[<10>] ====== Толкования на Мф. 19:5 ====== ===== Свт. Григорий Богослов ===== **И рече: сего ради оставит человек отца (своего) и матерь и прилепится к жене своей, и будета оба в плоть едину** **«И будут два**, – сказано, – **одной плотью»**, а единая плоть да имеет и одинаковую честь. Павел же внушает целомудрие и примером. Каким примером и как? //«Тайна эта велика; я говорю по отношению к Христу и к Церкви»// [[new:ef:05:32|(Еф.5:32)]]. Хорошо жене – почитать Христа в лице мужа, хорошо и мужу – не бесчестить Церковь в лице жены. //«Жена//, – говорит он, – //да убоится мужа своего»//, потому что боится и Христа, но и //«муж да любит свою жену»//, потому что и Христос любит Церковь. Вникнем в слова эти с большим тщанием. //«Сбивание молока производит масло»// [[old:pr:30:33|(Притч.30:33)]], исследуй, и, может быть, найдешь в них нечто более питательное. Мне кажется, что здесь слово Божие не одобряет двоеженства, ибо если два Христа, то два и мужа, две и жены, а если один Христос, одна глава Церкви, то и плоть одна, а всякая другая да будет отринута. А если удерживает от второго брака, то что сказать о третьем? Первый есть закон, второй – снисхождение, третий – беззаконие. А кто преступает и этот предел, тот подобен свинье и немного имеет примеров такого срама. Хотя Закон дает развод по всякой вине, но Христос – не по всякой вине, а позволяет только разлучаться с прелюбодейкой, все же прочее повелевает переносить любомудренно, и прелюбодейку отлучает потому, что она повреждает род. Касательно же всего прочего будем терпеливы и любомудренны, или, лучше сказать, будьте терпеливы и любомудренны – вы, принявшие на себя иго брака. Видишь ли, что жена приукрасилась или подкрасилась, – сотри; или у нее язык весьма дерзкий – уцеломудрь; или смех неблагопристойный, – сделай скромным; или замечаешь неумеренность в расходах и в питье – ограничь; или неблаговременные выходы из дома, – положи преграду; или рассеянный взор, – исправь, но не отсекай, не отлучай от себя поспешно, ибо неизвестно, кто подвергается опасности, отлучающий или отлучаемый. //«Источники твои»//, сказано, //«пусть будут принадлежать тебе одному, а не чужим с тобою; любезной ланью и прекрасной серной услаждайся постоянно»// [[old:pr:05:17|(Притч.5:17–19)]]. Итак, не будь рекой чуждой и не старайся нравиться другим больше, нежели жене своей. А если стремишься в иное место, то и члену своему поставляешь в закон бесстыдство. Так учит Спаситель. **//Слова. Слово 37.//** ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **И рече: сего ради оставит человек отца (своего) и матерь и прилепится к жене своей, и будета оба в плоть едину** См. Толкование на [[new:mf:19:04#svt_ioann_zlatoust|Мф. 19:4]] ===== Прп. Иустин (Попович) ===== ** И сказал: посему оставит человек отца и мать и прилепится к жене своей, и будут два одною плотью** См. Толкование на [[new:mf:19:03#prp_iustin_popovich|Мф. 19:3]] ===== Блж. Иероним Стридонский ===== Ст. 5-6 **И сказал: посему оставит человек отца и мать и прилепится к жене своей, и будут два одною плотью, так что они уже не двое, но одна плоть. Итак, что Бог сочетал, того человек да не разлучает** **И сказал: посему оставит человек отца и мать и прилепится к жене своей, и будут два одною плотью, так что они уже не двое, но одна плоть** Таким же точно образом Он говорит: "**Прилепится к жене своей**", а не: "к женам". **И будут двое одной плотью**. Вознаграждение брачного союза в том, что двое будут одной плотью. Непорочность, соединенная с духом, производить один дух. **Итак, что Бог сочетал, того человек да не разлучает** Бог сочетал, сделав одною плоть мужчины и женщины; [никакой] человек не может разделить ее, кроме одного только Бога. Человек разлучает тогда, когда отпускает первую жену вследствие желания иметь жену другую; Бог же разлучает, - Бог, который и соединил, - тогда, когда ради служения Богу, по взаимному соглашению (потому, что время близко), //мы имеем жен так, как будто мы не имеем их// [[new:1kor:07:29|(1 Кор. 7:29)]]. //**Толкование на Евангелие от Матфея.**// ===== Блж. Феофилакт Болгарский ===== **И сказал: посему оставит человек отца и мать и прилепится к жене своей, и будут два одною плотью** См. Толкование на [[new:mf:19:03#blzh_feofilakt_bolgarskij|Мф. 19:3]] ===== Ориген ===== Ст. 5-6 **И сказал: посему оставит человек отца и мать и прилепится к жене своей, и будут два одною плотью, так что они уже не двое, но одна плоть. Итак, что Бог сочетал, того человек да не разлучает** Поскольку апостол относит ко Христу и Церкви слова: **и будут два одною плотью**, следует сказать, что Христос развелся с прежней своей женой (то есть прежней синагогой) не по иной причине (ибо соблюдал [слова]: //что Бог сочетал, того человек да не разлучает//) как по той, что та жена вела блудную жизнь, прелюбодействуя с грешником, вместе с ним злоумышляя против Мужа и убив Его словами: //Истреби от земли такого!// [[new:act:22:22|(Деян. 22:22)]] и //Распни, распни Его// [[new:lk:23:21|(Лк. 23:21)]]. Итак, скорее она сама отступилась, чем муж развелся и отослал ее. Поэтому, упрекая ее в том, что она Его оставила, Господь говорит у Исайи: //Где разводное письмо вашей матери, с которым Я отпустил ее?// [[old:is:50:01|(Ис. 50:1)]]. //**Комментарии на Евангелие от Матфея.**// ===== Евфимий Зигабен ===== **И рече: сего ради оставит человек отца (своего) и матерь и прилепится к жене своей, и будета оба в плоть едину** Показав из самого образа творения, что нельзя разводиться, доказывает это и на основании повеления Божия. Нужно заметить, что в книге Бытия настоящие слова, кажется, принадлежат Адаму, пророчествующему о жене; но Христос здесь показывает, что это была заповедь Божия, а не пророчество Адама, как кажется (Ничто, однако, не препятствует, чтобы это изречение было и пророчеством Адама, внушенным ему от Бога, и заповедью Божиею, изреченною чрез Адама. Может быть, и Адам сказал по внушению Божию, и сказал Бог, говоривший чрез Адама). Итак, Христос говорит, что Творец сказал: //Сего ради//, т.е. ради того, что жена сотворена из ребра мужа (об этом написано пред сей заповедью), //оставит человек отца (своего) и матерь// и т. д., //и будета оба// соединены //в плоть едину//, т.е. в одно тело по причине единства связи, или соединяющей связи. Так как Бог повелел им быть одним телом, то, значит, разводиться непозволительно. //**Толкование на Евангелие от Матфея.**// ===== Прот. Иоанн Бухарев ===== Ст. 5-6 **И сказал: посему оставит человек отца и мать и прилепится к жене своей, и будут два одною плотью, так что они уже не двое, но одна плоть. Итак, что Бог сочетал, того человек да не разлучает** **Оставит человек отца своею и матерь свою** и проч. Это первоначальный, изреченный Самим Богом закон брака. Если супружеская связь теснее, чем самая сильная — связь детей с родителями; если вступающие в брак два человека должны быть как один, — должны быть одушевлены одною душою, иметь одни помышления, чувства, намерения и действия: то мыслим ли тут развод? **Еже** (что) **Бог сочета, человек да не разлучает**, прибавил еще Господь. Таким образом, Господь показал, что разводиться противно природе и закону. Противно природе, потому что рассекается одна и та же плоть; закону, потому что разделяется то, что Бог соединил и не велел разделять. Если и может быть исключение, т. е. допущен развод, то это только в одном случае — в случае неверности или прелюбодейства, которым обыкновенно разрушается божественный закон брачного союза, как Господь уже высказал ранее в нагорной проповеди [[new:mf:05:31|(5 гл. 31]][[new:mf:05:32|-32 ст.]] Сл. [[new:mf:19:09|9 ст.)]]. **//Толкование на Евангелие от Матфея.//** ===== Лопухин А.П. ===== **И сказал: посему оставит человек отца и мать и прилепится к жене своей, и будут два одною плотью** [[new:mk:10:07|(Мк. 10:7)]]. Речь изложенная у Матфея, служит продолжением предыдущей. Христос пока оставляет без ответа заковыристый вопрос фарисеев, который они на самом деле хотели предложить, а именно, может ли человек, после развода с своею первой женой, брать себе другую, и рассуждает только исключительно в пределах предложенного вопроса, как такового. Человек не должен оставлять женщины, потому что, по данному Богом закону, не может оставаться одиноким и жить в безбрачном состоянии. Чтобы не быть одиноким и безбрачным, он оставляет даже самых близких ему людей, своего отца и мать. Цитата заимствована из [[old:gen:02:24|Быт. 2:24,]] где слова эти приписываются не Богу, а Адаму. //**Толковая Библия.**// ===== Троицкие листки ===== **И сказал: посему оставит человек отца и мать и прилепится к жене своей, и будут два одною плотью** См. Толкование на [[new:mf:19:01#troickie_listki|Мф. 19:1]] [<10>]