[<10>] ====== Толкования на Мф. 19:17 ====== ===== Свт. Василий Великий ===== **Он же сказал ему: что ты называешь Меня благим? Никто не благ, как только один Бог. Если же хочешь войти в жизнь вечную, соблюди заповеди** См. Толкование на [[new:mf:19:16#svt_vasilij_velikij|Мф. 19:16]] ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **Он же сказал ему: что ты называешь Меня благим? Никто не благ, как только один Бог. Если же хочешь войти в жизнь вечную, соблюди заповеди** См. Толкование на [[new:mf:19:16#svt_ioann_zlatoust|Мф. 19:16]] ===== Прп. Иустин (Попович) ===== **Он же сказал ему: что ты называешь Меня благим? Никто не благ, как только один Бог. Если же хочешь войти в жизнь вечную, соблюди заповеди** На потрясающий и страшный вопрос юноши Спаситель как бы раздраженно отвечает: **Что ты называешь Меня благим? Никто не благ, как только один Бог**. Если Я только учитель, тогда я не настолько добр, Божественно добр и силен, чтобы решить вопрос вечной жизни. Этот вопрос может решить только Тот, кто Сам имеет вечную жизнь и Кто может давать вечную жизнь. Если я только учитель, а это значит только человек, а не Бог и Господь, тогда я не в состоянии решить твой вопрос. **Никто не благ как только один Бог**, настолько благ, что может дать самое великое благо: жизнь вечную. Только Совершенное Благо, – а это Бог, Богочеловек, – знает и имеет Совершенную Жизнь, Вечную Жизнь, и может ее дать. И всесторонее решить проблему вечной жизни на земле. И решает Он ее прагматически, опытно, очевидно: соблюдением заповедей Божиих = практикой святых добродетелей евангельских. Каждая совершённая заповедь Божия вносит в человека жизнь, вечную жизнь, и он чувственно и опытно сознает, что такое жизнь и как решаются проблемы жизни. В конце каждой совершённой заповеди, как пути, стоит жизнь вечная. Каждая заповедь Божия и есть путь, который ведет человека в жизнь вечную. Исполнением заповедей Божиих человек преодолевает смерть и смертное, выходит из плена смерти и входит в царство бессмертия, в царство вечной жизни. Теперь мы знаем тайну: исполнение заповедей Божиих есть всепобеждающее средство, которым человек побеждает смерть и получает жизнь вечную. //**Толкование на Евангелие от Матфея.**// ===== Блж. Августин ===== **Он же рече ему: что мя глаголеши блага? никтоже благ, токмо един Бог: аще ли хощеши внити в живот, соблюди заповеди** Господь сказал некоему юноше: **Если же хочешь войти в жизнь, соблюди заповеди**. Он не сказал: «если хочешь войти в жизнь вечную», но – «**в жизнь**», подразумевая, что это та жизнь, которая станет вечной. Давайте рассмотрим сначала, что такое любовь к этой жизни. Ведь жизнь эту любят, какова бы она ни была; и пусть она обременена невзгодами, пусть жалкая, но люди страшатся ее окончания и робеют. А потому надо посмотреть, надо осознать, насколько больше следует любить жизнь вечную, коль скоро эта жалкая жизнь, которая в один момент должна закончиться, нами любима. Подумайте, братья, насколько больше надо любить ту жизнь, если она никогда не закончится. Ты любишь эту жизнь, в которой так много трудишься, бегаешь, суетишься, пыхтишь – не перечесть, что в этой несчастной жизни является необходимым: сеять, пахать, делать новые насаждения, плавать на корабле, молоть, стряпать, ткать. И после всех этих трудов жизнь твоя придет к концу. Посмотри на то, что ты терпишь в такой жалкой жизни, которую так любишь. И ты думаешь, что жить будешь всегда и никогда не умрешь? Храмы, скалы, мрамор, поддерживаемые железом и свинцом, – и те падают, а человек считает, что не умрет? Учитесь же, братья, взыскивать жизнь вечную, где не будете терпеть всего этого, но будете вечно царствовать с Богом. //**Проповеди.**// ===== Блж. Иероним Стридонский ===== **Он же сказал ему: что ты называешь Меня благим? Никто не благ, как только один Бог** См. Толкование на [[new:mf:19:16#blzh_ieronim_stridonskij|Мф. 19:16]] ===== Блж. Феофилакт Болгарский ===== Ст. 17-19 **Он же сказал ему: что ты называешь Меня благим? Никто не благ, как только один Бог. Если же хочешь войти в жизнь вечную, соблюди заповеди. Говорит Ему: какие? Иисус же сказал: не убивай; не прелюбодействуй; не кради; не лжесвидетельствуй; почитай отца и мать; и: люби ближнего твоего, как самого себя** **Если же хочешь войти в жизнь вечную, соблюди заповеди. Говорит Ему: какие? Иисус же сказал: не убивай; не прелюбодействуй; не кради; не лжесвидетельствуй; почитай отца и мать; и: люби ближнего твоего, как самого себя** Господь отсылает вопросившего к заповедям закона, дабы иудеи не могли сказать, что Он презирает закон. Что же? //**Толкование на Евангелие от Матфея.**// См. также Толкование на [[new:mf:19:15#blzh_feofilakt_bolgarskij|Мф. 19:15]] ===== Евфимий Зигабен ===== **Он же рече ему: что мя глаголеши блага? никтоже благ, токмо един Бог: аще ли хощеши внити в живот, соблюди заповеди** **Аще ли хощеши внити в живот, соблюди заповеди. Глагола Ему: кия** Не испытывая, сказал: какие? но думал, что, кроме законных, есть еще какие-то другие, ведущие к этой жизни. //**Толкование на Евангелие от Матфея.**// ===== Анонимный комментарий ===== **Он же сказал ему: что ты называешь Меня благим? Никто не благ, как только один Бог. Если же хочешь войти в жизнь вечную, соблюди заповеди** Не без оснований в этом месте нужно спросить, почему Христос, когда юноша задал вопрос: //Учитель благий! что сделать мне доброго, чтобы иметь жизнь вечную?// – окончив объяснение, добавил: //Многие же будут первые последними, и последние первыми// [[new:mf:19:30|(Мф. 19:30)]]. Никто не сомневается, что сказано это об иудеях и язычниках. Неслучайно, следовательно, этот юноша вводится в связи с иудейским народом – всегда пребывающим в отрочестве, всегда собой хвалящимся и живущим легко. Христос по большей части так поступает, когда намеревается говорить о таинстве чего-нибудь: сначала Он вводит физический объект, чтобы он указывал на возможность его духовного осмысления, затем изъясняет и значение. К примеру, когда Он собирался обуздать самохвальство фарисеев, о чем рассказывает Лука, то сначала Он ввел больного водяной болезнью и исцелил его: так избавление от физической опухоли больного указывает на удар по воспаленной гордости фарисеев. ===== Прот. Иоанн Бухарев ===== **Он же сказал ему: что ты называешь Меня благим? Никто не благ, как только один Бог. Если же хочешь войти в жизнь вечную, соблюди заповеди** Юноша подошел к Иисусу Христу с вопросом не как к Богу, а как к просто иудейскому учителю, между тем назвал Его благим, – т.е. именем, свойственным только Богу. Посему Господь и сказал ему как бы так: зачем ты, веруя, не веруешь в Меня как Бога, а называешь меня таким именем, какое приличествует одному только Богу. **//Краткое толкование Евангелий читаемых на литургии во все воскресные и праздничные дни года.//** ---- **Что мя глаголеши блага** (что ты называешь Меня благим)**?** Это значит: для чего ты величаешь Меня таким наименованием — **благий**, которое приличествует одному Богу, когда на самом деле не признаешь Меня Богочеловеком, а просто человеком, учителем? Господь по своему всеведению знал это, потому так и сказал вопрошавшему Его. **Никто не благ, как только один Бог**, т. е. благ в высшей степени, так как есть благие — добрые — и из людей. «Никто не благ из людей сам по себе, — замечает блаж. Феофилакт, — потому что они переменчивы, обращаются часто от добра ко злу, да и самая их доброта, в сравнении с благостию Божиею, есть худость». **Аще хощеши внити в живот** (если хочешь войти в жизнь вечную), **соблюди заповеди**. Заповеди закона для того и даны грешному человеку, чтобы по ним он устроял свою жизнь и возводил себя к большему и большему нравственному совершенству, ибо **кто исполняет закон, тот жив будет им** [[new:gal:03:12|(Гал. 3, 12)]]. Нельзя опустить без внимания слов Господа: **если хочешь**, — из них мы видим, что для спасения необходимо собственное и искреннее желание человека, так как насильно и Бог никого не спасает. «Не сказал Господь: исполни заповеди, — замечает митр. Филарет, — поелику ведал, что для сего не достало бы сил человеческой природы, которая от прародителей повреждена грехом; но сказал: **соблюди заповеди**, т. е. не теряй их из вида, имей всегда пред очами и сообразуй с ними свои действия, сколько разумеешь и сколько можешь». **//Толкование на Евангелие от Матфея.//** ===== Лопухин А.П. ===== **Он же сказал ему: что ты называешь Меня благим? Никто не благ, как только один Бог. Если же хочешь войти в жизнь вечную, соблюди заповеди** [[new:mk:10:18|(Мк. 10:18;]] [[new:lk:18:19|Лк. 18:19)]]. По Марку и Луке, Спаситель, как бы возражая юноше по поводу того, что он называл Его благим, на самом деле присваивает Себе это свойство Божие, благость; и смысл Его вопроса, следовательно, таков: ты называешь Меня благим, но никто не благ, кроме одного Бога; поэтому ты и ко Мне обращаешься не просто как к обыкновенному Учителю, но Учителю благому и потому имеющему равное достоинство с Богом. Другими словами, в ответе Христа юноше мы встречаемся с прикровенным и чрезвычайно тонким, почти незаметным для окружающих Христа лиц учением Его о Своем Богосыновстве и о равенстве Богу Отцу. По Матфею (греч.) иначе: “что спрашиваешь Меня о добром?” //**Толковая Библия.**// ===== Митр. Иларион (Алфеев) ===== **Он же сказал ему: что ты называешь Меня благим? Никто не благ, как только один Бог. Если же хочешь войти в жизнь вечную, соблюди заповеди** Когда некто назвал Его //Учителем благим//, Иисус сказал ему: **что ты называешь Меня благим? Никто не благ, как только один Бог** ([[new:mk:10:18|Мк. 10:18]]; [[new:lk:18:19|Лк. 18:19]]). Ответ Иисуса можно понять в том смысле, что Он отрицает Свою Божественность, противопоставляя Себя Богу. Однако Его слова могут быть поняты и в ином смысле: называя Меня благим, ты признаешь Мою Божественность. //**Иисус Христос. Жизнь и учение. Книга 1.**// ===== Троицкие листки ===== **Он же сказал ему: что ты называешь Меня благим? Никто не благ, как только один Бог. Если же хочешь войти в жизнь вечную, соблюди заповеди** См. Толкование на [[new:mf:19:16#troickie_listki|Мф. 19:16]] [<10>]