[<10>] ====== Толкования на Мф. 16:26 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит? или какой выкуп даст человек за душу свою** См. Толкование на [[new:mf:16:25#svt_ioann_zlatoust|Мф. 16:25]] ===== Свт. Кирилл Александрийский ===== **какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит? или какой выкуп даст человек за душу свою** Поскольку ученики, еще не обретшие //силу свыше// [[new:lk:24:49|(Лк. 24:49)]], вполне могли впасть как-нибудь в человеческие немощи и, поразмыслив, сказать нечто подобное: «как кто-нибудь отвергнется себя», или: «как, погубив свою душу, обретет ее?» и «почему претерпевшим это равная почесть?», - поэтому, чтобы отвлечь их от таких помыслов и словно бы выковать в них мужество, внушив им стремление к будущей славе, Он говорит: //Есть некоторые из стоящих здесь// и далее, намекая на Петра и сыновей Зеведеевых. Ибо они были взяты [на гору] при преображении, которое Господь называет Царствием, поскольку оно явило неизреченность власти и неизменность родства с Отцом. Этим Он обнаружил и достоинство второго пришествия, и приводящее в трепет его преддверие, показав, что оно - словно бы подтверждение того [пришествия]. Ибо Господь //приидет во славе Бога и Отца//, а не в подобной нам ничтожности. //**Фрагменты.**// ===== Свт. Тихон Задонский ===== **какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит? или какой выкуп даст человек за душу свою** **«Что пользы человеку приобрести весь мир»**, и прочее, – что это значит? //Ответ//. Если бы кто давал тебе превеликое богатство и царство земное, но притом бы сказал тебе, что, получив это, тотчас умрешь, то какая бы тебе польза была из того (богатства)? Нужно ли мертвому богатство, слава, честь и все сокровища мира сего? Мертвый как не чувствует, так и не требует ничего; все здесь с миром оставляет и ничего с собой не берет. В смерти все, богатые и нищие, благородные и безродные равными делаются. Если же временная жизнь нам дороже всего, что всякий познает при случае смертном, то насколько более предпочитать должно всем сокровищам мира и самой жизни временной – вечную жизнь, которая, однажды найденная, никогда не потеряется, и однажды потерянная, никогда не отыщется. Временную жизнь, как ни береги и ни защищай, надо оставить, и с ней все, а вечная жизнь и ее блаженство вовеки, без конца пребывает, потому и все богатство, славу и честь, и саму жизнь эту ради вечной жизни должно оставить, когда нужно будет. Оставим худое, земное, тленное, обманчивое, но приобретем лучшее, небесное, нетленное, истинное. В этом вера укрепляет нас, и надежда поощряет. Бог обещал нам, слово Его истинно есть: что обещал, то подаст без сомнения верующим. //«Будь верен до смерти, и дам тебе венец жизни»// [[new:otkr:02:10|(Откр 2:10)]]. Он в слове Своем верен пребывает, пребудем и мы верны, и получим. Будем говорить не только языком, но и сердцем: «Чаю воскресения мертвых, и жизни будущаго века». **//Письма келейные. Письмо 119.//** ===== Прп. Макарий Великий ===== **Кая бо польза человеку, аще мир весь обрящет, душу же свою отщетит? или что даст человек измену за душу свою** И таким образом единая душа драгоценнее и славнее всего мира и царства и его денег и славы, не только по той причине, что Царство Небесное ценнее (всего этого), но и вследствие того, что Бог ни с одним из Своих творений не соблаговолил, действом Духа, соединить Свое естество и истощить его (то есть снизойти до уровня твари): ни с небом, ни с солнцем, ни с луной, ни со звездами, ни с морем, ни с землей, ни с какой иной из видимых тварей, — как только с человеком, любящим Его сверх всего. //**Собрание рукописей типа I. Слово 60.**// ===== Прп. Иоанн Лествичник ===== **Кая бо польза человеку, аще мир весь обрящет, душу же свою отщетит? или что даст человек измену за душу свою** Не повинуйся суетному тщеславию, получающему объявлять добродетели твои для пользы слышащих: **кая польза человеку**, если он принесет пользу всему миру, **душу же свою отщетит**. Ничто не может принести такой пользы ближним, как смиренный и непритворный нрав, смиренное и непритворное слово. Таким образом мы и других будем побуждать, чтобы они не возносились; а что может быть полезнее сего? //**Слово 22. О многообразном тщеславии.**// ===== Блж. Иероним Стридонский ===== **какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит? или какой выкуп даст человек за душу свою** См. Толкование на [[new:mf:16:24#blzh_ieronim_stridonskij|Мф. 16:24]] ===== Блж. Феофилакт Болгарский ===== Ст. 26-27 **какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит? или какой выкуп даст человек за душу свою? ибо придет Сын Человеческий во славе Отца Своего с ангелами Своими, и тогда воздаст каждому по делам его** Предположим, говорит, что ты приобрел весь мир, но какая польза от того, что тело благоденствует, если душа находится в худом состоянии? Это подобно тому, что госпожа дома носит разорванные рубища, а служанка блестящие одежды. Ибо и в будущей жизни никто не может дать выкупа за душу свою. Здесь можно дать слезы, стенания, милостыни, там нет. Там придет Судья неподкупный, ибо Он судит каждого по делам, но и страшный, так как Он идет во славе Своей и со ангелами, а не уничиженный. //**Толкование на Евангелие от Матфея.**// ===== Ориген ===== **какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит? или какой выкуп даст человек за душу свою** Первое выражение двусмысленно, ибо одним способом можно понять его так: если кто-то жизнелюбивый и думающий, что настоящая жизнь - это благо, обратит свою душу к плотской жизни, боясь умереть и со смертью потерять ее, то он, желая таким образом спасти душу, потеряет ее, помещая ее вне пределов блаженства. А если кто, презирая настоящую жизнь благодаря Моему слову, [говорит Господь], убедившему подвизаться до смерти за истину вечной жизни, потеряет душу, предав ее ради благочестия тому, что обычно называется смертью, он, потеряв из-за Меня душу, скорее спасет ее и сбережет. А другим способом мы можем понять сказанное так: если кто-нибудь, поняв, что такое спасение, хочет дать спасение своей душе, то он, расставшись с этой жизнью, отвергнувшись себя, взяв свой крест и следуя за Мной, [говорит Господь], пусть потеряет для мира свою душу, ибо, лишившись ее ради Меня и всего Моего учения, в результате этой потери обретет спасение. Слова: **или какой выкуп даст человек за душу свою**? - видимо, сказаны как вопрос, содержащий ответ, для обозначения человека, который **дает выкуп за душу свою**: того, кто после грехов отдал все имущество, чтобы раздать бедным и этим спастись. И в утвердительном смысле, я думаю, они обозначают, что у человека нет ничего, что он мог бы отдать как **выкуп за свою душу**, одержимую властью смерти, и что избавило бы ее из рук смерти. Действительно, человек не мог бы дать никакого **выкупа за душу свою**, а Бог в качестве выкупа за души всех нас отдал //драгоценную кровь// [[new:1pet:01:19|(1 Пет. 1:19)]] Иисуса, так что мы //куплены дорогою ценою// [[new:1kor:06:20|(1 Кор. 6:20)]], //не тленным серебром или золотом искупленные, но драгоценною кровию Христа, как непорочного и чистого агнца// [[new:1pet:01:18|(1 Пет. 1:18-19)]]. //**Комментарии на Евангелие от Матфея.**// ===== Евфимий Зигабен ===== **кая бо польза человеку, аще мир весь приобрящет, душу же свою отщетит? или что даст человек измену за душу свою** **кая бо польза человеку, аще мир весь приобрящет, душу же свою отщетит** Конечно, невозможно приобрести весь мир; но если бы это было возможно, не было бы никакой пользы от этого. В мире все смертно, а душа бессмертна; наслаждение всем этим – временное, а наказание души – вечное. Далее еще усиливает страх; этим обыкновенно Он исправляет слушателей. **или что даст человек измену за душу свою** Если весь мир не может сравняться по своей цене с разумною душою, то какой же выкуп можно дать, чтобы исторгнуть ее от вечного наказания? Конечно, никакого. Потому должно, оставив все, заботиться только о ней одной, вред которой причиняет смерть и за потерю которой нельзя дать выкупа. А чтобы показать нерадивым, что нерадение их не останется без наказания, и усердным, что усердие их не будет лишено награды, чтобы тех еще более устрашить, а этих ободрить, говорит: //приити бо имать Сын Человеческий во славе Отца Своего со Ангелы Своими, и тогда воздаст комуждо по деянием его// [[new:mf:16:27|(Мф. 16:27)]]. //**Толкование Евангелия от Матфея.**// ===== Прот. Иоанн Бухарев ===== **какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит? или какой выкуп даст человек за душу свою** **Если приобретет** (аще приобрящет) **весь мир**, т. е. завладеет всеми его сокровищами, достигнет всевозможных почестей и будет наслаждаться всеми земными удовольствиями. **А душе своей повредит** (душу же свою отщетит), т. е. сделает ее неспособною и недостойною к получению вечного блаженства на небе и подвергнет ее вечному мучению в аду, в удалении от Бога — источника блаженства. «Если рабы твои в довольстве, — рассуждает при этом один из духовных учителей, а сам ты в крайней беде; какая тебе польза от того, что ты господин? Также суди и о душе: когда плоть наслаждается и богатеет, тогда душа ожидает будущей гибели». **Какой выкуп дает человек** (что дает измену) **за душу свою?** Когда таким образом погибнет душа, то можно ли будет чем-нибудь выкупить ее в будущей жизни? «Хотя бы ты был царем всей вселенной, — поучает св. Златоуст, — то и на всю вселенную не купишь (погибшей) души». «Цена души человеческой, — учит святитель Дмитрий Ростовский, — та же, что и цена крови Сына Божия: ибо св. апостол говорит: //вы куплены честною кровию Агнца непорочна и пречиста Христа//» [[new:1pet:01:19|(1 Пет. 1, 19)]]. Если, по учению православной церкви, душам умерших могут вспомоществовать к достижению блаженной жизни совершаемые, вместе с молитвами, благотворения в память их; то это — только душам тех людей, которые умерли с верою и покаянием, но не успели принести плодов покаяния, как-то: молитв, сокрушения о грехах, поста, милостыни к заглаждению грехов и, вместо привычных грехов, противоположных добродетелей; следовательно, душам таких людей, которые все-таки думали о вечной жизни, заботились о спасении души, скорбели о своих грехах, каялись в них, творили и нечто доброе в жизни, но только по слабости падшей человеческой природы имели и грехи, но не забыли совсем о душе, о вечной жизни и не оставались нераскаянными. Нужно представить себе и то, сами ли такие люди оказывают эту помощь своим душам? Творят оставшиеся в живых, их родные и знакомые. **//Толкование на Евангелие от Матфея.//** ===== Лопухин А.П. ===== **какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит? или какой выкуп даст человек за душу свою** [[new:mk:08:36|(Мк. 8:36-37;]] [[new:lk:09:25|Лк. 9:25)]]. Слово “выкуп” (αντάλλαγμα) у LXX и в еврейском тексте обозначается разно [[old:ruf:04:07|(Руфь 4:7;]] [[old:3ts:21:02|3 Цар. 21:2;]] [[old:iov:28:15|Иов. 28:15;]] [[old:ier:15:13|Иер. 15:13;]] [[old:am:05:12|Ам. 5:12;]] [[old:prsir:06:15|Сир. 6:15;]] [[old:prsir:26:17|26:17)]]. Смысл слов Христа понятен. Душа человеческая имеет такую ценность, что весь внешний мир ее не стоит. Если человек действительно, а не мнимо погубит душу свою или самого себя, то такое погубление для него невознаградимо ничем. Поэтому человек должен заботиться о том, чтобы спасти душу свою, а такое спасение находится в полной зависимости только от следования за Христом и подражания Ему. //**Толковая Библия.**// ===== Троицкие листки ===== **какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит? или какой выкуп даст человек за душу свою** См. Толкование на [[new:mf:16:25#troickie_listki|Мф. 16:25]] [<10>]