[<10>] ====== Толкования на Мф. 16:21 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== Ст. 21-23 **С того времени Иисус начал открывать ученикам Своим, что Ему должно идти в Иерусалим и много пострадать от старейшин и первосвященников и книжников, и быть убиту, и в третий день воскреснуть. И, отозвав Его, Петр начал прекословить Ему: будь милостив к Себе, Господи! да не будет этого с Тобою! Он же, обратившись, сказал Петру: отойди от Меня, сатана! ты Мне соблазн! потому что думаешь не о том, что Божие, но что человеческое** **Оттоле начат Иисус сказовати им, яко подобает Ему пострадати**. **Оттоле**: с которого времени? С того, когда насадил в них учение о Своей божественности, - когда положил начало обращения языков. Но и тогда они не поняли еще слов Его, - сказано: //бе сокровен глагол сей от них// [[new:lk:18:34|(Лк. XVIII, 34)]]; они все еще оставались как бы в некоем мраке, не зная, что должно Ему воскреснуть. Вот почему Христос и останавливается на этом трудном для них предмете, распространяет Свое слово, чтобы отверсть их ум и дать выразуметь, что значат слова Его. Но они //не разумеша, но бе глагол сей сокровен от них//; они даже боялись спрашивать Его, впрочем не о том, точно ли умрет Он, но о том, как и каким образом, и что значит эта тайна? Они не знали, что такое значит воскреснуть, и считали важнейшим никогда не умирать. Вот почему, при общем смущении и недоумении учеников, пылкий Петр опять один осмеливается продолжить об этом разговор, но и то не при всех, а наедине, т. е. устранившись от других учеников; И говорит: **милосерд ты Господи: не имать быти тебе сие** [[new:mf:16:22|(ст. 22)]]! Что это значит? Тот, который удостоился откровения, назван блаженным, так скоро споткнулся и упал так, что побоялся страдания? Но что удивительного, если это случилось с человеком, который не получил о том откровение? Чтобы знать тебе, что он не сам от себя произнес слова (//Ты еси Христос Сын Божий// см. [[new:mf:16:16|Мф. 16:16]]), - смотри, как он смущается и недоумевает о том, что ему еще не открыто, и, тысячу раз слыша, не понимает, что говорят ему. Он познал, что Иисус есть Сын Божий; а что такое тайна креста и воскресения, - то ему еще не было известно. Сказано: //и бе сокровен от них глагол сей//. Видишь ли, что Христос справедливо запретил сказывать о том другим? Если сказанное так смутило и тех, кому нужно было это знать, то чего не случилось бы с другими? Но Христос, желая показать, что Он ни мало не против собственной воли идет на страдание, даже обличил Петра и назвал сатаною. Да слышат это все те, которые стыдятся крестных страданий Христовых. Если и верховный апостол, и притом, когда не понимал еще всего ясно, назван сатаною за то, что устыдился креста, то какое извинение найдут те, которые при всей очевидности отвергают это таинство? Если слышит такой упрек названный блаженным и исповедавший божество Христово, то подумай, чему подвергнутся те, которые и ныне отвергают таинство креста? Христос не сказал: сатана говорит твоими устами; но: **иди за Мною сатано!** потому что противник именно желал того, чтобы Христос не страдал. Вот причина, почему Он с такою силою обличил Петра; Он видел, что и Петр, и другие всего более того боялись, и не могли спокойно слышать. По той причине Он обнаруживает и тайные его мысли, говоря: **не мыслиши, яже суть Божия, но человеческая**. Что значит: **не мыслиши, яже суть Божия, но человеческая** [[new:mf:16:23|(ст. 23)]]? Петр, заключая о деле по человеческому и плотскому рассуждению, думал, что страдание для Христа позорно и несвойственно. Итак, проникая в его мысли, Христос говорит: ни мало не несвойственны Мне страдания, но ты так судишь по плотскому разуму; напротив, если бы ты в божественном Духе, освободившись от плотских помыслов, высказал сказанное Мною, то понял бы, что это Мне весьма прилично. Ты думаешь, что страдать для Меня низко, а Я тебе говорю, что эта мысль - не страдать Мне - от дьявола. Так Он страхом противного рассеивает боязнь Петра. Как и Иоанна, когда тот почитал низким для Христа креститься от него, Он убедил крестить, сказав: //тако подобает нам// [[new:mf:03:15|(Мф. III, 15)]]; как и самому Петру, когда не давал Ему умыть ног своих, сказал: //аще не умыю ног твоих, не имаши части со Мною// [[new:in:13:08|(Ин. XIII, 8)]], так и здесь Он вразумил Петра страхом противного и силою обличения, уничтожил страх, возбужденный мыслью о страдании. //**Беседы на Евангелие от Матфея.**// ===== Блж. Иероним Стридонский ===== **С того времени Иисус начал открывать ученикам Своим, что Ему должно идти в Иерусалим и много пострадать от старейшин и первосвященников и книжников, и быть убиту, и в третий день воскреснуть** Смысл таков: Тогда проповедуйте обо Мне, когда Я претерплю это, потому что бесполезно проповедовать всенародно о Христе и провозвещать народам Того, Которого они впоследствии увидят бичуемым и пригвожденным ко кресту и многое претерпевающим от старейшин и книжников, и первосвященников. - Ныне Иисус так же многое претерпевает от тех, которые //снова распинают в себе Сына Божия// [[new:evr:06:06|(Евр. 6:6)]]; и, хотя они считаются старейшинами в церкви и главами священников, они снова распинают Сына Божия, который всецело познается (sentitur) духом, а они руководствуются простой буквой. //**Толкование Евангелия от Матфея.**// ===== Блж. Феофилакт Болгарский ===== **С того времени Иисус начал открывать ученикам Своим, что Ему должно идти в Иерусалим и много пострадать от старейшин и первосвященников и книжников, и быть убиту, и в третий день воскреснуть** Заранее говорит Господь ученикам о Своем страдании, чтобы, когда оно наступит неожиданно, они не соблазнились, думая, что Он не предвидел и пострадал против своей воли. Когда они узнали, благодаря исповеданию Петра, что Он - Сын Божий, тогда открывает им о страданиях Своих. Но к печальному присоединяет и радостное, что в третий день пробудится от смерти. //**Толкование на Евангелие от Матфея.**// ===== Евфимий Зигабен ===== **Оттоле начат Иисус сказовати (δυκνυειν) учеником Своим, яко подобает Ему ити во Иерусалим и много пострадати от старец и архиерей и книжник, и убиену быти, и в третий день востати** С того времени, когда ученики твердо знали, что Он есть Сын Божий по естеству, Он начинает показывать, или предсказывать им, что Он должен претерпеть, чтобы, заранее зная это, они не соблазнялись во время страдания и не предполагали, что Он страдает по слабости природы. И как это можно было предполагать относительно Того, Который заранее знает, предсказывает и даже спешит пострадать? //**Толкование Евангелия от Матфея.**// ===== Прот. Иоанн Бухарев ===== **С того времени Иисус начал открывать ученикам Своим, что Ему должно идти в Иерусалим и много пострадать от старейшин и первосвященников и книжников, и быть убиту, и в третий день воскреснуть** **Оттоле** (с того времени), т. е. когда ап. Петр, сам лично и в то же время от лица всех прочих апостолов, исповедал Иисуса Христа Мессиею Сыном Божиим. До этого времени Иисус Христос хотя говорил апостолам о предстоящих Ему страданиях и смерти, но говорил не прямо, напр., чит. в [[new:mf:12:40|40 ст. 12 гл.]], где Он говорил о Своем тридневном воскресении; теперь же Он уже ясно говорит им об этом, потому что они признали Его за Мессию, и посему настала пора приготовлять их к мысли о предстоявших Ему страданиях и смерти. Господь с удивительною постепенностью открывал тайну спасения рода человеческого, говорит один духовный писатель, — приготовив постепенно апостолов, Он сначала открыл им тайну Своего Божества, и при том так, что они сами, устами ап. Петра, исповедали сию тайну. И вот теперь, когда они восприняли сердцем и исповедали тайну воплощения Сына Божия, а спасение рода человеческого имело совершиться не одним воплощением, но и страданиями Спасителя, Он сообщает им тайну Своих искупительных страданий и смерти. Он теперь, после видимого исповедания Петрова, и делает это — открывает сию тайну. **Идти во Иерусалим**, т. е. в последний раз для страданий. **Пострадать**. Иисус Христос, Спаситель мира, долженствовал совершить спасение людей Своим учением, жизнию, смертию и воскресением. После научения людей Своим словом и примером Своей жизни Иисусу Христу надлежало пострадать. Его вольные страдания и крестная смерть за людей, будучи бесконечной цены и достоинства, как смерть безгрешного и Богочеловека, долженствовали удовлетворить правосудию Божию, осудившему людей за грех на смерть, и сделаться безмерною заслугою на право, без оскорбления правосудия, подавать людям прощение грехов и благодать для победы над грехом и смертию. Господь имел принести Себя в жертву за других, подобно тому, как один человек выкупает другого из плена или из темницы за долг. Об этих страданиях и смерти, а затем и о воскресении Иисус Христос не раз предсказывал апостолам, чтобы заранее приготовить их к сему. Такое предсказание Он и высказывает апостолом в словах: **яко подобает** и пр. И в предсказании о Своих страданиях и смерти Своим ученикам Господь соблюдает постепенность. Теперь Он открывает им только то, что Ему **должно пострадать и быть убиту**, позднее уже скажет, что Он //будет предан язычникам на распятие// [[new:mf:20:19|(20, 19)]]. Чтобы облегчить тяжесть этих предсказаний для любящих сердец Своих учеников, каждый раз Господь прибавляет, что **в третий день** Он **воскреснет**. **Пострадать от старец, архиерей и книжник**. Иисус Христос предвидел, что главными виновниками Его смерти будут старейшины, первосвященники и книжники, потому так и говорил. Иудейские старейшины и книжники ненавидели Иисуса Христа за то, что Он обличал их ложное учение и беззаконную жизнь, и завидовали Ему потому, что народ, за учение и чудеса, уважал Его более, чем их: это и послужило для них поводом к тому, чтобы осудить Иисуса Христа. С другой стороны, старейшины, первосвященники и книжники составляли так называемый синедрион — высший суд, который судил Иисуса Христа и осудил Его на смерть (о синедрионе чит. в объясн. [[new:mf:02:04#prot_ioann_buxarev|4 ст. 2 гл.)]]. **//Толкование на Евангелие от Матфея.//** ===== Лопухин А.П. ===== **С того времени Иисус начал открывать ученикам Своим, что Ему должно идти в Иерусалим и много пострадать от старейшин и первосвященников и книжников, и быть убиту, и в третий день воскреснуть** [[new:mk:08:31|(Мк. 8:31;]] [[new:lk:09:22|Лк. 9:22)]]. Галилейское служение Христа простому народу теперь окончилось. Слово “старейшины” или “пресвитеры” первоначально прилагалось к таким старым людям, которые могли быть в совете пригодными представителями остального народонаселения. Но задолго до времени Христа название перестало означать возраст и сделалось названием должности. Оно означало лиц, которые считались пригодными, по своему высокому или влиятельному положению в обществе, войти в состав сената. Старейшины Синедриона были, без сомнения, главными лицами в государстве. Они были как бы шейхами народа. Слово “шейх” значит “старик”. //**Толковая Библия.**// ===== Троицкие листки ===== **С того времени Иисус начал открывать ученикам Своим, что Ему должно идти в Иерусалим и много пострадать от старейшин и первосвященников и книжников, и быть убиту, и в третий день воскреснуть** См. Толкование на [[new:mf:16:20#troickie_listki|Мф. 16:20]] [<10>]