[<10>] ====== Толкования на Мф. 18:32 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **Тогда призвав его господин его, глагола ему: рабе лукавый, весь долг он отпустих тебе, понеже умолил мя еси** **"Злой раб! весь долг тот я простил тебе"**. Что может быть добрее господина? Когда тот должен был ему десять тысяч талантов, он не оскорбил его даже словом, не назвал и злым, но только приказал продать; и это для того, чтобы освободить его от долгов. А как тот ока­зался злым к своему товарищу, тогда-то (господин) уже гне­вается и раздражатся, дабы знал ты, что он легче прощает грехи против него самого, нежели против ближних. И так делает Он не только здесь, но и в других случаях. //"Итак, если"//, говорит, //"ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, оставь там дар твой пред жертвенником, и пойди прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой"// [[new:mf:05:23|(Мф. 5:23-24)]]. Ви­дишь, как Он везде наше предпочитает своему и не ставит ничего выше мира и любви к ближнему. И опять в другом месте: //"кто разводится с женою своею, кроме вины прелюбодеяния, тот подает ей повод прелюбодействовать"// [[new:mf:05:32|(Мф. 5:32)]], а чрез Павла дает закон та­кой: //"если какой брат имеет жену неверующую, и она согласна жить с ним, то он не должен оставлять ее"// [[new:1kor:07:12|(1 Кор. 7:12)]]. Если она, го­ворит, сделает прелюбодеяние, отвергни ее; а если будет не­верующая, не отвергай: если, то есть, согрешит против тебя, брось ее, а если против Меня, оставь при себе. Так и здесь, когда тот сделал столько грехов против Него (Бога), Он простил; а согрешил он против товарища, хоть гораздо ме­нее и легче, чем против господина, тогда не простил, но под­верг наказанию. Теперь назвал его и злым, а тогда не оскор­бил даже и словом. Поэтому здесь и прибавлено, что (госпо­дин) //"разгневавшись, отдал его истязателям"//; но этого не прибавил Он, когда требовал у него отчета в десяти тысячах талан­тов, дабы знал ты, что то (прежнее) решение произошло не от гнева, но от попечительности, спешившей к прощению, а более всего раздражил Его этот грех. **//Беседа на притчу о должнике десятью тысячами талантов, взыскивавшем сто динариев, и о том, что злопамятство хуже всякого греха.//** См. также Толкование на [[new:mf:18:28#svt_ioann_zlatoust|Мф. 18:28]] ===== Свт. Григорий Палама ===== **Тогда государь его призывает его и говорит: злой раб! весь долг тот я простил тебе, потому что ты упросил меня** См. Толкование на [[new:mf:18:23#svt_grigorij_palama|Мф. 18:23]] ===== Свт. Николай Сербский ===== Ст. 32-33 **Тогда государь его призывает его и говорит: злой раб! весь долг тот я простил тебе, потому что ты упросил меня; не надлежало ли и тебе помиловать товарища твоего, как и я помиловал тебя?** Царь не хочет казнить лукавого раба, прежде чем не объявит ему его преступления. Так поступит и Господь на Страшном Суде. Обратится Он к тем, которые по правую сторону Его, призовет их в жизнь вечную и объяснит им, как они заслужили сию жизнь; обратится Он тогда и к тем, которые по левую сторону Его, отправит их в муку вечную и объяснит им, как они заслужили сию муку. Господу угодно, чтобы всякий знал, за что получает награду или наказание, дабы никто не считал, будто Бог поступил с ним несправедливо. Сначала Бог называет раба злым, а затем навек отлучает его от Себя. Ибо зло не имеет с добром ничего общего. Сразу за этим следует и ясное обоснование того, почему Господь называет грешника злым: весь долг тот я простил тебе. Бог не входит в подробности. Он не говорит: «Я тебе простил десять тысяч талантов, а ты не хотел простить своему товарищу даже ста динариев», – но просто: весь долг тот, чтобы сим побудить самого грешника подумать о величине долга. Далее Господь разъясняет, что Его побудило простить должнику таковой долг: потому что ты упросил меня. И здесь государь не входит в подробности, умалчивая о том, что предшествовало просьбе, а именно о том, как раб пал к ногам Его и кланялся. Действия эти выражают покаяние, а покаяние предшествует молитве. Молитва без покаяния не помогает нисколько. Но как только молитва соединяется с покаянием, она бывает Богом услышана. Задолжавший раб, действительно, явил сначала свое покаяние, а затем попросил Государя потерпеть на нем. Потому мольба его тут же была услышана, и Государь сотворил для него более, нежели тот желал, – простил ему весь долг. Затем Государь рисует пред ним его злодеяние по отношению к товарищу, причем делает это в форме вопроса. Почему в форме вопроса? Почему Он не говорит ему: «Я помиловал тебя, а ты не помиловал товарища твоего», но: **не надлежало ли и тебе помиловать товарища твоего, как и я помиловал тебя?** Для того, чтобы виновный сам увидел, что ему нечего ответить. Для того, чтобы привести его в ужас молчания, предоставляя ему возможность сказать, если он может, что-нибудь в свою защиту. В такой вопросительной форме ответил Господь наш Иисус Христос одному из служителей первосвященника, первому ударившему Его по щеке со словами: //так отвечаешь Ты первосвященнику? А Господь отвечал: «если Я сказал худо, покажи, что худо; а если хорошо, что ты бьешь Меня»// [[new:in:18:22|(Ин. 18:22–23)]]? Такой ответ Христов не мог не привести служителя в ужас молчания. Такой ответ означает горящие уголья, собранные и на голову, и под ноги. Подобный способ обличения вины употребляет и человек царь в сегодняшней Евангельской притче: **не надлежало ли и тебе помиловать товарища твоего, как и я помиловал тебя?** Наступил ужас молчания... А после него пришел ужас осуждения. **//Беседы на Евангелие. //** ===== Свт. Филарет (Дроздов) ===== **Тогда государь его призывает его и говорит: злой раб! весь долг тот я простил тебе, потому что ты упросил меня** См. Толкование на [[new:mf:18:23#svt_filaret_drozdov|Мф. 18:23]] ===== Прп. Иустин (Попович) ===== **Тогда государь его призывает его и говорит: злой раб! весь долг тот я простил тебе, потому что ты упросил меня** См. Толкование на [[new:mf:18:23#prp_iustin_popovich|Мф. 18:23]] ===== Блж. Иероним Стридонский ===== **Тогда государь его призывает его и говорит: злой раб! весь долг тот я простил тебе, потому что ты упросил меня** См. Толкование на [[new:mf:18:24#blzh_ieronim_stridonskij|Мф. 18:24]] ===== Блж. Феофилакт Болгарский ===== Ст. 32-34 **Тогда государь его призывает его и говорит: злой раб! весь долг тот я простил тебе, потому что ты упросил меня; не надлежало ли и тебе помиловать товарища твоего, как и я помиловал тебя? И разгневавшись, государь его отдал его истязателям, пока не отдаст ему всего долга** Владыка судит раба по причине человеколюбия, чтобы показать, что не он, а жестокость раба и его неразумие отвращают дар. Каким мучителям предает? Может быть, карающим силам, так чтобы он вечно наказывался. Ибо //"пока не отдаст всего долга"// это обозначает: до тех пор пусть будет наказываем, пока не отдаст. Но он никогда не отдаст должного, то есть должного и заслуженного наказания, и он всегда будет наказываем. //**Толкование на Евангелие от Матфея.**// ===== Евфимий Зигабен ===== Ст 32-33 **Тогда призвав его господин его, глагола ему: рабе лукавый, весь долг он отпустих тебе, понеже умолил мя еси: не подобаше ли и тебе помиловати клеврета твоего, якоже и аз тя помиловах** Великая кротость! Судится с тем, кто не достоин никакого слова, –великодушно обличает того, кто сам себя осудил, и показывает, что он сам от себя отклонил прежнюю милость и привлек следовавшее наказание. И когда тот не мог уплатить долга, то не назвал его лукавым и даже сжалился над ним, а когда же он оказался несострадательным по отношению к подобному себе рабу, тогда и назвал его лукавым, и наказал. Послушаем же этого и мы, несострадательные, будем страшиться и знать, что мы сами себя всецело осуждаем, отвращая от себя прежде бывшую к нам милость Божию и привлекая к себе вечное наказание. //**Толкование на Евангелие от Матфея.**// ===== Прот. Иоанн Бухарев ===== **Тогда государь его призывает его и говорит: злой раб! весь долг тот я простил тебе, потому что ты упросил меня** **Злой** (лукавый) **раб**. Так назвал царь раба, не простившего своего товарища, который должен был ему ничтожную сумму, около 20 руб., когда самому прощена такая огромная сумма, до 25 миллионов рублей. **Предаде его мучителем** (отдал его истязателям), — как он сам поступил с своим должником. Это значит, что злые, не прощающие других, люди своею злобою удаляют от себя благость и милосердие Божие и потому будут наказаны — преданы мучению в аду (чит. объясн. [[new:mf:18:24#prot_ioann_buxarev|24-]][[new:mf:18:25#prot_ioann_buxarev|25 ст. 5 гл.)]]. И может ли человек раздражительный и любомстительный быть в царстве Божием, которое есть царство любви, мира и радости о Дусе Святе? (Дим.) «Когда ты питаешь злобу к своему ближнему, то знай, поучает один из пастырей, что питаешь ее к самому себе, а не к другому». **Дондеже воздаст весь долг свой** (пока не отдаст ему всего долга). Это значит — навсегда, ибо он никогда не будет в состоянии заплатить своего долга, — указание на вечность адских мучений. **//Толкование на Евангелие от Матфея.//** ---- См. также Толкование на [[new:mf:18:31#prot_ioann_buxarev|Мф. 18:31]] ===== Лопухин А.П. ===== Ст. 32-33 **Тогда государь его призывает его и говорит: злой раб! весь долг тот я простил тебе, потому что ты упросил меня; не надлежало ли и тебе помиловать товарища твоего, как и я помиловал тебя** Совершенно правильное рассуждение по всякой логике. Тот, кому прощается большой долг, тем самым обязывается простить и другим небольшие долги. Но люди злы и в погоне за житейскими благами часто поступают вопреки всякой логике и здравому смыслу. Поэтому то, что изображается в притче, встречается весьма часто в обыденной практической жизни. //**Толковая Библия.**// ===== Троицкие листки ===== **Тогда государь его призывает его и говорит: злой раб! весь долг тот я простил тебе, потому что ты упросил меня** См. Толкование на [[new:mf:18:23#troickie_listki|Мф. 18:23]] [<10>]