[<10>] ====== Толкования на Мф. 19:8 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **Глагола им: яко Моисей по жестосердию вашему повеле вам пустити жены вашя: изначала же не бысть тако** Если бы это было хорошо, го­ворит, то Бог не сотворил бы одного мужа и одну жену, но, сотворив одного Адама, сотворил бы двух жен, если бы хо­тел, чтобы можно было одну отвергнуть, а другую принять; а здесь самым способом сотворения Он постановил закон, ко­торый теперь Я предписываю. Какой же именно? Тот, чтобы ту жену, которая сначала досталась, иметь при себе постоянно; этот закон древнее того, и настолько, насколько Адам древ­нее Моисея. Таким образом, Я теперь не ввожу нового закона, и не предлагаю странного учения, но такое, которое старее и древнее Моисея. Не излишне выслушать и самый закон Мои­сея, который он постановил об этом. **//Беседа на слова: Жена связана законом, доколе жив муж ее.//** См. также Толкование на [[new:mf:19:07#svt_ioann_zlatoust|Мф. 19:7]] ===== Прп. Исидор Пелусиот ===== **Глагола им: яко Моисей по жестосердию вашему повеле вам пустити жены вашя: изначала же не бысть тако** См. Толкование на [[old:vtor:24:01#prp_isidor_pelusiot|Втор. 24:1]] ===== Прп. Иустин (Попович) ===== **Он говорит им: Моисей по жестокосердию вашему позволил вам разводиться с женами вашими, а сначала не было так** См. Толкование на [[new:mf:19:07#prp_iustin_popovich|Мф. 19:7]] ===== Блж. Иероним Стридонский ===== **Он говорит им: Моисей по жестокосердию вашему позволил вам разводиться с женами вашими, а сначала не было так** **Он говорит им: Моисей, по жестокосердию вашему, позволил вам разводиться с женами вашими; а сначала не было так.** - Слова Его такого рода: "Разве Бог может Себе противоречить так, чтобы прежде приказать одно, а потом Свой приговор нарушить новым повелением?" Не так должно рассуждать; а так, что когда Моисей увидел, что вследствие желания иметь других жен, или более богатых, или более молодых, или более красивых первые жены бывают умерщвляемы или проводят бедственную жизнь, то предпочел смягчить несогласие, чтобы не дать продолжаться ненависти и человекоубийству [[old:vtor:24:01|(Втор. 24:1-4)]]. Вместе с тем обрати внимание и на то, что Он не сказал: //По жестокосердию вашему повелел вам Бог//, но: //Моисей//, так что, - как говорит апостол [[new:1kor:07:25|(1 Кор. 7:25)]], - это совет человеческий, а не повеление Божие. //**Толкование на Евангелие от Матфея.**// ===== Блж. Феофилакт Болгарский ===== **Он говорит им: Моисей по жестокосердию вашему позволил вам разводиться с женами вашими, а сначала не было так** См. Толкование на [[new:mf:19:07#blzh_feofilakt_bolgarskij|Мф. 19:7]] ===== Евфимий Зигабен ===== **Глагола им: яко Моисей по жестосердию вашему повеле вам пустити жены вашя: изначала же не бысть тако** Обвинение их обращает на их же голову, что Он обыкновенно делает очень часто. **По жестосердию вашему**, – говорит, – **повеле вам**, т.е. по различным причинам, которые приводили ненавидящие своих жен и не желающие примириться с ними. Узаконил отпускать их, дабы их не убивали. Зачем давалось разводное письмо, об этом ясно сказано в вышеупомянутой пятой главе. **Из начала**, говорит, не **бысть тако**: если бы Бог с самого начала хотел, чтобы это было так, то Он не создал бы одного мужчину и одну только женщину, и не повелел бы, чтобы двое были одною плотью. //**Толкование на Евангелие от Матфея.**// ===== Прот. Иоанн Бухарев ===== **Он говорит им: Моисей по жестокосердию вашему позволил вам разводиться с женами вашими, а сначала не было так** Христос говорит, что действительно Моисеем, а чрез него Самим Богом позволен развод, но это — закон позднейший и дан только по особенной временной причине, которая не может продолжаться навсегда, именно по жестокосердию народа [[old:vtor:10:16|(Втор. 10, 16;]] [[new:act:07:51|Деян. 7, 51)]], т. е. по неспособности его к кротости, терпению и самоотвержению, — чтобы напр. муж, желая избавиться от ненавистной жены, не погубил ее. И Моисей не **заповедал развод**, как выражаются фарисеи, а только допустил — **позволил**, сказал Господь: потому что не все равно заповедать и позволить. Позволил — по известной причине, — по причине грубости, жестокосердия. Моисей заповедал давать **разводное письмо**, т. е. постановил не изгонять жены по первому порыву гнева, но дать ей письмо, следовательно, отпустить ее по миновании гнева и по достаточном размышлении. **А сначала не было так** (изначала же не бысть тако), т. е. в самом начале, при сотворении первых людей, и в древние времена не было дано такого закона [[new:mf:19:04|(ст. 4)]]. **//Толкование на Евангелие от Матфея.//** ===== Лопухин А.П. ===== **Он говорит им: Моисей по жестокосердию вашему позволил вам разводиться с женами вашими, а сначала не было так** [[new:mk:10:05|(Мк. 10:5)]]. В русском не выражено в речи Христа начальное ότι (слав. “яко”), соответствует τί ст. 7-го (русск. “как же;” лучше: “итак, почему” или “почему же”). Фарисеи спрашивают: почему же? Спаситель отвечает: потому что (δτι) Моисей и т. д. Имя Моисея (а не Бога) имеет также очевидное соответствие с тем же именем в вопросе ст. 7-го. Фарисеи не могли говорить, что Бог заповедал давать разводные письма. Спаситель подтверждает это, говоря, что это позволил Моисей. “Жестокосердие” (σχληροκαρδία) употреблено у Матфея только здесь и еще в Новом Завете [[new:mk:10:05|Мк. 10:5;]] [[new:mk:16:14|16:14.]] В последнем месте оно поставлено в связь с απιστία (неверие). Считают “высокохарактеристичным” обстоятельство, что в Своем ответе Христос заменил ένετείλατο (заповедал — ст. 7), употребленное фарисеями, словом έπετρεψεν — позволил, допустил. Но у [[new:mk:10:03|Мк. 10:3, 4]] Иисус Христос и фарисеи выражаются наоборот, и там эти изменения столь же совершенно уместны, как и у Матфея. Мысль, выраженная здесь, сходна с [[new:gal:03:19|Гал. 3:19]]. Некоторые полагают, что дозволение давать жене разводное письмо происходило вследствие той необходимости, что в противном случае муж, вследствие своего “жестокосердия,” мог подвергать истязаниям свою жену, и разводное письмо было, таким образом, “защитой” жены против жестокого обращения с ней мужа. Это, конечно, могло быть одним из поводов для дозволенных Моисеем разводов, но не единственным. Главный же повод был в “жестокосердии” вообще — слово, указывающее на “необрезанность сердца,” на грубость нрава ветхозаветного человека, на его умственную и нравственную недоразвитость. Очевидно, что и Сам Спаситель считает это Моисеево установление человеческим, а не божественным. Оно было дано как временное приспособление высшего и вечного закона к духу, времени и имело лишь временный характер. Ошибка фарисеев заключалась в том, что они смотрели на этот временный закон, данный Моисеем, слишком высоко, считали его равным заповедям Божиим. Но это был “consilium hominis," "non imperium Dei" (Иероним). В Ветхом Завете было дано много таких постановлений, имеющих только временный характер. В состоянии жестокосердия разводы и разводные письма были дозволительны; “но сначала не было так.” //**Толковая Библия.**// ===== Троицкие листки ===== **Он говорит им: Моисей по жестокосердию вашему позволил вам разводиться с женами вашими, а сначала не было так** См. Толкование на [[new:mf:19:01#troickie_listki|Мф. 19:1]] [<10>]