[<10>] ====== Толкования на Мф. 19:18 ====== ===== Свт. Василий Великий ===== **Говорит Ему: какие? Иисус же сказал: не убивай; не прелюбодействуй; не кради; не лжесвидетельствуй** См. Толкование на [[new:mf:19:16#svt_vasilij_velikij|Мф. 19:16]] ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **Говорит Ему: какие? Иисус же сказал: не убивай; не прелюбодействуй; не кради; не лжесвидетельствуй** См. Толкование на [[new:mf:19:16#svt_ioann_zlatoust|Мф. 19:16]] ===== Свт. Кирилл Александрийский ===== **Говорит Ему: какие? Иисус же сказал: не убивай; не прелюбодействуй; не кради; не лжесвидетельствуй** Когда Христос сказал: //Если же хочешь войти в жизнь вечную, соблюди заповеди// [[new:mf:19:17|(Мф. 19:17)]], тот [человек], не ожидая, что Он скажет что-то иное или сразу скажет «мои заповеди», спрашивает: **какие**? Но он обманулся в своей надежде, ибо Христос ответил не от Себя, как тот думал, но возводит его к закону - не потому, что закон есть совершенство (ибо, согласно написанному, //законом никто не оправдывается// [[new:gal:03:11|(Гал. 3:11)]]), но потому, что изучение закона есть некое введение в жизнь вечную, постепенно приучающее ум руководимых к возвышенным [вещам]. Ведь //закон был для нас детоводи- телем ко Христу// [[new:gal:03:24|(Гал. 3:24)]]. Поэтому закон есть начало телесного жительства, а Христос - совершенство. Ибо начало благих [дел], говорит Он, творить праведные [дела]. И закон изображает праведность, а Христос - благость. Ибо тот учил воздавать желающим оскорбить нас равным (ибо //зуб за зуб// и //глаз за глаз// ), а Христос, [упраздняя] это равновесие, [возводит] нас к большему, ибо говорит: Бьющему тебя в правую [щеку], //обрати к нему и другую, и кто захочет судиться с тобою и взять у тебя рубашку, отдай ему и верхнюю одежду// [[new:mf:05:39|(Мф. 5:39-40)]]. **//Фрагменты.//** ===== Свт. Иларий Пиктавийский ===== **Говорит Ему: какие? Иисус же сказал: не убивай; не прелюбодействуй; не кради; не лжесвидетельствуй** Этого юношу, неопытного в законе и обеспокоенного своим спасением, Иисус отсылает к закону, чтобы он в самом законе, которым и хвалится, понял, что еще не сделал ничего праведного. Ведь Господь ответил ему словами закона. Однако юноша, как хвастливый и несведущий народ, образом которого он выступает, полагается на закон, хотя в действительности его вовсе не исполняет. Им было заповедано не убивать, но они убивали пророков. Им запрещалось прелюбодействовать, но они развращали веру, изменяли закону и чтили других богов. Им повелевалось не красть, но они хищением отменили заповеди закона, прежде чем Христос восстановил свободу исповедания веры. Они знали, что нельзя лжесвидетельствовать, но отрицали, что Христос воскрес из мертвых. От них требовалось почитать отца и мать, но они отреклись от семьи Бога Отца и своей матери Церкви. Им вменялось любить ближнего своего, как самого себя, но они преследовали Христа, принявшего плоть всех нас и ставшего ближним каждому из нас в силу принятой плоти. Они преследовали Его до самой казни на кресте. Итак, юноше дается повеление осознать все эти пороки и, оставив их, вернуться к закону. //**Комментарий на Евангелие от Матфея.**// ===== Свт. Игнатий (Брянчанинов) ===== Ст. 18-19 **Говорит Ему: какие? Иисус же сказал: не убивай; не прелюбодействуй; не кради; не лжесвидетельствуй; почитай отца и мать; и: люби ближнего твоего, как самого себя** Господь преподал всесвятое учение Свое иудею, веровавшему в истинного Бога, почему исчислил только заповеди по отношению к ближним, не упомянув о вере, о которой говорил Господь при других случаях. Господь указал сперва на заповеди, которыми воспрещаются грубые, смертные грехи. Он повторил уже сказанное древнему Израилю Моисеем: **не убиеши; не прелюбы сотвориши; не украдеши; не лжесвидетелъствуеши**; потом повелел почитать отца и матерь; наконец заповедал любить ближнего, как самого себя. Почему Господь ничего не сказал о любви к Богу? Потому что любовь к Богу заключается в любви к ближнему, и тот, кто возделает в себе любовь к ближнему, вместе с нею стяжевает в сердце своем неоцененное духовное сокровище — любовь к Богу: //аще друг друга любим,// - сказал святой Иоанн Богослов, - //Бог в нас пребывает, и любы Его совершенна есть в нас.// [[new:1in:04:12|(1 Ин. 4.12)]] **//Аскетическая проповедь.//** ===== Блж. Иероним Стридонский ===== **Говорит Ему: какие? Иисус же сказал: не убивай; не прелюбодействуй; не кради; не лжесвидетельствуй** См. Толкование на [[new:mf:19:16#blzh_ieronim_stridonskij|Мф. 19:16]] ===== Блж. Феофилакт Болгарский ===== **Говорит Ему: какие? Иисус же сказал: не убивай; не прелюбодействуй; не кради; не лжесвидетельствуй** См. толкование на [[new:mf:19:17#blzh_feofilakt_bolgarskij|Мф.19:17]] ===== Ориген ===== **Говорит Ему: какие? Иисус же сказал: не убивай; не прелюбодействуй; не кради; не лжесвидетельствуй** И, возможно, этого достаточно для того (так сказать), чтобы кто-то вошел в начало ЖИЗНИ, НО недостаточно, чтобы ВОЙТИ в совершенство и близкое к нему, тогда как виновный [в нарушении] одной из этих заповедей совсем не может войти в начало жизни. В самом деле, всякий желающий войти в начало жизни должен очиститься от прелюбодеяния, убийства и всякого воровства. Ибо как прелюбодей и убийца не войдут в жизнь, так и вор; и в этом грехе виновны многие из тех, кого называют верующими во Христа, но которых уличают житейские заботы, деньги, на которые они полагаются, и дела, которыми они занимаются. //**Комментарии на Евангелие от Матфея.**// ===== Евфимий Зигабен ===== Ст. 18-20 **Иисус же рече: еже, не убиеши: не прелюбы сотвориши: не украдеши: не лжесвидетелствуеши: чти отца и матерь: и: возлюбиши искренняго твоего яко сам себе. Глагола Ему юноша: вся сия сохраних от юности моея: что есмь еще не докончал** **Иисус же рече: еже, не убиеши: не прелюбы сотвориши: не украдеши: не лжесвидетелствуеши: чти отца и матерь: и: возлюбиши искренняго твоего яко сам себе. Глагола Ему юноша: вся сия сохраних от юности моея** С мудрой целью указывает ему на главнейшие заповеди закона, чтобы почтить их и чтобы после ответа его: "Все это я исполнил" (такое значение имеют слова: //сохраних: от юности моея//; Иисус Христос знал, что тот исполнил и что он так ответит), – сделалась известной слушателям его добродетельная жизнь. Равным образом, указывает далее на одну евангельскую заповедь, именно о презрении богатства, чтобы обличить его в любостяжании и при этом удобном случае ясно показать, что любостяжание портит всякую добродетель, и вследствие такого очевидного вреда нужно избегать этой страсти. Почему же Христос не предложил ему первой и важнейшей заповеди: //возлюбиши Господа Бога твоего//? Потому что другие добрые дела его были неизвестны, а любовь его к Богу – была всем известна. Но, может быть, кто-нибудь усомнится, что указанные заповеди закона доставляют вечную жизнь. Такому можно сказать, что доставляют, но не такую, какую евангельские заповеди. Под вечной жизнью нужно разуметь вечное наслаждение на небе, которое различно и многообразно, потому что у Отца много обителей. И еще кто-нибудь, может быть, усомнится, искренно ли говорил юноша? Каким образом он любил ближнего, как самого себя, когда имел так много богатства, как увидим? Разделял ли он его с имеющими мало, или вовсе ничего не имеющими? Что нужно сказать на это? Он исполнял и эту заповедь, насколько тогда можно было ему исполнить ее. Он любил ближнего, как самого себя, но только так, что не делал ему никакого вреда, а не разделял с ним своего богатства. Это последнее было выше еврейской чувственности. Это – заповеди, важнейшие из тех, в которых нуждалось тогдашнее время. Все остальные находятся в одном месте, именно в книге Исход ([[old:ish:20:12|20:12]]), а заповедь: //возлюбиши ближняго своего яко сам себе// – в другом, т.е. в книге Левит ([[old:lev:19:18|19:18]]). Взял и эту последнюю, как наиболее необходимую. **Что есмь еще не докончал** Чего еще не достает мне? Этими словами он показал, что стремится к большей добродетели. Поэтому-то, как говорит Марк ([[new:mk:10:21|10:21]]), //Иисус же воззрев нань, возлюби его и рече ему: единаго еси не докончал//. А Лука ([[new:lk:18:22|18:22]]) сказал: //еще единаго не докончал еси//. Посмотрел на него, как кроткого, и полюбил его, как ищущего своего спасения, хотя и препятствовала ему страсть любостяжания. Но чего это еще недостает? Следовать за Ним. Слушай: //рече ему Иисус: аще хощеши совершен быти, иди, продаждь имение твое и даждь нищым: и имети имаши сокровище на небеси, и гряди вслед Мне.// (См. также Толкование на [[new:mf:19:17|Мф. 19:17)]] ===== Прот. Иоанн Бухарев ===== **Говорит Ему: какие? Иисус же сказал: не убивай; не прелюбодействуй; не кради; не лжесвидетельствуй** **Кия** (какие) заповеди**?** Юноша ожидал, что ему будут указаны Господом какие-либо особенные заповеди, которыми предписываются какие-либо особенные добродетели. Поэтому и предложил Господу вопрос: какие заповеди? Но Иисус Христос указывает ему известные 10 заповедей, данные Богом чрез Моисея, и указывает некоторые из них, разумея, конечно, при этом все, указывает сначала более удобные к исполнению, потом более трудные, более широкие. **//Толкование на Евангелие от Матфея.//** ===== Лопухин А.П. ===== См. 18-19 **Говорит Ему: какие? Иисус же сказал: не убивай; не прелюбодействуй; не кради; не лжесвидетельствуй; почитай отца и мать; и: люби ближнего твоего, как самого себя** [[new:mk:10:19|(Мк. 10:19]]; [[new:lk:18:20|Лк. 18:20]]). Вопроса “какие?” нет у других синоптиков, кроме Матфея. Порядок заповедей одинаков у Марка и Луки, но иной — у Матфея. Марк добавляет: “не обижай.” На первый взгляд представляется несколько странным, что юноша, утверждавший, что он //“все это сохранил”// от юности своей, на приглашение Христа соблюсти заповеди, спрашивает: какие? Как будто он не знал, были ли даны заповеди и какие именно! Но вопрос юноши делается понятен, если предположить, что он не ожидал от Христа такого именно ответа. Юноша не думал, что Христос будет говорить ему именно о том, что ему было так хорошо известно, было им так хорошо исполнено и однако, его не удовлетворяло. Здесь мы встречаемся с весьма интересным qui pro quo. Юноша думает об одном, Христос говорит ему о другом. Юноша ожидает получить от нового великого и доброго Учителя сведения о каких-нибудь новых заповедях, подобных тем, которые даны были, например, в нагорной проповеди; а Христос говорит ему о том, что он должен исполнить им уже исполненное. На вопрос, почему Иисус Христос избирает (по Матфею) только шесть заповедей ветхозаветного закона, совсем опуская 1-4 заповеди Десятословия, ответить довольно трудно. С объяснениями, что такой выбор был принаровлен к нравственному состоянию самого юноши, который, думая, что соблюдает заповеди, в действительности нарушал те, которые перечислены Христом, трудно согласиться, — просто потому, что нам почти совершенно ничего об этом не известно. По тону рассказа и контексту совсем нельзя предполагать, чтобы юноша заражен был такими грехами, как убийство, прелюбодеяние, воровство, лжесвидетельство, непочтение к отцу и матери и вражда к ближним. Мог ли такой человек быть архонтом (начальником)? По всему видно, что он был не таков. Нельзя предполагать также, что указание Христом таких-то, а не других заповедей было просто делом случайным, т.е., иначе говоря, простым набором слов. Таким образом, остается только одно — предположить, что, наоборот, юноша особенно сильно, особенно ревностно заботился об исполнении тех именно заповедей, на какие указывал ему Христос, и ответ Его, если можно так выразиться, был прямо рассчитан на то, чтобы не сказать ничего нового сравнительно с тем, что уже было хорошо известно из ветхозаветного закона. Это толкование во всяком случае хорошо подтверждается дальнейшим заявлением юноши (ст. 20), что все это он “сохранил.” Чего еще недостает ему? Сами заповеди, перечисленные Христом, есть сокращенное изложение Десятословия и других мест ветхозаветного закона [[old:ish:20:12|(Исх. 20:12-16;]] [[old:lev:19:18|Лев. 19:18;]] [[old:vtor:05:16|Втор. 5:16-20)]]. //**Толковая Библия.**// ===== Троицкие листки ===== **Говорит Ему: какие? Иисус же сказал: не убивай; не прелюбодействуй; не кради; не лжесвидетельствуй** См. Толкование на [[new:mf:19:16#troickie_listki|Мф. 19:16]] [<10>]