[<10>] ====== Толкования на Мф. 16:23 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **Он же, обратившись, сказал Петру: отойди от Меня, сатана! ты Мне соблазн! потому что думаешь не о том, что Божие, но что человеческое** См. Толкование на [[new:mf:16:21#svt_ioann_zlatoust|Мф. 16:21]] ===== Свт. Игнатий (Брянчанинов) ===== **Он же, обратившись, сказал Петру: отойди от Меня, сатана! ты Мне соблазн! потому что думаешь не о том, что Божие, но что человеческое** См. Толкование на [[new:mf:16:22#svt_ignatij_brjanchaninov|Мф. 16:22]] ===== Прп. Антоний Великий ===== **Он же, обратившись, сказал Петру: отойди от Меня, сатана! ты Мне соблазн! потому что думаешь не о том, что Божие, но что человеческое** Он сказал: //«У Меня есть власть положить душу Мою, и вновь взять ее»// (см. [[new:in:10:17|Ин. 10:17]]). Поэтому и Петру Он гневно запретил, когда тот //«начал прекословить Ему»// (см. [[new:mf:16:22|Мф. 16:22]]), чтобы Господа не распяли, чтобы как-то избежать того, чему надлежало быть. **«Он же, обратившись... воспретил Петру, сказав: отойди от меня, сатана, ибо ни мыслишь о том, что Божие, но мыслишь человеческое»**, то есть: иди вслед за Мной, а не обгоняй и не постигай разумом Промысл. //**Вопросы св. Сильвестра и ответы прп. Антония. Вопрос 134.**// ===== Прп. Максим Исповедник ===== **Он же, обратившись, сказал Петру: отойди от Меня, сатана! ты Мне соблазн! потому что думаешь не о том, что Божие, но что человеческое** //Отчего Господь, укорив Петра, назвал его **сатаной**// Господь называет Петра сатаной не для того — как некоторые думают, — чтобы побранить его. Поскольку бывшее для Господа лишением для нас стало обретением, как, например, Его смерть стала для нас жизнью, а Его бесчестье стало для нас славой; а апостол Петр, когда Господь говорил, что Ему предстоит страдать, подумал, исходя из естественного [порядка] вещей, что невозможно [допустить], чтобы жизнь была погублена, а слава обесчещена, — поэтому Господь, отвергая эту мысль, ибо в сверхъестественном не должно искать естественную последовательность (ведь совершая это посредством противоположностей, Он замыслил [даровать нам] жизнь через смерть и славу через бесчестье), [так вот, Господь, имея в виду,] что эта мысль Ему противоположна, сказал: **Иди позади Меня**, как если бы сказал: Следуй Моему замыслу и не пытайся искать естественную последовательность вещей. Имя же Сатана, как говорят, переводится как противник. Господь произнес это слово не как бранное, но так, как если бы сказал: Противник моей цели. //**Вопросы и затруднения.**// ===== Блж. Иероним Стридонский ===== **Он же, обратившись, сказал Петру: отойди от Меня, сатана! ты Мне соблазн! потому что думаешь не о том, что Божие, но что человеческое** См. Толкование на [[new:mf:16:22#blzh_ieronim_stridonskij|Мф. 16:22]] ===== Блж. Феофилакт Болгарский ===== **Он же, обратившись, сказал Петру: отойди от Меня, сатана! ты Мне соблазн! потому что думаешь не о том, что Божие, но что человеческое** За то, что верно сказал Петр, Христос ублажает его, а за то, что он неразумно опасался и желал, чтобы Он не страдал, укоряет, говоря: "**отойди от Меня, сатана**!" Под "**сатаной**" разумеется противник. Итак, "**отойди от Меня**", то есть не противостой, но следуй Моему хотению. Называет же Петра так потому, что и сатана не желал, чтобы Христос пострадал. Говорит: ты по человеческому соображению думаешь, что страдание неприлично для Меня. Но ты не понимаешь того, что Бог чрез это совершает спасение и что это более всего приличествует Мне. //**Толкование на Евангелие от Матфея.**// ===== Ориген ===== **Он же, обратившись, сказал Петру: отойди от Меня, сатана! ты Мне соблазн! потому что думаешь не о том, что Божие, но что человеческое** В словах: //С того времени Иисус начал открывать ученикам Своим, что Ему должно идти в Иерусалим и много пострадать от старейшин// (см. [[new:mf:16:21|Мф. 16:21]]) и так далее, некоторым образом показывается, что Иисус не желал, чтобы [ученики] разглашали, что Он Христос. Ибо ученикам, узнавшим в это время, что Иисус есть Христос, //Сын Бога живого// [[new:in:06:69|(Ин. 6:69)]], <...> Он возвещает (вместо того чтобы они верили в Иисуса Христа распятого), чтобы они верили в Иисуса Христа, Которого распнут, но и (вместо того чтобы верить в Иисуса Христа, воскресшего из мертвых) учит их верить в Иисуса Христа, Который воскреснет из мертвых. И поскольку, //отняв силы у начальств и властей//, Он //подверг их позору, властно восторжествовав над ними// на древе [[new:kol:02:15|(Кол. 2:15)]] - и если кто-то стыдится Креста Христова, он стыдится и домостроительства, которое восторжествовало над ними, - то необходимо, чтобы //хвалился крестом Господа нашего Иисуса Христа// [[new:gal:06:14|(Гал. 6:14)]] верующий и узнавший это, а именно - что Крестом распятого Христа для верующего подвергнуты позору и покорены власти сего мира, среди которых, думаю, был и князь века сего. ...Петру, по незнанию имеющему нечто противоположно αντικειμενον Богу, Господь сказал: **сатана**, что по-еврейски значит «противник» (αντικειμενος). Если бы он не сказал по незнанию и не упрекнул //Сына Бога живого//, говоря Ему: //Будь милостив к Себе, Господи! Да не будет этого с Тобою// [[new:mf:16:22|(Мф. 16:22)]]!, Господь не сказал бы ему: **Отойди от Меня** - как оставленному быть позади Него и следовать за Ним, и не сказал бы ему: **сатана** - как сказавшему противоположное Его словам. Ныне же сатана смог его, последовавшего за Иисусом и идущего позади Него, отвлечь от того, чтобы следовать за Ним, быть позади Сына Божия и сделать его, благодаря сказанному им по незнанию, достойным услышать [слова]: **сатана** и **соблазн** Сына Божия, поскольку он не разумел того, **что Божие**, а **что человеческое**. //**Комментарии на Евангелие от Матфея.**// ===== Евфимий Зигабен ===== **Он же обращься рече Петрови: иди за мною, сатано, соблазн ми еси: яко не мыслиши яже (суть) Божия, но человеческая** **Он же обращься рече Петрови: иди за Мною, сатано** Марк ([[new:mk:08:33|8:33]]) сказал, что Христос, //обратившись и взглянув на учеников Своих, запретил Петру//, т.е. порицал его. Он желал, чтобы и они слышали это порицание и вразумились, потому что чувствовали то же, что и Петр. **Сатаною** назвал его, как подражающего сатане в том, что он не желал, чтобы Христос был умерщвлен. И сатана не желал, чтобы Христос был умерщвлен для того, чтобы оказались ложными все пророчества об Его смерти, и чтобы телесная смерть Христа не была смертью Его собственной власти; хотя сам же он возбудил иудеев к убиению Спасителя и оказался побежденным собственной злобой. Можно сказать и иначе: так как "сатана" значит – противник, а Петр, отклоняя Христа от смерти, не следовал, а противился Его воле, то Спаситель говорит ему: **иди за Мною, сатано**, т.е. следуй за Мною, противник... **соблазн Ми еси** Противодействуя Моей воле, ты служишь для Меня препятствием. Далее высказывает и причину, почему он противодействовал. **яко не мыслиши яже (суть) Божия, но человеческая** Ты так полагаешь, потому что размышляешь не о Божественном, а о человеческом. Если бы ты думал о Божественном, то считал бы для Меня достойным умереть за мир, а так как ты думаешь о человеческом, то считаешь для Меня недостойным даже умереть. Ты же обрати внимание на то, что недавно весьма ублажаемый теперь сильно порицается, – чтобы сдерживать и свою смелость и знать, что Спаситель был нелицеприятен. Когда тот сказал верно, ублажил его, а когда неверно – порицал. Верно он сказал то, относительно чего получил откровение от Бога, а неверно – то, что сказал от себя самого. //**Толкование Евангелия от Матфея.**// ===== Прот. Иоанн Бухарев ===== **Он же, обратившись, сказал Петру: отойди от Меня, сатана! ты Мне соблазн! потому что думаешь не о том, что Божие, но что человеческое** **Иди за Мною** (отойди от Меня) и пр. В этих словах Господь укоряет ап. Петра за то, что он как бы не хотел признать божественного определения относительно страданий и смерти Мессии. **Сатана** значит противник, диавол или князь бесовский (чит. в объясн. [[new:mf:12:26#prot_ioann_buxarev|26 ст. 12 гл.)]]. Господь назвал ан. Петра сатаною в том смысле, что он выражает такую мысль, которая противна определению Божию относительно смерти Его, как Спасителя мира. С другой стороны, потому, что Своим духом Господь видел, что сатана внушил Петру мысль противоречить Ему. **Ты Мне соблазн**, т. е. ты служишь Мне препятствием, когда желаешь, чтобы не исполнилось то, что предопределено от вечности и для чего Я пришел на землю. **Думаешь** (мыслиши) **не о том, что** (яже суть) **Божие**, т. е. не о том, что предусмотрено и определено Богом относительно смерти Мессии; **но что человеческое**, т. е. о том, что, по человеческому мнению, Мессии должно быть царем, завоевателем всего света, а не умирать позорною крестною смертию: это низко для Него; тогда как, напротив, не страдать для Него — низко, и эта мысль не страдать — от диавола. Спаситель наш, как говорит митрополит московский Филарет, носил Свою смерть в уме и сердце Своем постоянно. **//Толкование на Евангелие от Матфея.//** ===== Лопухин А.П. ===== **Он же, обратившись, сказал Петру: отойди от Меня, сатана! ты Мне соблазн! потому что думаешь не о том, что Божие, но что человеческое** [[new:mk:08:33|(Мк. 8:33)]]. Возражение Петра свидетельствует о том, что ни он, ни другие ученики недостаточно понимали речь Христа о Его истинном мессианском величии. “Петр, заключая о деле по человеческому и плотскому рассуждению, думал, что страдание Христа позорно и Ему несвойственно” (Иоанн Златоуст). Отвечая Петру, Христос, по Златоусту, сказал, что препятствовать Ему и сокрушаться о Его страдании не только вредно и пагубно для Петра, но что он и сам не может спастись, если не будет всегда готов умереть. Некоторые толкователи думали, что не Петр был теперь порицаем, а злой дух, который внушил апостолу такие речи. Здесь употреблено такое же выражение, какое Спаситель употребил в [[new:mf:04:10|4:10]]. И, без сомнения, Он высказал его относительно того же самого искусителя. Он взглянул на мгновение через Петра и увидел за ним прежнего Своего врага, искусно воспользовавшегося предрассудками, вспыльчивостью и честностью неразвитого апостола. В действительности же это было прежнее искушение, которое было теперь сделано через Петра — избежать страданий, гонения, злобной ненависти, презрения и смерти и вместо этого воздвигнуть земное владычество с полной властью над земными престолами. //**Толковая Библия.**// ===== Троицкие листки ===== **Он же, обратившись, сказал Петру: отойди от Меня, сатана! ты Мне соблазн! потому что думаешь не о том, что Божие, но что человеческое** См. Толкование на [[new:mf:16:20#troickie_listki|Мф. 16:20]] [<10>]