[<10>] ====== Толкования на Мф. 15:17 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **еще ли не понимаете, что все, входящее в уста, проходит в чрево и извергается вон** См. Толкование на [[new:mf:15:12#svt_ioann_zlatoust|Мф. 15:12]] ===== Свт. Хроматий Аквилейский ===== **еще ли не понимаете, что все, входящее в уста, проходит в чрево и извергается вон** Сказанное Господом: //не то, что входит в уста, оскверняет человека// [[new:mf:15:11|(Мф. 15:11)]], фарисеи, как свидетельствует Петр, восприняли как соблазн. Через Моисея в далекие времена Бог указал, что не любая пища является чистой: одни виды чистые, другие нет. Теперь же мы должны задаться вопросом, почему в те далекие времена Бог запретил есть нечистое. Поскольку все, что предназначено человеку в пищу, создано Богом и благословлено Им в самом начале, поскольку все это сохраняет свою природу, то почему же закон Божий впоследствии позволил народу иудеев одно есть, так как оно чистое, а другое не есть, так как оно нечистое? Во-первых, установления такого рода даны были Господом в силу мотовства и безудержных аппетитов этого народа. Предавшись еде и питью, народ стал забывать заповеди Божьи, сделал себе тельца литого у Хорива, и, как написано: //сел народ есть и пить, а после встал играть// [[old:ish:32:06|(Исх. 32:6)]]. Все такое с необходимостью было воспрещено Господом, чтобы народ, отказываясь от лучшей пищи и обуздывая свои неумеренные аппетиты, легче склонялся к порядку и управлению Божьему. Только после их преступления с золотым тельцом вводится такой запрет. И вот им, словно порицая этот жестоковыйный народ, Господь мягко и благосклонно говорит: «она будет нечистой для вас». Не то, что она нечиста сама по себе, но «будет». Да и не сказал «для всех», но - «для вас». Так Он дал понять, что ни сама еда не была нечистой, ни другим, кроме них, она не была и не будет нечистой. К тому же и заслужил этот народ запрет - он манне небесной предпочел египетское мясо, огурцы и дыни. //**Трактат на Евангелие от Матфея.**// ===== Блж. Иероним Стридонский ===== Ст. 17-18 **еще ли не понимаете, что все, входящее в уста, проходит в чрево и извергается вон? А исходящее из уст - из сердца исходит; сие оскверняет человека** У еретиков и развращенных людей все евангельские места исполнены соблазнов. И вот на основании такого представления некоторые злословят, будто Господь, не сведущий в решении вопросов естественных, думает, что всякая пища направляется в желудок и потом выбрасывается вон, хотя в действительности принятая пища разливается по членам, жилам и венам до мозга костей. Поэтому многие, вследствие болезни желудка поддерживающие непрерывно рвоту, хотя тотчас же после обильного вкушения пищи и выбрасывают то, что ввели в желудок, однако бывают полными, - потому что в действительности более жидкие яства и питье при первом соприкосновении [с членами] разливаются по ним. - Но такого рода толкователи, желая показать неведение другого, обнаруживают свое собственное невежество. В самом деле, ведь даже тонкая влага и жидкая пища после своего переваривания и растворения в членах и жилах направляется в нижние части, через незаметные отверстия тела, называемые у греков πόρους, и выбрасывается в уединенное место. //**Толкование на Евангелие от Матфея.**// ===== Блж. Феофилакт Болгарский ===== **еще ли не понимаете, что все, входящее в уста, проходит в чрево и извергается вон** См. Толкование на [[new:mf:15:16#blzh_feofilakt_bolgarskij|Мф. 15:16]] ===== Евфимий Зигабен ===== **еще ли не понимаете, что все, входящее в уста, проходит в чрево и извергается вон** См. Толкование на [[new:mf:15:16#evfimij_zigaben|Мф. 15:16]] ===== Прот. Иоанн Бухарев ===== **еще ли не понимаете, что все, входящее в уста, проходит в чрево и извергается вон** См. Толкование на [[new:mf:15:15#prot_ioann_buxarev|Мф. 15:15]] ===== Лопухин А.П. ===== **еще ли не понимаете, что всё, входящее в уста, проходит в чрево и извергается вон** [[new:mk:07:18|(Мк. 7:18-19)]]. У Марка гораздо подробнее: //неужели// и вы так непонятливы? //Неужели не// разумеете, что ничто, извне входящее в человека, не может осквернить его? Потому что не в сердце его входит, а в чрево, и выходит вон. Для рассматриваемого места встречается параллель у Филона (De Opific. Mundi 1:29), который говорит: “через уста, по словам Платона, входит смертное, а выходит бессмертное. Через уста входит пища и питье, тленного тела тленное насыщение. А слова, бессмертные законы бессмертной души, которыми управляется разумная жизнь, из уст выходят.” //**Толковая Библия.**// ===== Троицкие листки ===== **еще ли не понимаете, что всё, входящее в уста, проходит в чрево и извергается вон** См. Толкование на [[new:mf:15:12#troickie_listki|Мф. 15:12]] [<10>]