих овец духовно, не хочет отпустить их голодными и телесно. «Заметь мудрость Учителя, – говорит святитель Златоуст, – как прямо ведет их к вере. Не сказал вдруг: «Я напитаю их», – этому они не скоро бы поверили; не сказал: «Я дам», но – «вы дайте». А они ответили Ему, как простому человеку: «Может быть, пойти купить нам хлеба динариев на двести? Но на что купить? У нас в ковчежце и такой суммы не найдется, да и где теперь купить можно? Селения не близко»... Но Господь, как бы не замечая этого, сказал: «Сколько у вас есть хлеба? Пойдите, посмотрите». Апостол Андрей ответил Ему: «Здесь есть один мальчик, у которого пять ячменных небольших хлебов и две рыбки, но что это для такого множества?» Видно, апостолы уже заботливо справлялись, есть ли у народа какая пища». **Они же**, может быть, купив скудные запасы у мальчика, **говорят Ему**, Господу: **у нас здесь только пять хлебов и две рыбы**. Хотя близость к Спасителю уже заронила в их сердца искру Евангельской любви к ближнему, но это сердце, по замечанию евангелиста Марка, в то время было окаменено. **Он сказал: принесите их Мне сюда**. «Хотя «место пустынное», но здесь Тот, Кто питает вселенную; хотя «время уже позднее», но с вами беседует Тот, Кто не подлежит времени» (свт. Иоанн Златоуст). **И велел народу возлечь**, – поучая простоте жизни, велел рассадить народ **на** зеленую **траву**, которой в эту приятную, весеннюю пору, в «месяц цветов», было много в том месте, так что все разместились рядами, по сто и по пятьдесят, чтобы удобнее было всех обойти, избегая давки и замешательства, **и, взяв** (в святые Свои руки) **пять хлебов и две рыбы, воззрел на небо**, как истинный Отец семейства, **благословил**. «Для чего Христос воззрел на небо и благословил? – вопрошает святитель Златоуст и отвечает: – Ему надлежало уверить о Себе, что Он послан от Отца и что равен Ему. Равенство Свое с Отцом Он доказывал тем, что все делал с властью; а тому, что послан от Отца, не поверили бы, если бы не поступал Он во всем с великим смирением, не стал всего приписывать Отцу и во всяком деле призывать Его. Потому Господь творит чудеса иногда со властью, а иногда по молитве, причем поступает так не по нужде в содействии, но воздавая честь Рождшему Его. Он взирает на небо в подтверждение Своего посольства от Отца, и в научение наше не прежде приступает к трапезе, как воздав благодарение Подающему нам пищу». **И, преломив** тонкие ячменные хлебцы, **дал хлебы** и рыбы **ученикам, а ученики**, принимая куски от Его святых рук, обходили ряды возлежавших на траве и раздавали **народу**. Чудесное умножение совершалось сначала в собственных руках Спасителя, потом в руках апостолов и, наконец, в руках ядущих. **И ели все и насытились**; сколько кто хотел. Это был скромный, но достаточный, а для голодных и усталых странников даже и восхитительный ужин. Так Господь оправдал перед народом Свое собственное обетование: //«Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам»// [[new:mf:06:33|(Мф. 6:33)]]. «Но почему Христос не творит хлебов вновь? – спрашивает святитель Златоуст и отвечает: – Дабы самими делами научить, что все видимое сотворено Им, что Он есть изрекший в начале: //«да произрастит земля зелень»// и да произведет вода пресмыкающихся, душу живую [[old:gen:01:11|(Быт. 1:11,]] [[old:gen:01:20|20)]]. Умножить так пять хлебов и две рыбы не менее важно, чем произвести из земли плод и из воды живое существо. Доселе Он творил чудеса над одними больными, а теперь оказывает всеобщее благодеяние, дабы народ не оставался простым зрителем того, что происходило с другими, но и сам получил дар. И что Иудеям во время странствования по пустыне казалось чудным [[old:ps:077:20|(Пс. 77:20)]], то самое Господь показал на деле. Для того и ведет их в пустыню, чтобы чудо не подлежало никакому сомнению. Отсюда же познаем и умеренность учеников: их было двенадцать, а имели при себе только пять хлебов и две рыбы. Столь мало радели они о плотском. Даже и этого малого не стали удерживать. Из этого и мы должны научиться, что, хотя имеем у себя малость, однако ж, и то обязаны отдавать нуждающимся. Он раздавал через учеников, чтобы сделать им честь, а также и для того, чтобы они не остались в неверии и не забыли чуда, когда собственные их руки будут свидетельствовать об этом. Господь дал не более, как хлебы и рыбу, чтобы всех научить воздержанию». Окончилась чудесная трапеза; Господь повелел собрать ее остатки, чтобы ничто не пропало, уча нас бережливости в дарах Божиих. **и набрали оставшихся кусков двенадцать коробов полных**, по корзине на каждого апостола, дабы, послужив чуду, и сами вкусили, и не находившимся здесь могли предложить от избытков этой дивной трапезы. Так трудящийся достоин пропитания, и служащий алтарю должен питаться от алтаря. «Для того, – говорит святитель Златоуст, – Христос попустил народу почувствовать и голод, чтобы не принял кто чуда за мечту; для того сделал оставшихся кусков двенадцать кошниц, чтобы и Иуде было что нести. Господь и без хлебов мог утолить голод, но тогда ученики не познали бы Его могущества, а за это чудо так удивились Ему Иудеи, что хотели сделать Его Царем», почитая Его за Мессию – Христа. **а евших было около пяти тысяч человек, кроме женщин и детей**. Итак, не одни мужи, но и жены, и дети следовали за Господом в пустыню; таково было всеобщее усердие народа. Достойно внимания, что остатки чудесной трапезы далеко превосходили первоначальный запас; в этом мы видим образ той любви, которая, любя, не истощается, а напротив, изливаясь на других, еще богатеет, умножается; чем более будешь благотворить, тем более будут умножаться средства твои к благотворению. Дивное умножение хлебов было и наглядным изображением Таинства Причащения, в котором Агнец Божий, Иисус Христос, под видом хлеба и вина, раздробляется, но не разделяется и, всегда ядомый, никогда не иждивается и освящает причащающихся... //**Троицкие листки. №801-1050.**// [<10>]