[<10>] ====== Толкования на Мф. 17:21 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **Сей же род не исходит, токмо молитвою и постом** **Сей же род не исходит, токмо молитвою и постом** [[new:mf:17:21|(ст. 21)]], присовокупляет Он. Здесь Он разумеет вообще демонов, а не одних только лунатиков. Видишь ли, как и апостолам говорит уже о посте? Не говори мне о редких случаях, что некоторые и без поста изгоняли бесов. Хотя и рассказывают про некоторых, что они и без поста изгоняли бесов, однако быть не может, чтобы человек, живущий среди утех, избавился от такого недуга: нет, страждущий таким недугом имеет особенную нужду в посте. Ты скажешь: если нужна вера, для чего же еще нужен пост? Для того, что кроме веры и пост много придает крепости; он научает великому любомудрию, человека делает ангелом, и укрепляет противу сил бестелесных. Впрочем, не сам по себе; - нужна еще молитва, и она должна предшествовать. И смотри, какие блага происходят от этих двух добродетелей. Тот, кто молится, как должно, и притом постится, немногого требует; а кто требует немногого, тот не будет сребролюбив; а кто не сребролюбив, тот любит подавать и милостыню. Кто постится, тот становится легким и окрыляется, и с бодрым духом молится, угашает злые похоти, умилостивляет Бога и смиряет надменный свой дух. Потому-то и апостолы всегда почти постились. Кто молится с постом, тот имеет два крыла, легче самого ветра. Таковой не дремлет, не говорит много, не зевает и не расслабевает на молитве, как то со многими бывает, но он быстрее огня и выше земли; потому-то таковой особенно является врагом и ратоборцем против демонов, так как нет сильнее человека, искренно молящегося. Если жена могла преклонить жестокого начальника, который ни Бога не боялся, ни людей не стыдился, - то тем более может преклонить Бога тот, кто непрестанно предстоит пред Ним, укрощает чрево и отвергает утехи. //**Беседы на Евангелие от Матфея.**// ===== Свт. Николай Сербский ===== **Сей же род не исходит, токмо молитвою и постом** Пост и молитва суть два столпа веры, два огня живые, попаляющие злых духов. Постом утишаются и уничтожаются все плотские страсти, особенно блуд; молитвою утишаются и уничтожаются страсти души, сердца и ума: злые намерения и злые дела, мстительность, зависть, ненависть, злоба, гордость, славолюбие и прочие. Постом очищается телесный и душевный сосуд от нечистого содержимого – мирских страстей и похотей; молитвою низводится благодать Духа Святого в освобожденный и очищенный сосуд, а полнота веры состоит в обитании Духа Божия в человеке. Православная Церковь испокон веков подчеркивала значение поста как испытанного лекарства от всех страстей плотских и как грозного оружия на злых духов. Все, уничижающие или не признающие пост, в действительности уничижают и не признают ясное и важное правило, вписанное Господом нашим Иисусом Христом в систему человеческого спасения. Пост усиливает и продлевает молитву, молитва и пост укрепляют веру, вера же передвигает горы, изгоняет бесов и все невозможное делает возможным. //**Беседы. Неделя четвертая Великого поста. Евангелие о бессилии неверия и силе веры.**// ===== Свт. Филарет (Дроздов) ===== **сей же род изгоняется только молитвою и постом** //И рече им: сей род ничимже может изыти, токмо молитвою и постом// [[new:mk:09:29|(Мк. 9:29)]]. Важность подвига постного в некоторых особенных случаях открывает нам происшествие, предложенное благоговейному вниманию нашему ныне в Евангелии. Апостолы после того, как Господь //даде им силу и власть на вся бесы и недуги целити// [[new:lk:09:01|(Лк. 9:1)]], после того, как они //прохождаху сквозь веси, благовествующе и исцеляюще всюду// [[new:lk:09:06|(Лк. 9:6)]], встретили одержимого мучительным духом немым и не могли освободить страждущего, доколе Господь Иисус не употребил Сам Своей Божественной силы и власти. После чудес, уже обыкновенных для них, внезапная недействительность данной им силы побудила их вопросить Господа, почему не могли они изгнать духа немого. На сие Господь ответствовал: **сей род ничимже может изыти, токмо молитвою и постом**. Как важно здесь значение, как велика сила поста, соединенного с молитвою! Не видно, чтобы Господь, давая власть апостолам изгонять нечистых духов и исцелять недуги, требовал от них поста. Он не возлагал на них строгого поста при Себе, а отлагал оный до времени Своего страдания. //Еда можете сыны брачныя, дондеже жених с ними, сотворити поститися? Приидут же дние, егда отъят будет от них Жених, и тогда постятся в тыя дни// [[new:lk:05:34|(Лк. 5:34)]]. И, видно, апостолы чудодействовали, не употребляя усиленного подвига поста и протяженной молитвы; а просто именем Христовым и данною им властью повелевали, и повеленное исполнялось. Но видно также, в страждущем от духа немого необыкновенно велика была сила зла; и потому для победы над нею потребна была высшая степень силы благодатной и благотворной. Какие же, кроме веры, уже действовавшей в апостолах, могут быть средства и пособия для достижения высшей степени благодатной и благотворной силы? Господь предлагает молитву и пост. **Сей род ничимже может изыти, токмо молитвою и постом**. Видите ли благопотребность поста, соединенного с молитвою? Апостолам он нужен; нам ли не нужен? Чудотворцам он помогает; можем ли мы пренебрегать его помощью? Победе над мучительным и преобладающим духом зла он способствует: не ближе ли способствовать будет к укрощению плоти, вопиющей против духа? ===== Прав. Иоанн Кронштадтский ===== **Сей же род не исходит, токмо молитвою и постом** Как велика сила поста и молитвы! Не мудрено: во время поста душа становится господствующею над похотями тела, вообще подчиняет его себе, а чрез плоть действует весьма часто диавол; постник побеждает, следовательно, и плоть и диавола – значит, тогда он близок к Богу по нравственному своему состоянию и всего легче может делать силы Божии. Если к этому еще присоединяется молитва, которая низводит к нам благословение и помощь неба, тогда человек действительно может повелевать не только вещественною природою, но и падшими духами. Чем победил диавола Сам Господь? Постом и молитвою. //**Дневник. Том I. 1856.**// ---- Отчего **и постом**? Оттого, что во плоти нашей, вкусившей некогда убийственного плода преслушания, гнездится этот древний змий-человекоубийца, а плоть усиливается над духом нашим чрез невоздержание ее; пост же ослабляет ее, а вместе с нею – и диавола. Чрез чрево сильно действует диавол на людей, потому что и душа наша во внутренностях (//дух прав обнови во утробе моей// [[old:ps:050:12|(Пс. 50,12)]]), – и что желудок (живот) в физическом отношении, то сердце (душа) – в духовном; как живот, поколику он есть причина жизни физической, находится в самой средине нашего телесного естества, так и соответствующее ему духовное жизненное начало – тоже в средине, откуда оно простирает свои действия на голову и на все другие части тела. Два – два: едино противу единому. Как же должна быть важна заповедь о постах! //Когда отнимется у них жених, и тогда будут поститься// [[new:mf:09:15|(Мф. 9,15)]]. Видите, Сам Господь признал нужным для нашего спасения пост! **//Дневник. Том III. 1859-1860.//** ===== Блж. Иероним Стридонский ===== **Сей же род изгоняется только молитвою и постом** Когда Он учит, каким образом может быть изгоняем злейший демон, он наставляет всех к жизни. //**Толкование на Евангелие от Матфея.**// ===== Блж. Феофилакт Болгарский ===== **сей же род изгоняется только молитвою и постом** См. Толкование на [[new:mf:17:19#blzh_feofilakt_bolgarskij|Мф. 17:19]] ===== Евфимий Зигабен ===== **сей же род не исходит, токмо молитвою и постом** Род всех демонов изгоняется не иначе как молитвою и постом не только исцеляющего, но и страждущего, и даже больше – страждущего. Молитва весьма страшна демону; а более сильной и могущественной делает ее пост, не позволяя ни пресыщению ослаблять телесную крепость, ни происходящим из него парам повреждать мозг и омрачать ум. И когда тело обладает силою, и ум действует, не развлекаясь, тогда восходит молитва сильнее огня и страшнее всего. Поэтому пост и молитву должно всегда соединять. //**Толкование Евангелия от Матфея.**// ===== Прот. Иоанн Бухарев ===== **сей же род изгоняется только молитвою и постом** **Сей род**, т, е. демоны, **изгоняется** (не исходят) **токмо** (только) при вере, **молитвою и постом**; потому что пост и молитва, отрешая человека от всего земного, вводят его в общение с Богом, и чрез то укрепляют его веру и умножают чудотворную силу. «Кто молится и постится, — пишет св. Златоуст, —тот имеет два крыла, легчайшие самого ветра; он быстрее огня и выше земли, потому-то таковой особенно является врагом и ратоборцем против демонов». Это особенно мы видим из житий свв. подвижников. «Видите ли потребность и пользу поста, соединенного с молитвою? — замечает при этом Филарет, митрополит московский. — Апостолам он нужен, нам ли не нужен? Чудотворцам он помогает, можем ли мы пренебрегать его помощию? Победе над мучительным и преобладающим духом зла он способствует, не ближе ли будет способствовать к укрощению плоти, воюющей против духа?» «Каждый, одержимый страстью, грешник, — говорит один из духовных писателей, — есть в духовном смысле бесноватый и требует исцеления, т. е. очищения души его от страстей; а это исцеление не может совершиться без поста и молитвы». **//Толкование на Евангелие от Матфея.//** ---- См. также Толкование на [[new:mf:17:20#prot_ioann_buxarev|Мф. 17:20]] ===== Лопухин А.П. ===== **сей же род изгоняется только молитвою и постом** [[new:mk:09:29|(Мк. 9:29)]]. Некоторые экзегеты, ссылаясь на то, что 21 стиха нет в некоторых рукописях и переводах, признают этот стих позднейшей вставкой или заимствованием из [[new:mk:09:29|Мк. 9:29]]. “//Сей род//” — относится, конечно, к демонам. “**Изгоняется только молитвой и постом**,” т.е. только истинно верующий делается способным, при помощи молитвы, изгонять демонов. //**Толковая Библия.**// ===== Троицкие листки ===== **сей же род изгоняется только молитвою и постом** См. Толкование на [[new:mf:17:14#troickie_listki|Мф. 17:14]] [<10>]