[<10>] ====== Толкования на Мф. 18:24 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **Наченшу же ему стязатися, приведоша ему единаго должника тмою талант** См. Толкование на [[new:mf:18:21#svt_ioann_zlatoust|Мф. 18:21]] **//Беседы на Евангелие от Матфея.//** ---- Так, вот сколько ему было доверено, и столько-то он из­держал! Огромное количество долга! Но беда была не в этом только, но и в том еще, что он первый приведен был к господину. Если бы привели его в след уже за многими дру­гими исправными (должниками), не так было бы удивительно то, что господин не разгневался: исправность вошедших прежде могла сделать его более снисходительным к последующим за ними неисправным. Но что введенный первым оказался неис­правным, и, не смотря на такую неисправность, нашел одна­ко ж господина человеколюбивым, вот это особенно удиви­тельно и необычайно. Люди, когда найдут должников, обра­дуются так, как будто бы нашли добычу и лов, и делают все, чтобы взыскать весь долг; если же это не удается им по бедности должников, то они гнев свой из-за денег изли­вают на бедное тело несчастных: секут и бьют его, и наносят ему тьму зла. А Бог, напротив, все двигал и направлял к тому, чтобы освободить его (должника) от долгов. У нас взыскать (долг) – богатство, а у Бога простить – богатство. Мы богатеем, когда получим долги, а Бог тогда особенно бывает богат, когда простит долги; богатство Божие есть спасение лю­дей, как говорит Павел: //"богатый для всех, призывающих Его"// [[new:rim:10:12|(Рим. 10: 12)]]. Но, может быть, скажет кто: как же это, тот, кто хотел оставить и простить вину, приказал продать его? Это-то самое особенно и доказывает его человеко­любие. **//Беседа на притчу о должнике десятью тысячами талантов, взыскивавшем сто динариев, и о том, что злопамятство хуже всякого греха.//** ===== Свт. Григорий Палама ===== **Наченшу же ему стязатися, приведоша ему единаго должника тмою талант** См. Толкование на [[new:mf:18:23#svt_grigorij_palama|Мф. 18:23]] ===== Свт. Николай Сербский ===== **Когда начал он считаться, приведен был к нему некто, который должен был ему десять тысяч талантов** Один талант оценивался примерно в 240 золотых лир, или же 500 золотых червонцев; десять тысяч талантов составляли около двух с половиной миллионов золотых лир, или примерно пять миллионов золотых червонцев. Это огромный долг даже для государства, не говоря уж о человеке. Но что с того? Еще больше число наших грехов пред Богом – наш долг Богу. Говоря о долге раба царю, Господь имеет в виду наш долг Богу. Потому Он и использует такие огромные, на первый взгляд неправдоподобные числа, которые, конечно, нисколько не невероятны, если подсчитать грехи каждого из смертных людей. **//Беседы на Евангелие. //** ===== Свт. Филарет (Дроздов) ===== **когда начал он считаться, приведен был к нему некто, который должен был ему десять тысяч талантов** См. Толкование на [[new:mf:18:23#svt_filaret_drozdov|Мф. 18:23]] ===== Прп. Анастасий Синат ===== **Когда начал он считаться, приведен был к нему некто, который должен был ему десять тысяч талантов** Под «тысячами талантов» понимай всякого рода грехи: убийства, отравления, распутства, прелюбодеяния и всякие [виды] лукавых [деяний]. Поскольку же должник, которому был отпущен [его долг] в тысячи талантов, не простил долг в пятьдесят динариев, то есть малые прегрешения, совершенные ближним в отношении него, то Господь разгневался на него и предал его наказанию. И ведь только одно памятозлобие, возобладавшее над всеми прочими грехами [прошлой] жизни [должника], привело его к погибели. **//Вопросы и ответы.//** ===== Прп. Иустин (Попович) ===== **когда начал он считаться, приведен был к нему некто, который должен был ему десять тысяч талантов** См. Толкование на [[new:mf:18:23#prp_iustin_popovich|Мф. 18:23]] ===== Блж. Иероним Стридонский ===== Ст. 24-34 **когда начал он считаться, приведен был к нему некто, который должен был ему десять тысяч талантов **[большая сумма золота или серебра]**. А как он не имел, чем заплатить, то государь его приказал продать его, и жену его, и детей, и все, что он имел, и заплатить. Тогда раб тот пал, и, кланяясь ему, говорил: "государь! потерпи на мне, и все тебе заплачу". Государь, умилосердившись над рабом тем, отпустил его и долг простил ему. Раб же тот, выйдя, нашел одного из товарищей своих, который должен был ему сто динариев **[мелкая серебряная монета]**, и, схватив его, душил, говоря: "отдай мне, что должен". Тогда товарищ его пал к ногам его, умолял его и говорил: "потерпи на мне, и все отдам тебе". Но тот не захотел, а пошел и посадил его в темницу, пока не отдаст долга. Товарищи его, видев происшедшее, очень огорчились, и, придя, рассказали государю своему все бывшее. Тогда государь его призывает и говорит: "злой раб/ весь долг тот я простил тебе, потому что ты упросил меня; не надлежало ли и тебе помиловать товарища твоего, как и я помиловал тебя?" И, разгневавшись, государь его отдал его истязателям, пока не отдаст ему всего долга** Я знаю, что некоторые под должником в десять тысяч талантов понимают дьявола, под женой и детьми которого, предназначенными к продаже, когда он продолжает коснеть в злобе, они желают понимать отсутствие разума и злые помышления. Подобно тому как мудрость называется супругой праведного, глупость называется женой неправедного и грешника. Но, в таком случае, каким образом Господь простит ему десять тысяч талантов, а он нам, подобным ему рабам, не простит и сотни динариев? Это не может быть принято ни церковным толкованием, ни благоразумными людьми. //**Толкование на Евангелие от Матфея.**// ===== Блж. Феофилакт Болгарский ===== Ст. 24-25 **когда начал он считаться, приведен был к нему некто, который должен был ему десять тысяч талантов; а как он не имел, чем заплатить, то государь его приказал продать его, и жену его, и детей, и все, что он имел, и заплатить** Десять тысяч талантов должны мы, как ежедневно благодетельствуемые, но не воздающие Богу ничего доброго. Десять тысяч талантов должны и те, кто принял начальство над народом или над многими людьми (ибо каждый человек - талант, по слову: великое дело человек) и затем нехорошо пользуется своею властью. Продажа должника с женою и детьми его обозначает отчуждение от Бога, ибо тот, кого продают, принадлежит другому господину. Разве жена не плоть и супружница души, а дети не действия ли, зло совершаемые душой и телом. Итак, Господь повелевает, чтобы плоть была предана сатане на погибель, то есть была предана болезням и мучению демона. Но и дети, разумею силы зла, должны быть связаны. Так, если чья-либо рука крадет, то Бог иссушает ее или связывает чрез какого-нибудь демона. Итак, жена, плоть и дети, силы зла, преданы истязанию, чтобы спасся дух, ибо такой человек не может уже действовать воровски. //**Толкование на Евангелие от Матфея.**// ===== Ориген ===== **когда начал он считаться, приведен был к нему некто, который должен был ему десять тысяч талантов** //Время начаться суду с дома// [[new:1pet:04:17|(1 Пет. 4:17)]] Бога, сказавшего (как написано у Иезекииля) ангелам, назначенным наказывать: //И начните от святилища Моего// [[old:iez:09:06|(Иез. 9:6)]]; и время это будет, //как мгновение ока// [[new:1kor:15:52|(1 Кор. 15:52)]]. И Он начинает сведение счетов (предпринятое намеренно, ибо мы не забыли сказанного прежде) с тех, кто должен больше; поэтому не написано: «когда он сводил счеты», но сказано: **Когда начал он считаться, приведен был** (в начале сведения счетов) **некто, который должен был** много **талантов**, который потерял десять тысяч талантов, кому было поручено великое и доверено многое и который не принес никакой прибыли хозяину, но потерял десять тысяч, так что должен был ему много талантов. И потому, пожалуй, он должен много талантов, что часто следовал за женщиной, сидящей на таланте свинца, и имя ей - нечестие. //**Комментарии на Евангелие от Матфея.**// ===== Евфимий Зигабен ===== **Наченшу же ему стязатися, приведоша ему единаго должника тмою талант** Один этот должник был, конечно, раб. То, что у нас (греков) λιτρα (фунт) золота, у евреев – талант. Это самая высшая по цене монета, превышающая все остальные. //**Толкование на Евангелие от Матфея.**// ===== Прот. Иоанн Бухарев ===== Ст. 24-27 **когда начал он считаться, приведен был к нему некто, который должен был ему десять тысяч талантов; а как он не имел, чем заплатить, то государь его приказал продать его, и жену его, и детей, и все, что он имел, и заплатить; тогда раб тот пал, и, кланяясь ему, говорил: государь! потерпи на мне, и все тебе заплачу. Государь, умилосердившись над рабом тем, отпустил его и долг простил ему** Что такое за сумма тьма, или 10 000 талантов? Что выражается долгом такой суммы? И что означает повеление царя продать было самого должника такою суммою c женой, детьми и со всею его собственностью для уплаты долга, и, когда же должник начал просить подождать на нем долги, обещая заплатить, совершенное отпущение долга царем? **Талант** – это сумма, равняющаяся нашим около 2000 руб. **Десять тысяч талантов**, т. е. около 20 миллионов, – такая сумма означает долг неоплатный, т. е. бесчисленное множество грехов, которые мы сделаем в продолжение жизни и в которых должны дать отчет Богу. Повеление царя продать самого раба, жену и детей его и все его, для уплаты долга, это у некоторых народов, даже и у евреев был закон таков. Повелением сим изображается строгость, с какою Господь судит грешника за грехи. Должник умаливает даря подождать на нем долг и обещает заплатить. И царь, умилостившись, совсем прощает долг. Это значит: если грешник кается пред Богом во грехах с сокрушенным и смиренным сердцем, то Господь прощает грехи его, каковы и сколько бы их не было, ради бесценной крови Иисуса Христа, пролитой на кресте за спасение человеческое. **//Краткое толкование Евангелий читаемых на литургии во все воскресные и праздничные дни года.//** ---- **Талант** — это сумма, по одним, около 1800 р., а по другим, около 2500 р. серебром, следовательно, десять тысяч талантов равняются нашим приблизительно 18 или 25 миллионам. Здесь число это означает множество долга, неоплатность должника. И каждый из нас, грешников, пред правосудием Божием не есть ли неоплатный должник? Десять тысяч талантов не изображают ли наши грехи против 10-ти заповедей закона Божия? Наши долги — неблагодарности за все неисчислимые милости Божии к нам, грешным? Чтобы человек ни сделал доброго, никогда не сделает больше того, что обязан был сделать по закону Божию; а грех все остается и останется навсегда грехом, долг останется долгом — не вознаградимым ничем, уплатить долг греховный нет у нас ни возможности, ни средства. **//Толкование на Евангелие от Матфея.//** ===== Лопухин А.П. ===== **когда начал он считаться, приведен был к нему некто, который должен был ему десять тысяч талантов** Огромная сумма долга показывает что этот раб занимал при царе высшую должность, был у царя высшим чиновником. О том, что человек, если перенести эти физические ценности на духовные, может быть таким неоплатным должником пред Богом, не может быть и речи. Положа руку на сердце, каждый скажет, что он совершает много поступков, за которые обличает его совесть, противных нравственному закону, и совершает каждый день; сколько же он совершает их в каждую неделю, каждый год и наконец в течение всей своей жизни? Ко многим делам мы так привыкли, что перестали вовсе и замечать, чтобы они были нравственными преступлениями, оскорбительными для правды Божией. //**Толковая Библия.**// ===== Троицкие листки ===== **когда начал он считаться, приведен был к нему некто, который должен был ему десять тысяч талантов** См. Толкование на [[new:mf:18:23#troickie_listki|Мф. 18:23]] [<10>]