[<10>] ====== Толкования на Мф. 14:31 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **Иисус тотчас простер руку, поддержал его и говорит ему: маловерный! зачем ты усомнился** См. Толкование на [[new:mf:14:29#svt_ioann_zlatoust|Мф. 14:29]] ===== Свт. Николай Сербский ===== **Иисус тотчас простер руку, поддержал его и говорит ему: маловерный! зачем ты усомнился** Разве и мы тысячи раз не утопали в опасных волнах житейского моря, пока некая невидимая рука не простиралась к нам, не поддерживала нас и не спасала от опасностей? Кто из вас не сумел бы поведать хоть о нескольких случаях, когда невидимая рука неожиданно помогала ему в беде? Все вы это знаете, все вы такие истории рассказываете и пересказываете, да даже и признаете существование спасшей вас невидимой руки. Но, к сожалению, мало среди вас тех, кто хотя бы чрез посредство своей совести услышал укор невидимых уст: **маловерный! Зачем ты усомнился?** Зачем ты усомнился, друг, в том, что Божия рука близ есть? Зачем не прославил Бога в минуту величайшей опасности? Разве усомнился Авраам, приведя своего единственного сына к жертвеннику на заклание? Не спас ли Бог его тогда? Разве, прославив в персях китовых Бога, не был спасен Иона: //«Когда изнемогла во мне душа моя//, – говорит он, – //я вспомнил о Господе, и молитва моя дошла до Тебя, до храма святого Твоего»// [[old:ion:02:08|(Ион. 2:8)]]. Разве три отрока в огненной пещи Вавилонской, не усомнившись, не спаслись верою? И прозорливый Даниил во рве львином? И блаженный Иов в язвах на гноище? И тысячи и тысячи других, коих гонители подвергали величайшим мукам за веру Христову, – разве они усомнились? Зачем же ты усомнился? Но Господь много раз подавал тебе нечаянное спасение невидимою рукою Своею, даже когда ты не уповал на Него. И потому хотя бы теперь вспомни о благодеяниях Божиих, и покайся в своем маловерии, и укрепись в вере, и с этого дня во всякой опасности прославляй и призывай имя Господне – и спасешься. Прославь Бога среди опасностей, а не тогда, когда они уже миновали. Но не отчаивайся и в том случае, если ты проявил маловерие. И Петр был маловерен, однако со временем утвердился в вере и сделался в истине крепким, как камень. И Фома был маловерен, но Господь умножил в нем веру. И многие величайшие святые были сперва маловерны, а затем стали постоянны и тверды в вере Христовой. Послушай, что говорит блаженный Давид: //«На Бога уповах, не убоюся, что сотворит мне человек. Во мне, Боже, молитвы, яже воздам хвалы Твоея, яко избавил еси душу мою от смерти, очи мои от слез, и нозе мои от поползновения, благоугожду пред Господем во свете живых»// [[old:ps:055:12|(Пс. 55:12–14)]]. Так говорит истинно верующий, на примере собственной жизни познавший, что у него и волосы на голове все Богом сочтены и что ни одна из малых птиц – а тем более человек – не упадет на землю без воли Божией. //**Беседы на Евангелие.**// ===== Блж. Августин ===== **Иисус тотчас простер руку, поддержал его и говорит ему: маловерный! зачем ты усомнился** В то время как Господа не смущает человеческая похвала, люди в Церкви часто откликаются на похвалу человеков и почести, почти восторгаются ими. Вот Петр испугался на воде, видя сильный ветер. В самом деле, кто не испугается такого голоса: //вожди твои вводят тебя в заблуждение и путь стезей твоих испортили// [[old:is:03:12|(Ис. 3:12)]]. И поскольку душа борется против желания человеческой похвалы, хорошо ей обращаться при такой опасности к молитве и прошению, чтобы тот, кто очарован похвалой, не оказался потопленным позором. Пусть нетвердо стоящий в волнах Петр восклицает: //Господи! спаси меня// (см. [[new:mf:14:30|Мф. 14:30]]). **Иисус тотчас простер руку, поддержал его и говорит ему: маловерный! зачем ты усомнился?**- то есть почему ты, смотря прямо на Того, к Кому направлялся, не в Нем только видел свое упование? И тем не менее Он спасает Петра из волн и не дает погибнуть тому, кто, сознавая свою немощь, просил помощи у Господа. **//Проповеди.//** ===== Блж. Иероним Стридонский ===== Ст. 31-32 **Иисус тотчас простер руку, поддержал его и говорит ему: маловерный! зачем ты усомнился? И, когда вошли они в лодку, ветер утих** Если апостолу Петру, - о вере которого и пламенном духе мы сказали выше, и который с уверенностью просил Спасителя словами: //Господи! если это Ты, повели мне придти к Тебе по воде// [[new:mf:14:28|(Мф. 14:28)]], - говорится: **Маловерный! зачем ты усомнился?** так как он на малое время обнаружил страх; то что должно сказать нам, не имеющим даже и малейшей частицы этой малой (modicae - умеренной) веры? //**Толкование на Евангелие от Матфея.**// ===== Блж. Феофилакт Болгарский ===== Ст. 31-33 **Иисус тотчас простер руку, поддержал его и говорит ему: маловерный! зачем ты усомнился? И когда вошли они в лодку, ветер утих. Бывшие же в лодке подошли, поклонились Ему и сказали: истинно Ты Сын Божий** Показывая, что не ветер - причина потопления, но малодушие, Христос упрекает не ветер, но малодушного Петра. Поэтому, подняв его, поставил на воду, позволяя ветру дуть. Не совершенно усомнился Петр, а несколько, то есть отчасти. Ибо насколько он испугался, настолько и не веровал. Когда же закричал: //"Господи! спаси меня"// (см. [[new:mf:14:30|Мф. 14:30]]), то этим уврачевал свое неверие. Почему и слышит: "**маловерный**", а не "неверный". Итак, и бывшие в лодке отрешились от страха, ибо **ветер утих**. Познав чрез это Иисуса, они исповедуют Его Божество. Ибо ходить по морю свойственно не человеку, но Богу, как и Давид говорит: "//Путь Твой в море, и стезя Твоя в водах великих"// [[old:ps:076:20|(Пс. 76:20)]]. По наведению корабль - это земля, волнение-жизнь, возмущаемая злыми духами, ночь-неведение. //"В четвертую стражу"// (см. [[new:mf:14:25|Мф. 14:25]]), то есть к концу веков, явился Христос. Первая стража - завет с Авраамом, вторая - закон Моисея, третья - пророки, четвертая - пришествие Господа. Ибо Он спас обуреваемых, когда пришел и жил с нами, чтобы мы, познав Его как Бога, поклонились Ему. Обрати внимание и на то, что то, что случилось с Петром на море, предзнаменовало его отречение, затем обращение и раскаяние. Как там говорил смело: //"не отрекусь от Тебя"//, так и здесь говорит: //"повели мне придти к Тебе по воде"//: и как там Господь допустил, чтобы он отрекся, так и здесь допускает, чтобы он утопал; здесь Господь дал ему руку и не допустил утонуть, и там чрез покаяние извлек его из глубины отречения. //**Толкование на Евангелие от Матфея.**// ===== Евфимий Зигабен ===== **И абие Иисус, простер руку, ят его и глагола ему: маловере, почто усумнелся еси** Упрекнув в этом Петра, показал, что не сила волн опрокидывала его, но маловерие, или слабость высказанной им веры. **Маловером** его назвал, потому что, испугавшись ветра, он отверг великую часть ее (веры). Итак, говорит ему: **почто усумнелся еси**, или: почему ты прежде был смелым, а потом стал робким: это назвал сомнением. Укрепивший тебя против волн укрепил бы и против ветра. //**Толкование Евангелия от Матфея.**// ===== Прот. Иоанн Бухарев ===== **Иисус тотчас простер руку, поддержал его и говорит ему: маловерный! зачем ты усомнился** Не повелел уняться ветру, а **простер руку** и (**ят**) поддержал Петра, чтобы показать, что не стремление ветра, но Петрово маловерие произвело такую перемену. И Господь укрощает не ветер, а сие маловерие. **Маловере, почто** (зачем) **усомнелся еси?** Следовательно, Петр легко устоял бы и против ветра, если бы не ослабела в нем вера. И Господь не сказал: зачем ты пошел? Следовательно, Он не хотел охлаждать ревности своих апостолов, но ободряет их и показывает, что при Его помощи они все могут сделать. **//Толкование на Евангелие от Матфея.//** ===== Лопухин А.П. ===== **Иисус тотчас простер руку, поддержал его и говорит ему: маловерный! зачем ты усомнился** Вместо “поддержал” лучше “взял” (έπελάβετο). Глаголом διατάξω выражается сомнение, колебание, двойная мысль, мнение, положение. Вера Петра заставила его и дала ему возможность идти по водам; страх заставил его погружаться в воду (καταπονίζεσθαι). Златоуст говорит, что “это происшествие чудеснее прежнего, потому и случилось после. Когда Христос показал, что Он Владыка моря, Он производит пред учениками другое удивительнейшее знамение. Прежде Он запретил только ветрам, а теперь и Сам ходит по водам, и другому дозволяет сделать то же.” По поводу страха Петра Иоанн Златоуст говорит: “так бесполезно быть близ Христа тому, кто не близок к Нему верою.” //**Толковая Библия.**// ===== Троицкие листки ===== **но, видя сильный ветер, испугался и, начав утопать, закричал: Господи! спаси меня** См. Толкование на [[new:mf:14:22#troickie_listki|Мф. 14:22]] [<10>]