[<10>] ====== Толкования на Мф. 18:17 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **аще же не послушает их, повеждь церкви: аще же и церковь преслушает, буди тебе якоже язычник и мытарь** См. Толкование на [[new:mf:18:16#svt_ioann_zlatoust|Мф. 18:16]] ===== Свт. Игнатий (Брянчанинов) ===== **аще же не послушает их, повеждь церкви: аще же и церковь преслушает, буди тебе якоже язычник и мытарь** **Если кто Церковь преслушает**, сказал Господь ученику Своему, **буди тебе якоже язычник и мытарь**, чуждые Бога, враги Божии. Какое же может иметь значение молитва того, кто находится в состоянии вражды к Богу, в состоянии отчуждения от Бога? //**О молитве.**// ===== Прп. Иустин (Попович) ===== **если же не послушает их, скажи церкви; а если и церкви не послушает, то да будет он тебе, как язычник и мытарь** Поистине Церкви принадлежит такой высочайший, такой окончательный, такой верховный суд. Потому что Церковь – это тело Богочеловека Христа; и Господь Христос – глава телу Церкви, и с ней и в ней весь чудесный Господь Христос во всем роскошестве Своей Богочеловеческой Личности; а в Нем и ради Него и весь Дух Святой. А через Них вся Вечная Божественная Истина, и поэтому Церковь – //«столпъ и утвержденiе Истины»// [[new:1tim:03:15|(1 Тим. 3:15]]; [[new:ef:04:21|Еф. 4:21)]]. Из-за Безгрешного, пребывающего в ней, и она безгрешна, и судит безгрешно. Святым Евангелием Богочеловеческим не допущено, чтобы человек сам изрекал верховный суд о грехе брата против него, или чтобы совершал месть; все это принадлежит Богу и Церкви. Последний суд принадлежит Богу, не человеку. Тут всегда действительно евангельское благовестие и заповедь: //«Не судите, да не судими будете»// [[new:mf:07:01|(Мф. 7:1)]]. Ибо только Бог знает все, что предшествовало греху, вызвало грех, и несчастного брата подчинило греху. Церковь судит через Святых Апостолов и Святых Отцов, и через их святых святотаинственных наследников: епископов и священников. Если брат и Церкви не послушаетъ, тогда он – язычникъ, он не знает, чего Бог хочет от него; он отрекся Бога истинного, воплощенного в Церкви и на самом деле не знает Бога; а не зная Бога, он не знает ни человека, ни своих евангельских обязанностей по отношению к человеку. В этой заповеди мытарь это символ самой большой, и самой упорной, и самой безоглядной греховности и грехолюбия. – А какова обязанность христианина в отношении к язычникам и мытарям? Усердно молиться Богу об их обращении, покаянии, духовном и душевном выздоровлении. Ибо язычество и мытарничество – самое пагубное заболевание души, заболевание совести. Иногда смертельное. //**Толкование Евангелия от Матфея.**// ===== Блж. Августин ===== **если же не послушает их, скажи церкви; а если и церкви не послушает, то да будет он тебе, как язычник и мытарь** Но **если же не послушает**, то есть если он предпочтет оправдывать свой грех как законный поступок, //возьми с собою еще одного или двух, дабы устами двух или трех свидетелей подтвердилось всякое слово;// [[new:mf:18:16|(Мф. 18:16)]] **если же не послушает их, скажи церкви; а если и церкви не послушает, то да будет он тебе, как язычник и мытарь**. Не считай теперь его одним из братьев твоих. Но и не отрицай его возможность спасения. Вот и язычников мы не считаем нашими братьями, но всегда молимся об их спасении. //**Проповеди.**// ===== Блж. Иероним Стридонский ===== **если же не послушает их, скажи церкви; а если и церкви не послушает, то да будет он тебе, как язычник и мытарь** См. Толкование на [[new:mf:18:15#blzh_ieronim_stridonskij|Мф. 18:15]] ===== Блж. Феофилакт Болгарский ===== **если же не послушает их, скажи церкви; а если и церкви не послушает, то да будет он тебе, как язычник и мытарь** См. Толкование на [[new:mf:18:15#blzh_feofilakt_bolgarskij|Мф. 18:15]] ===== Евфимий Зигабен ===== **аще же не послушает их, повеждь Церкви: аще же и церковь преслушает, буди тебе якоже язычник и мытарь** **Аще же не послушает их, повеждь Церкви** Церковью здесь называет предстоятелей Церкви верующих. Открой им все, относящееся к нему. Может быть, они убедят его, уважающего достоинство их. **Аще же и Церковь преслушает, буди тебе якоже язычник и мытарь** Прекрати с ним после этого всякое общение, как с неисцелимым. К неверующим язычникам присоединил и мытарей по причине их любостяжания, корыстолюбия, бесчувственности и несправедливости. Итак, послушаем же мы, подверженные такого рода страстям. Смотри, какое старание Он заповедует прилагать для исправления соблазнивших нас; а мы не стараемся врачевать даже тех, которых мы сами соблазнили. Но что же? одно ли это наказание будет для неисцелимого? Нет; слушай, что дальше следует. //**Толкование Евангелия от Матфея.**// ===== Прот. Иоанн Бухарев ===== **если же не послушает их, скажи церкви; а если и церкви не послушает, то да будет он тебе, как язычник и мытарь** **Аще не послушает их**, т. е. посторонних людей, **повеждь** (скажи) **церкви**, т. е. обществу верующих, — конечно, тому обществу верующих, которое находится в известном месте; или лучше, скажи представителям церкви, т. е. пастырям и учителям ее, потому что судебная власть в церкви, по повелению Самого Господа, предоставлена апостолам и после них их преемникам — пастырям и учителям [[new:mf:18:18|(Мф. 18, 18.]] [[new:in:20:22|Ин. 20, 22]][[new:in:20:23|-23.]] [[new:ef:04:11|Еф. 4, 11,]] [[new:ef:04:12|12)]]. **Аще же и церковь преслушает** (и церкви не послушается), т. е. если не тронется обличениями и не послушается увещаний, вразумлений и предостережений со стороны пастырей и учителей церкви, останется упорным, — не захочет подчиниться их суду; **буди** (да будет) **тебе, якоже** (как) **язычник и мытарь**, т. е. прекрати с ним христиански-братское общение, — общение в единомыслии веры, в молитвах, таинствах, как уже с уклонившимся и отсеченным от церкви за свое непослушание ей. Язычники и мытари не принадлежали к Иудейской церкви, Иудеи чуждались их и избегали общения с ними. Язычниками Иудеи называли всех, кроме своих единоплеменников и единоверцев, с которыми и не входили в религиозные отношения; мытарей — сборщиков общественных податей Иудеи считали людьми развращенными, отверженными, с которыми также избегали всякого общения (чит. объясн. [[new:mf:05:46#prot_ioann_buxarev|46]] и [[new:mf:05:47#prot_ioann_buxarev|47 ст. 5 гл.)]]. Иудеи не имели никакого общения с мытарями и язычниками, но мы, христиане, по любви христианской, не должны презирать неправоверующих и совершенно отстраняться их; нет, мы должны любить их, помогать им в чем можем, стараться склонить их на путь истины, но только считать их не принадлежащими к православной церкви. — Вот на основании каких слов Господа церковь Его собирает соборы против неправоверующих, так называемых еретиков, раскольников и сектантов, вразумляет их и, в случае упорства, отлучает от себя (анафематствует: анафема с греческого значит отделение). И апостол Христов утверждает таковой образ действия церкви в отношении таких людей: //если бы кто стал благовествовать вам не то, что мы благовествовали//, говорит он православным христианам, //да будет анафема// [[new:gal:01:08|(Гал. 1, 8)]]. А отлученный от церкви Христовой лишается Его спасительной благодати. «Кому церковь не мать, тому Бог не Отец». Отделенный от церкви, связанный властью ее здесь на земле, таким, связанным в своем грехе, явится и в другой мир. Это Господь говорит далее. **//Толкование на Евангелие от Матфея.//** ---- См. также Толкование на [[new:mf:18:15#prot_ioann_buxarev|Мф. 18:15]] ===== Лопухин А.П. ===== **если же не послушает их, скажи церкви; а если и церкви не послушает, то да будет он тебе, как язычник и мытарь** Будучи свидетелями, лица, упомянутые в предыдущем стихе, должны также убеждать и содействовать примирению. Если убеждаемое лицо их не послушает, то обиженный может обратиться к церкви и представить дело на ее суд. Что здесь разумеется под церковью? Думали, что еврейский “кагал” или синагога. Такое мнение основывали на том, что в то время, когда говорил Спаситель, еще не было христианской церкви и что это слово Он мог употребить только в иудейском смысле, потому что иначе Его речь была бы непонятна Его слушателям. Против этого мнения возражают: Он никогда не называл синагогу церковью; самое слово “синагога” ни разу не произнес, — можно ли думать, что Спаситель разумел здесь иудейскую синагогу, особенно по связи 17 стиха с дальнейшими 18-20? Из этих последних совершенно очевидно, что никакой речи о синагоге здесь действительно нет. Несомненно, что Христос понимал здесь, и мог иметь ввиду только Свою собственную церковь, как общество верующих, и эта речь Его была понятна ученикам (которым теперь Он, собственно, и говорил), потому что речь о церкви уже была несколько раньше [[new:mf:16:18|(16:18)]]. Но за этим вопросом тотчас же возникает дальнейший. Имеет ли ввиду Спаситель здесь церковь, как общество верующих во всей их совокупности, или же только “предстоятелей церкви?” Последнее толкование, можно сказать, утвердилось в древности. “Повеждь церкви, т.е. ее представителям” (Иоанн Златоуст). “Церковью называет теперь предстоятелей церкви, состоящей из верующих” (Евфимий Зигабен). Так и многие другие из древних греческих и латинских толкователей. //“Как язычник и мытарь."// Для Самого Христа язычники и мытари не были погибшими, и Он не говорил, что все обязанности и отношения к ним должны быть прекращены (ср. [[new:mf:08:05|Мф. 8:5-13]]; [[new:mf:09:09|9:9-13]]). Однако “демаркационная линия” между членом церкви и осужденным ею должна быть все-таки проведена. Не считай его, говорит Августин, в числе твоих братьев; но ты не должен небрежно относиться к его спасению; ибо хотя мы и не включаем самых язычников в число братьев, но всегда заботимся об их спасении. //**Толковая Библия.**// ===== Троицкие листки ===== **если же не послушает их, скажи церкви; а если и церкви не послушает, то да будет он тебе, как язычник и мытарь** См. Толкование на [[new:mf:18:15#troickie_listki|Мф. 18:15]] [<10>]