[<10>] ====== Толкования на Мф. 15:26 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **Он же отвещав рече: несть добро отъяти хлеба чадом и поврещи псом** См. Толкование на [[new:mf:15:22#svt_ioann_zlatoust|Мф.15:22]] и [[new:mf:15:23#svt_ioann_zlatoust|Мф. 15:23]] ---- **«Нехорошо взять хлеб у детей»**. У каких чад? У иудеев. «**И бросить псам**, т. е. Вам». Поистине Господь сказал это для посрамления иудеев, потому что они, называемые чадами, сделались псами. Поэтому и Павел говорит: //«Берегитесь псов, берегитесь злых делателей, берегитесь обрезания, потому что обрезание – мы»// [[new:fil:03:02|(Фил. 3:2-3)]]. А язычники назывались псами и сделались чадами. //«Дети мои, для которых я снова в муках рождения, доколе не изобразится в вас Христос!»// [[new:gal:04:19|(Гал. 4:19)]]. Эта похвала есть обвинение для иудеев. **«Нехорошо взять хлеб у детей и бросить псам»**. Что же жена? **«Так, Господи»**. О, твердость жены; о, ревность души! Врач говорит: «нет»; а она говорит: «да». Господь говорит: «нет»; а она говорит: «да», – не обвиняя и не укоряя Его, но ожидая спасения. **«Нехорошо взять хлеб у детей и бросить псам»**. – «Так, Господи! Ты называешь меня псом, а я называю Тебя Господом; Ты унижаешь меня, а я прославляю Тебя. Так, Господи! Но и псы едят крохи, которые падают со стола господ их». О, мудрость жены! Из того же примера она заимствует приличное доказательство. «Ты называешь меня псом; я и буду питаться, как пес; не отказываюсь от этого унижения, не избегаю этого названия; приму пищу пса»; – так указывает она на дело обыкновенное. «Ты стой на своем; Ты назвал меня псом, дай же мне крупицу; Ты сделался защитником моей просьбы; покажи при отказе снисхождение. Так, Господи! но и псы едят крохи, которые падают со стола господ их». **//Беседа о жене хананейской.//** ===== Свт. Тихон Задонский ===== **Он же отвещав рече: несть добро отъяти хлеба чадом и поврещи псом** См. Толкование на [[new:mf:15:22#svt_tixon_zadonskij|Мф. 15:22]] ===== Блж. Иероним Стридонский ===== **Он же сказал в ответ: нехорошо взять хлеб у детей и бросить псам** См. Толкование на [[new:mf:15:25#blzh_ieronim_stridonskij|Мф. 15:25]] ===== Блж. Феофилакт Болгарский ===== **Он же сказал в ответ: нехорошо взять хлеб у детей и бросить псам** См. Толкование на [[new:mf:15:25#blzh_feofilakt_bolgarskij|Мф. 15:25]] ===== Епифаний Латинский ===== **Он же сказал в ответ: нехорошо взять хлеб у детей и бросить псам** См. Толкование на [[new:mf:15:25#epifanij_latinskij|Мф. 15:25]] ===== Евфимий Зигабен ===== **Он же отвещав рече: несть добро отъяти хлеба чадом и поврещи псом** Насколько жена увеличивала просьбу, настолько Христос усиливал отказ. Марк ([[new:mk:07:27|7:27]]) сказал, что Он сказал ей: //остави, да первее насытятся чада//. Отовсюду показывал близость к иудеям и любовь к ним, уважение и заботу. Их назвал он детьми, как Своих и как возлюбленных, а язычников – псами, как нечистых и преступных. Под хлебом разумеет исцеление не только телесное, но и душевное. И обрати внимание на благоразумие женщины: пораженная словами Христа, она на этих словах искусно строит себе защиту. //**Толкование Евангелия от Матфея.**// ===== Прот. Иоанн Бухарев ===== **Он же сказал в ответ: нехорошо взять хлеб у детей и бросить псам** В словах же ** нехорошо взять хлеб у детей и бросить псам** детьми называет Иисус Христос иудеев, так как их из всех народов Бог избрал и как бы усыновил Себе. Псами – язычников, так как они, не имея Божия закона, вели жизнь нечистую, предавались порокам. Признавая себя чадами Божиими, иудеи называли язычников таким именем, подобно тому, как теперь нечестиво так называют христиан магометане. Под хлебом здесь разумеется евангельское учение и чудеса. Смысл всех слов этих такой: «не справедливо оказать чудесную помощь язычнице, которая так же мало стоит ей, как пес хлеба, когда дети мои, иудеи, еще голодны, т. е. нуждаются в сей моей помощи». **//Краткое толкование Евангелий читаемых на литургии во все воскресные и праздничные дни года.//** ---- Здесь **детьми** называются Иудеи, а **псами** язычники. Иудеи называются чадами или детьми Божиими, так как они были избраны из всех народов и усыновлены Богом. Иудеи, признавая себя чадами Божиими, с презрением относились к язычникам и называли их позорными именами, напр., именами нечистых животных — псов, подобно тому, как теперь мусульмане называют христиан. Хананеянка была язычница, и Господь назвал в лице ее язычников именем псов применительно к понятию Иудеев, и в указанных словах ей выразил то, что не хорошо лишать благодеяний, т. е. чудотворений, предназначенных Иудеям, а вместо Иудеев передавать их язычникам. Это будет похоже на то, говорит Христос, как если бы отнять хлеб у детей и отдать собакам. Господь, конечно, не имел намерения этими словами выразить презрение к язычникам, какое выражали Ими Иудеи, и как бы подтвердить верность такого взгляда Иудеев на язычников; но хотел только испытать и обнаружить пред другими силу веры Хананеянки. Он иногда высказывал, что язычники более, чем Иудеи способны к принятию царства Его, как, например, было при исцелении слуги сотника [[new:mf:08:11|(8 гл. 11]][[new:mf:08:12|-12 ст.)]]. Немногие устояли бы в своей настойчивости после такого отказа, замечает один из духовных писателей; немногие не отвернулись бы с досадою или отчаянием от такого неумолимого, по-видимому, целителя. Но не так поступила Хананеянка. Верующим сердцем она чувствует, что Господь только испытывает ее веру; в самом тоне, какими сказаны Господом слова отказа, она слышит ободряющий голос божественной любви, и вот она в Его же словах находит себе защиту: **Ей, Господи** и пр. **//Толкование на Евангелие от Матфея.//** ===== Лопухин А.П. ===== **Он же сказал в ответ: нехорошо взять хлеб у детей и бросить псам** ([[new:mk:07:27|Мк. 7:27]] с добавлением: “дай прежде насытиться детям”). Буквально: нельзя (не должно) взять хлеб у детей и бросить псам (у Марка “не хорошо”). Думают, что Спаситель говорит здесь “ех publico judaeorum affectu" (Эразм), или, что то же, обыкновенной речью иудеев, которые называли язычников псами; израильтяне же, как чада Авраама, суть “сыны царства” [[new:mk:08:12|(8:12)]], и имеют первые право на хлеб благодати и истины. Иудеи называли язычников псами по причине идолопоклонничества и нечистой жизни. //**Толковая Библия.**// ===== Троицкие листки ===== **Он же сказал в ответ: нехорошо взять хлеб у детей и бросить псам** См. Толкование на [[new:mf:15:21#troickie_listki|Мф. 15:21]] [<10>]