[<10>] ====== Толкования на Мф. 19:21 ====== ===== Свт. Василий Великий ===== **Иисус сказал ему: если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи и следуй за Мною** См. Толкование на [[new:mf:19:16#svt_vasilij_velikij|Мф. 19:16]] ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **Иисус сказал ему: если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи и следуй за Мною** См. Толкование на [[new:mf:19:16#svt_ioann_zlatoust|Мф. 19:16]] **//Беседы на Евангелие от Матфея.//** ---- Когда Он говорит: //«не берите с собою ни золота, ни серебра»// [[new:mf:10:09|(Мф. 10:9)]], то говорит как повелевающий; а когда говорит: **«если хочешь быть совершенным»**, то говорит, как советующий и увещевающий. А не одно и то же – советовать и давать закон. Кто дает закон, тот желает, чтобы предписанное непременно было исполняемо; а кто советует и увещевает и представляет на волю слушающего избрать то, о чем говорит, тот делает слушателя властным принять и не принять. Поэтому Он не просто сказал: **«пойди, продай имение твое»**, чтобы ты не считал этих слов законом, а как? **«если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое»** дабы ты знал, что это дело зависит от воли слушающих. **//Беседа вторая на слова: приветствуйте Прискиллу и Акилу.//** ===== Свт. Игнатий (Брянчанинов) ===== **Иисус сказал ему: если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи и следуй за Мною** См. Толкование на [[new:mk:10:21|Мк. 10:21]] ===== Свт. Филарет (Дроздов) ===== **Иисус сказал ему: если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи и следуй за Мною** Правило совершенной нестяжательности Господь преподал не в качестве заповеди, безусловно для всех обязательной, но в качестве совета, условно предлагаемаго желающему: **аще хощеши совершен быти**. И как не от всякаго можно надеяться совершенства: так ненадежно было бы советывать всякому, чтобы оставил все. Да и естественное устроение земной жизни таково, что требует занимающихся и земными делами. Если бы все занимающиеся земледелием решились буквально исполнять правило: //не пецыся на утрей//; и, отвергнув попечение о завтрашнем дне, тем паче отвергли попечение о следующем годе, и перестали бы пахать и сеять: такое одностороннее направление к жизни духовной разрушило бы жизнь естественную. Но если таким образом неизбежно, чтобы многие не оставляли занятия делами земными мирскими: то неизбежно встречается опять прежний вопрос: как достигнуть того, чтобы дела земныя и мирския не препятствовали делу духовному и небесному? Более общеупотребительное и для немощи нашей более снисходительное разрешение сего вопроса можем найдти в изречении Господнем: //ищите прежде царствия Божия и правды Его//. **//Слово в день обретения мощей прп. Сергия. 1850 г.//** ===== Сщмч. Петр Дамаскин ===== **Иисус сказал ему: если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи и следуй за Мною** И опять к богатому тому сказал: **Аще хощеши совершен быти, иди, продаждь имение твое** и прочее, о котором Великий Василий говорит, что он солгал, сказав, что сохранил заповеди, ибо если бы сохранял их, то не приобрел бы большого имения, когда закон говорит, во-первых: //возлюбиши Господа Бога твоего… от всея души твоея// [[old:vtor:06:05|(Втор. 6:5)]]. Но изречение от всея души не дозволяет любящему Бога любить что-либо иное, и кто печалится о чем-либо ином, тот уже отвергает оное (изречение). Опять сказано: возлюбиши ближняго твоего, яко сам себе (см.: [[new:mf:22:39|Мф. 22:39]]), то есть всякого человека. Может ли быть исполнителем сего тот, кто имеет многое имение, тогда как многие другие нуждаются в дневной пище, особенно же имеет пристрастно; если бы он имел их, как Авраам, Иов и прочие праведники, как достояние Божие, то не отошел бы со скорбию. Подобно этому и святой Златоуст говорит: поверил, что сказанное ему Господом есть истина, потому и отошел скорбя, не в силах будучи исполнить. Ибо много есть таких, которые веруют словам Писания, но изнемогают в исполнении написанного. //**Творения. Книга первая.**// ===== Прп. Исаак Сирин ===== **Иисус сказал ему: если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи и следуй за Мною** И чудно то, что не позволено просить в молитве чистоты, даруемой нам по благодати, и отказываться от жития, препровождаемого в делании заповедей. Ибо богатому, вопросившему Господа, как //живот вечный наследую// [[new:lk:10:25|(Лк. 10:25)]], Господь ясно сказал: //сохрани заповеди// (см. [[new:mf:19:19|Мф. 19:19]]). И когда богатый спросил: какие заповеди? - во-первых повелел ему удерживаться от худых дел и тем напомнил о заповедях естественных. Когда же домогался узнать еще больше, сказал ему: **Аще хощеши совершен быти, продаждь имение твое и даждь нищим, и возьми крест свой, и гряди в след Мене**. А это значит: умри для всего, что имеешь у себя, потом живи во Мне; изыди из ветхого мира страстей и потом вступи в новый мир духа; возьми и совлекись ведения человеческих способов и ухищрений и потом облекись в простое ведение истины. Ибо Господь, сказав: //возми крест свой// [[new:mf:16:24|(Мф. 16:24)]], научил тем человека умереть для всего в мире. И когда умертвил он в себе ветхого человека, или страсти, тогда сказал ему: **гряди в след Мене**. Ветхому человеку невозможно ходить путем Христовым, как сказал блаженный Павел: //яко плоть и кровь Царствия Божия наследити не могут, ниже тление нетления наследствует// [[new:1kor:15:50|(1 Кор. 15:50)]]; и еще: совлекитесь //ветхаго человека, тлеющаго в похотех//, и тогда возможете облечься в нового, обновляемого познанием уподобления Сотворшему его (Еф. 4:22-23); и еще: //мудрование// перстное //вражда на Бога: закону бо Божию не покаряется, ниже бо может//. //Ибо сущии во плоти плотское мудрствуют и Богу угодити// духовным мудрствованием //не могут// ([[new:rim:08:07|Рим.8:7-8]]). //**Слово 55.**// ===== Прп. Иустин (Попович) ===== **Иисус сказал ему: если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи и следуй за Мною** Что такое совершенство? Соблюдение всех заповедей Божиих = всех добродетелей евангельских. А их человек может соблюдать, только если весь пойдет за Господом Христом, весь без остатка. Нищета ради Христа, Который как Богочеловек и есть вечное неистощимое небоземное богатство. Первый подвиг, который открывает путь совершенства: Христа ради отказаться от всего имения и раздать нищим, ибо это доказывает, что тебе Христос Господь стал всем и вся во всех мирах. Ты ничего не имеешь кроме Него. А имея Его, - имеешь все: и землю и небо, и бессмертие и вечность, и Истину и Правду, и Любовь и Мудрость. Одним словом: обретая Богочеловека Христа, ты обретаешь жизнь вечную, обретаешь вечного Бога и вечного Человека. Только тогда и легко и радостно идти за Господом Христом, когда оставишь все. Оставляя ради Него все на земле, человек тут же получает сокровище на небесах, все на небесах, все блага небесные. Оставляя землю, это зернышко песка у подножия неба, человек обретает целое небо, и небеса небес. А это дает и может дать человеку только Творец и Господь неба: Богочеловек Христос. //**Толкование на Евангелие от Матфея.**// ===== Блж. Иероним Стридонский ===== **Иисус сказал ему: если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи и следуй за Мною** См. Толкование на [[new:mf:19:20#blzh_ieronim_stridonskij|Мф. 19:20]] ===== Блж. Феофилакт Болгарский ===== Ст. 21-22 **Иисус сказал ему: если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи, и следуй за Мною. Услышав слово сие, юноша отошел с печалью, потому что у него было большое имение** Что, говорит, ты исполнил по твоим словам, то исполнил только по-иудейски. Если же хочешь быть совершенным, то есть Моим учеником и христианином, то пойди, продай свое имение и тотчас же все раздай, не оставляя у себя ничего под предлогом, что хочешь постоянно подавать милостыню. Не сказал: "давай нищим", но //"все отдай и стань неимущим"//. Потом, так как иные хотя и милостивы, но ведут жизнь, полную всякой нечистоты, Христос говорит: "//и приходи, и следуй за Мною",// то есть имей и все прочие добродетели. Но юноша опечалился. Хотя он и желал, хотя почва сердца его была глубока и тучна, однако семя слова Господня было подавлено тернием богатства, "ибо, - замечает евангелист, -// у него было большое имение"//. Кто немного имеет, тот менее и опутан узами имущества, но чем больше богатство, тем крепче оковы налагает оно. Еще: так как Господь разговаривал с богатым, то и сказал: //"ты будешь иметь сокровище на небесах"//, если уже ты любитель богатства. //**Толкование на Евангелие от Матфея.**// ===== Ориген ===== **Иисус сказал ему: если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи и следуй за Мною** Кто-нибудь, следовательно, может спросить: если совершенен тот, кто обладает всякими добродетелями и не делает больше никакого зла, как может стать **совершенным** тот, кто продал свое имение и раздал нищим? Ибо даже если кто-то так и сделал, как он может стать сразу же негневливым, если был склонен ко гневу? И как бы он стал беспечальным и стал сильнее всего того, что может вызвать печаль? И как совершенно избавиться от страха страданий, смерти или всего того, что может устрашить еще не совершенную душу? Итак, более разумно, как кажется, было бы говорить, придерживаясь буквального смысла, а вовсе не образного, отвечая так, как верующий, и ты и сам рассудишь, достойно ли понимаешь сказанное в этом месте или нет. Действительно, можно сказать: если отдающий бедным получает помощь от их молитвы за его спасение, получая от нуждающихся в телесном избыток духовного в восполнение своего духовного недостатка (как показал апостол во 2-м послании к Коринфянам), кто другой испытал бы это и получил великую помощь, когда услышит Бог молитвы стольких успокоившихся бедных, среди которых некоторые, возможно, подобны апостолам или немногим им уступают, бедные в телесном, как они, но богатые в духовном? **//Комментарии на Евангелие от Матфея.//** ===== Евфимий Зигабен ===== **Рече ему Иисус: аще хощеши совершен быти, иди, продаждь имение твое и даждь нищым: и имети имаши сокровище на небеси, и гряди вслед Мне** Так как то, что он имел, т.е. богатство, служило препятствием к следованию за Ним, то повелевает продать его, и раздать нищим. Итак, говорит: **аще хощеши совершен быти**, потому что несовершенны те, которые исполняют одни только заповеди закона, так как и заповеди эти несовершенны по причине слабости иудеев. **Имети имаши сокровище**: сказал в утешение его любостяжания и обещал, что он опять будет иметь сокровище, и не только такое, но и гораздо лучшее, на небе. Сокровищем на небе называет воздаяние там людям достойным за добрые дела. **Гряди вслед Мене**, т.е. ходи по следам Моей жизни, следуй Моим заповедям, – этого недостает тебе, который исполнил все законное. //**Толкование на Евангелие от Матфея.**// ===== Прот. Иоанн Бухарев ===== **Иисус сказал ему: если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи и следуй за Мною** Как понимать слова, сказанные Иисусом Христом юноше после того как он, по указании Иисуса Христа на заповеди, сказал: //все это я сохранил от юности моей. Чего еще не достает мне?// такие: **Если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение свое и раздай нищим, и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи и следуй за мной**. Т.е. исполнить 10 заповедей закона по-иудейски, – только наружно, без полной любви к Богу и ближнему. А их нужно исполнять по-христиански, т.е. из любви к Богу и ближнему, иметь такое самоотвержение и быть так свободным от всякой страсти земной, чтобы быть, напр., готовым отказаться от имения, раздать его бедным, и идти за Иисусом Христом, т.е. вести такую жизнь, какую Он заповедает. Что так именно, по-фарисейски, исполнял юноша заповеди, это видно из того, что он не послушал Иисуса Христа. Указанные слова Иисуса Христа подобны словам Его: //Если кто хочет идти за Мною, отвернись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мной// [[new:mf:16:24|(Матф. 16, 24)]]. **//Краткое толкование Евангелий читаемых на литургии во все воскресные и праздничные дни года.//** ---- См. также Толкование на [[new:mf:19:20#prot_ioann_buxarev|Мф. 19:20]] ===== Лопухин А.П. ===== **Иисус сказал ему: если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи и следуй за Мною** См. Толкование на [[new:mf:19:20#lopuxin_ap|Мф. 19:20]] ===== Троицкие листки ===== **Иисус сказал ему: если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи и следуй за Мною** См. Толкование на [[new:mf:19:16#troickie_listki|Мф. 19:16]] [<10>]