[<10>] ====== Толкования на Мф. 19:2 ====== ===== Свт. Григорий Богослов ===== **И по Нем идоша народи мнози, и изцели их ту** **«За Ним последовало много людей, и Он исцелил их там»**, где была обширная пустыня. Если бы Он пребывал на своей высоте, если бы не снизошел к немощи, если бы остался тем, кем был, соблюдая Себя неприступным и непостижимым, то, может быть, немногие бы последовали за Ним, даже, не знаю, последовали ли бы и немногие; разве один Моисей, и тот настолько, чтобы едва увидеть Бога сзади. Ибо, хотя и расторг Моисей облако, когда был вне телесной тяжести, и привел в бездействие чувства; но тонкость и бестелесность Божию (или, не знаю, как иначе назвал бы это другой) мог ли видеть он, все еще будучи телом и проникая чувственными очами? Но поскольку Бог нас ради истощается и нисходит (под истощанием же понимаю истощание как ослабление и умаление славы), то и делается через это постижимым. Извините меня, что опять останавливаюсь и впадаю в человеческую немощь, исполняюсь гневом и скорбью за моего Христа (разделите и вы мои чувства!), когда вижу, что бесчестят Христа моего за то самое, за что наиболее чтить Его требовала справедливость. Скажи мне: потому ли Он веществен, что смирился ради тебя? Потому ли Он – тварь, что печется о твари? Потому ли под временем, что посещает находящихся под временем? Впрочем, Он все терпит, все переносит. И что удивительного? Он понес побои, потерпел оплевывания, вкусил желчь за мое вкушение. Терпит и ныне побиение камнями не только от наветующих, но даже от нас, которые почитаем себя благочестивыми. Ибо, рассуждая о бестелесном, употреблять наименования, свойственные телесному, значит, может быть, то же, что клеветать, то же, что побивать камнями, но, повторяю, да будет дано извинение нашей немощи! Мы не произвольно мечем камни, но потому что не можем выразиться иначе, употребляем слова, какие имеем. Ты именуешься Словом и превыше слова, Ты превыше света и называешься светом, именуешься огнем, не потому что подлежишь чувствам, но потому что очищаешь легкое и негодное вещество! Называешься мечом, потому что отсекаешь худое от доброго; лопатой, потому что очищаешь гумно и, отбрасывая все пустое и легкое, одно полновесное влагаешь в горние житницы, секирой, потому что после долготерпения срубаешь бесплодную смоковницу, потому что истребляешь самые корни зла, дверью, по причине ввождения; путем, потому что мы шествуем прямо; агнцем, потому что Ты жертва; Первосвященником, потому что приносишь в жертву тело; Сыном, потому что Ты от Отца! Опять привожу в движение языки злоречивые; опять неистовствуют некоторые против Христа или, лучше сказать, против меня, который удостоен быть проповедником Слова; делаюсь, как Иоанн, гласом вопиющего в пустыне – в пустыне некогда безводной, но ныне весьма населенной. Впрочем, как сказал я (возвращаюсь к моему слову), **«за Ним последовало много людей»**; потому что Он снисходит к нашим немощам. **//Слова. Слово 37.//** ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **И по Нем идоша народи мнози, и изцели их ту** См. Толкование на [[new:mf:19:01#svt_ioann_zlatoust|Мф. 19:1]] ===== Прп. Иустин (Попович) ===== **За Ним последовало много людей, и Он исцелил их там** См. Толкование на [[new:mf:19:01#prp_iustin_popovich|Мф. 19:1]] ===== Блж. Иероним Стридонский ===== **За Ним последовало много людей, и Он исцелил их там** См. Толкование на [[new:mf:19:01#blzh_ieronim_stridontskij|Мф. 19:1]] ===== Блж. Феофилакт Болгарский ===== **За Ним последовало много людей, и Он исцелил их там** См. Толкование на [[new:mf:19:01#blzh_feofilakt_bolgarskij|Мф. 19:1]] ===== Ориген ===== **За Ним последовало много людей, и Он исцелил их там** Обрати внимание на разницу между теми людьми, кто просто последовал, между Петром и остальными, оставившими все и последовавшими, и между Матфеем, //который встал и последовал за Ним// [[new:mf:09:09|(Мф. 9:9)]]. Не просто последовал, но встал, ибо это существенное добавление. Действительно, всегда есть те, кто (как толпы) во множестве следуют, ни встав, чтобы последовать, ни оставив все прежнее. И [лишь] немногие последовали, встав и все оставив, те, кто в пакибытии сядут //на двенадцати престолах// [[new:mf:19:28|(Мф. 19:28)]]. Кроме того, кто хочет исцелиться, пусть последует за Иисусом. //**Комментарии на Евангелие от Матфея.**// ===== Евфимий Зигабен ===== **И по Нем идоша народи мнози, и изцели их ту** Опять, как и прежде часто мы говорили, от учения переходит к чудесам, врачуя то души, то тела, и никогда этим не пренебрегая. //**Толкование на Евангелие от Матфея.**// ===== Прот. Иоанн Бухарев ===== **За Ним последовало много людей, и Он исцелил их там** Вопрос о разводе с женами у Евреев был спорный: одни говорили, что разводиться можно только в случае неверности жены, другие же утверждали, что по всякой причине, по которой жена не нравится мужу. Самый закон Моисеев дозволял развод — он дозволял дать жене разводное письмо, на следующем основании: если она после брака не будет иметь благоволения в глазах мужа, потому что он находит в ней что-нибудь срамное [[old:vtor:24:01|(Втор. 24, 1)]]. Между тем Господь Иисус Христос в нагорной беседе учил, что не следует разводиться, кроме только одного случая неверности или прелюбодейства жены [[new:mf:05:31|(5, 31-34)]]. И вот **фарисеи**, как враги Иисуса Христа, которые всюду и всячески преследовали Его (чит. объясн. [[new:mf:16:21#prot_ioann_buxarev|21 ст. 16 гл.)]], вздумали искусить Его и предложили Ему спорный вопрос о разводе. **Искусить**, т. е. поставить Его в затруднение или даже, уловив в словах, обвинить за ответ. Если, например, Иисус Христос ответит, что разводиться позволительно, то фарисеи скажут Ему: «Почему же Ты прежде говорил не так?» (это в нагорной проповеди, [[new:mf:05:31|5, 31]][[new:mf:05:32|-32)]]; а если скажет: не позволительно, тогда они скажут: «Ты учишь вопреки закону Моисееву. Моисеев закон допускает развод». Нужно заметить еще и следующее обстоятельство. Фарисеи дают Господу вопрос о разводе в Галилее, где так недавно царь Ирод убил Иоанна Крестителя за обличение его в незаконном разводе с неповинною женою и женитьбе на жене, бросившей законного мужа. И фарисеи думали, что если Господь выскажется прямо против развода, то на Него можно будет донести Ироду. **//Толкование на Евангелие от Матфея.//** ===== Лопухин А.П. ===== **За Ним последовало много людей, и Он исцелил их там** См. Толкование на [[new:mf:19:01#lopuxin_ap|Мф. 19:1]] ===== Троицкие листки ===== **За Ним последовало много людей, и Он исцелил их там** См. Толкование на [[new:mf:19:01#troickie_listki|Мф. 19:1]] [<10>]