[<10>] ====== Толкования на Мф. 18:20 ====== ===== Свт. Василий Великий ===== **идеже бо еста два или трие собрани во имя Мое, ту есмь посреде их** //Вопрос//. Поелику Господь сказал: **«ибо, где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них»**; то как можем удостоиться сего? //Ответ//. Собравшиеся во имя кого-либо, без сомнения, должны знать намерение собравшего, и расположить себя сообразно с оным, чтобы обрести благодать благоугождения, и не подпасть осуждению за злонамеренность или нерадение. Ибо как званные кем-нибудь, если у звавшего предположена цель – жать, готовят себя к этому, и если у него цель – строить дом, приготовляются к постройке дома: так и мы, званные Господом, должны помнить, что говорит Апостол: //«я, узник в Господе, умоляю вас поступать достойно звания, в которое вы призваны, со всяким смиренномудрием и кротостью и долготерпением, снисходя друг ко другу любовью, стараясь сохранять единство духа в союзе мира. Одно тело и один дух, как вы и призваны к одной надежде вашего звания»// [[new:ef:04:01|(Ефес.4, 1–4)]]. Яснее же сие представляет нам Господь, в обетовании одному сказав все: //«кто любит Меня, тот соблюдет слово Мое; и Отец Мой возлюбит его, и Мы придем к нему и обитель у него сотворим»// [[new:in:14:23|(Иоан.14, 23)]]. Поэтому, как у сего бывает обитель в следствие соблюдения им заповедей, так Господь пребывает посреди двоих, или троих, если сообразуются с волею Его. А собравшиеся недостойно //«звания»// и не по воле Господней, хотя бы и казалось, что собрались вместе во имя Господне, услышать //«Что вы зовете Меня: Господи! Господи! – и не делаете того, что Я говорю?»// [[new:lk:06:46|(Лук. 6, 46)]]? **//Правила, кратко изложенные в вопросах и ответах.//** ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **идеже бо еста два или трие собрани во имя Мое, ту есмь посреде их** См. Толкование на [[new:mf:18:19#svt_ioann_zlatoust|Мф. 18:19]] ===== Свт. Кирилл Александрийский ===== **ибо, где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них** Поскольку Христос получившим в удел учительство дает власть решить и связывать, а склонившиеся однажды к жажде истины не обращаются [к чему- то иному], следует страшиться гласов святых, даже если присутствует немного определяющих. Ибо и в этом удостоверил нас Христос, сказав, что будет верно необязательно то, что [определят] многие, но обетовал, что даже если и двое числом согласно по внимательном рассмотрении определят [что-либо], то исполнится. Ибо Я буду с вами, говорит Он, и буду определять вместе с вами, если только двое соберутся ради Меня; ибо действенно будет, говорит, не число собравшихся, но сила благочестия и боголюбия. //**Фрагменты.**// ===== Прп. Иустин (Попович) ===== **ибо, где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них** Господь Христос весь в Церкви, как глава в Своем теле. Все, что есть в Церкви, и все, что составляет Церковь собрано во имя Святой Троицы, а в частности: во имя Господа Христа. И – в первую очередь. Ибо Он приводит к Богу Отцу по всеистинному свидетельству Самой Истины: //«никто не приходитъ къ Отцу, какъ только черезъ Меня»// [[new:in:14:06|(Ин. 14:6)]]. И еще: **где двое или трое собраны во имя Мое, тамъ Я посреди нихъ**. В Церкви Господь Христос с каждым верующим, в частности с каждыми двумя или тремя, собирающимися во имя Его. Он в каждом члене Церкви. Действительно, с каждыми двумя или тремя в Церкви, среди них, всегда вся Церковь: все Апостолы, все Мученики, все Исповедники, все Преподобные, все Бессребренники, вообще: все Святые, ибо только //«со всеми святыми»// [[new:ef:03:18|(Еф. 3:18)]], и через всех Святых, человек и есть член Церкви. Истина над истинами: в Церкви мы все – «одно тело», все – «один хлеб», все – «одна душа», все – «одно сердце», все – «один ум», все – «одна совесть», все – «одна вера», все – «одна Истина», //«все – одно в Христе Иисусе»//, //«все – сыны Божии верой Христа Иисуса»//, все – один народ, народ Божий, все – одна Церковь и на небе и на земле, и для Ангелов и для людей [[new:gal:03:26|(Гал. 3:26–28]]; [[new:rim:12:04|Рим. 12:4]]; [[new:1kor:12:28|1 Кор. 12:12–28]] [[new:ef:04:04|Еф. 4:4]]; [[new:1kor:02:16|1 Кор. 2:16]]; [[new:ef:03:19|Еф. 3:3–19]]; [[new:kol:01:12|Кол. 1:12–29)]]. //**Толкование на Евангелие от Матфея.**// ===== Блж. Иероним Стридонский ===== **ибо, где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них** См. Толкование на [[new:mf:18:19#blzh_ieronim_stridontskij|Мф. 18:19]] ===== Блж. Петр Хрисолог ===== **ибо, где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них** Есть такие люди, которые предполагают, что с собранием Церкви можно не считаться, и утверждают, будто личные молитвы предпочтительнее молитв почтенного собрания. Однако если Иисус не отказывает ни в чем столь малому собранию, как двое или трое, то разве откажет Он тем, кто молится в собрании и совете праведных в Церкви? Веруя в это, пророк хвалится, что обрел просимое, и говорит: //Славлю [Тебя], Господи, всем сердцем [моим] в совете праведных и в собрании// [[old:ps:110:01|(Пс. 110:1)]]. Всем сердцем своим славит Господа тот, кто слышит в собрании праведных, что все, что он просит, будет дано ему. Некоторые, однако, пытаются под видимостью веры оправдать собственную лень, которая и побуждает их пренебрегать собранием. Они пропускают участие во всем рвении собрания, делая вид, что посвятили молитве время, которое потратили на свои домашние заботы. Предаваясь собственным желаниям, они принижают и отвергают Божественные установления. Эти люди разрушают тело Христово, расстраивают его члены. Они не дают развиться до полноты великолепия его христопо- добному виду - тому виду, который открылся пророку в духе и который он воспел: //Вид Его - паче сынов человеческих// [[old:is:52:14|(Ис. 52:14)]]! Верно, люди по отдельности имеют долг личной молитвы, но его они исполнять смогут только тогда, когда соединятся с этим совершенным телом и станут украшением его. Вот какая разница есть между славной полнотой собрания и тщетностью отделения, идущей от незнания и небрежения: в спасении и славе красота всего тела выступает в единстве всех членов; а вот отделение внутренностей ведет к мерзкому, смертоносному, несущему ужас разложению. **//Проповеди.//** ===== Блж. Феофилакт Болгарский ===== **ибо, где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них** См. Толкование на [[new:mf:18:19#blzh_feofilakt_bolgarskij|Мф. 18:19]] ===== Евфимий Зигабен ===== **Идеже бо еста два или трие собраны во имя Мое, ту есмь посреде их** во имя Мое, т.е. ради Меня, ради заповедей Моих, а не по какой-либо другой причине. Итак, где они соберутся по этой причине, там и Я посреди их, соединяющий и охраняющий их, и исполняющий их прошения. Не сказал: //буду//, но тотчас же **есмь**. Говорят же о Боге, что среди этих Он есть, а среди тех Его нет, не потому что Он ограничен (ибо Он не ограничивается никаким местом), но потому, что сила Его пребывает в людях достойных. ===== Архим. Эмилиан (Вафидис) ===== **ибо, где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них** Связь между двоими позволительна и благословляется Богом только в браке. Вне брака двое сосуществовать не могут. Только один или многие. Может быть, кто-то сошлется на слова Господа: **Где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди их**. Но я вам говорю, что "**двое**" сказано о браке, а "**трое**" - о монахах. Иначе и быть не может! //**Трезвенная жизнь и аскетические правила.**// ===== Прот. Иоанн Бухарев ===== **ибо, где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них** **Собрани во имя Мое**, т. е. с именем Моим в сердце и устах собрались для молитвы, прошения или прославления, следовательно, с верою в Меня и любовию. **Там Я** (ту есмь) **посреди их**, т. е. тут Мое общение, как главы, с верующими, как членами. Из этих слов Спасителя само собою открывается, что «собравшиеся недостойно и не по воле Господней, хотя, по-видимому, собрались вместе во имя Господне, услышат: //что зовете Меня: Господи, Господи! и не делаете того, что Я говорю?// [[new:lk:06:46|(Лк. 6, 46)]]» (Василий Великий). Таковы, по всей справедливости, самочинные собрания во имя Господне еретиков, раскольников и разных сектантов. «Где же большее и совершеннейшее бывает собрание во имя Господа, — поучает святитель Филарет, — как не во храме? Итак, Он здесь благодатно присутствует среди нас, а где благодатно присутствует, там и действует благодатно и спасительно». **//Толкование на Евангелие от Матфея.//** ---- См. также Толкование на [[new:mf:18:15#prot_ioann_buxarev|Мф. 18:15]] ===== Лопухин А.П. ===== **ибо, где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них** В кодексах D, Сиросинайском и у Климента Александрийского стих этот приводится в отрицательной форме: “ибо нет двух или трех собранных во имя Мое, у которых (близ которых) Я не был бы (Я не есмь) среди них.” Здесь указывается на церковный minimum. Христос истинно присутствует среди людей даже тогда, когда двое или трое из них собираются во имя Его. //**Толковая Библия.**// ===== Троицкие листки ===== **ибо, где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них** См. Толкование на [[new:mf:18:18#troickie_listki|Мф. 18:18]] [<10>]