[<10>] ====== Толкования на Мф. 19:28 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **Иисус же сказал им: истинно говорю вам, что вы, последовавшие за Мною, - в пакибытии, когда сядет Сын Человеческий на престоле славы Своей, сядете и вы на двенадцати престолах судить двенадцать колен Израилевых** См. Толкование на [[new:mf:19:27#svt_ioann_zlatoust|Мф. 19:27]] ===== Свт. Игнатий (Брянчанинов) ===== **Иисус же сказал им: истинно говорю вам, что вы, последовавшие за Мною, - в пакибытии, когда сядет Сын Человеческий на престоле славы Своей, сядете и вы на двенадцати престолах судить двенадцать колен Израилевых** Христиане, родившись от Адама в смерть, рождаются Крещением в жизнь, рождаются от Бога, рождаются уже чадами Божиими. Бытие их названо **пакибытием** и есть **пакибытие** ; оно — бытие в жизнь вечную, бытие совсем иное, нежели каким было бытие в смерть; оно бытие второе, вторично преподанное по утрате первого бытия падением, вечною смертью. Состоянию пакибытия дарована пища, соответствующая состоянию. Как рождение в пакибытие есть рождение от Святаго Духа, так и питание, преподаваемое обновленному человеку, приуготовляется Святым Духом. Питание это — плоть и кровь Богочеловека. **//Аскетическая проповедь.//** ===== Прп. Антоний Великий ===== **Иисус же сказал им: истинно говорю вам, что вы, последовавшие за Мною, - в пакибытии, когда сядет Сын Человеческий на престоле славы Своей, сядете и вы на двенадцати престолах судить двенадцать колен Израилевых** Возлюбленные и почтенные мои, я непрестанно молю Бога, чтобы вы достигли той меры совершенства, в которой вы можете знать неисчислимые и бесконечные богатства Царства Божия. Я знаю, что немногие из иноков и дев достигли сей степени совершенства. Для таковых приготовлены **седалища**, на которые они сядут судить в последний день Суда. Я знаю некоторых, кто в наше время достиг сей степени усыновления Богу. Ни один прошедший век не имел недостатка в таких людях, кои достигли сего совершенства, и будущие векá будут также иметь их не только из числа мужей, но и из числа жен. Когда они в последний день Суда сядут на седалищах, то каждый из них будет судить людей своего века. Сие право дано будет им за то, что они преодолели все препятствия, чтобы быть совершенными, потому что совершенные будут судить мир. Сего-то и я прошу вам от Бога днем и ночью, то есть чтобы вы достигли той меры совершенства, которая бы сделала вас способными в день Суда судить людей вашего времени. //**Письма к монахам.**// ===== Прп. Макарий Великий ===== **Иисус же сказал им: истинно говорю вам, что вы, последовавшие за Мною, - в пакибытии, когда сядет Сын Человеческий на престоле славы Своей, сядете и вы на двенадцати престолах судить двенадцать колен Израилевых** //Вопрос//: Что же значит сказанное Господом. **сядете на двоюнадесяте престолу, судяще обеманадесяте коленома Исраилевома**? //Ответ//: Находим, что исполнилось сие на земле, после того как Господь вознесся на небо; потому что на двенадцать Апостолов ниспослал Он Духа Утешителя и святую силу, и она, снисшедши, осенила их, и воссела на престолах разумов их. Когда же предстоящие стали говорить: «//яко//» сии «//вином исполнени суть//» [[new:act:02:13|(Деян. 2, 13)]]; тогда Петр начал уже судить их, говоря об Иисусе: «Мужа сильного словом и знамениями распяли вы, повесив на древе. И вот, творит он здесь чудеса, расторгает камни гробниц, и воскрешает мертвых. Ибо написано: «//в последния дни излию от Духа Моего на всяку плоть, и прорекут сынове ваши, и дщери ваша//» [[new:act:02:17|(Деян. 2:17)]]. И таким образом, многие оглашены Петром и приступили к покаянию; почему настал новый мир, избранный Богом. Видишь, как открылось начало суда. Там открылся новый мир; ибо здесь дана им власть воссесть и судить в мире сем. Правда, что будут они восседать и творить суд в пришествие Господне, при воскресении мертвых: но сие же совершается и здесь; потому что Дух Святый восседает на престолах разумов их. //**Собрание рукописей типа II. Беседа 6.**// ===== Прп. Иустин (Попович) ===== **Иисус же сказал им: истинно говорю вам, что вы, последовавшие за Мною, - в пакибытии, когда сядет Сын Человеческий на престоле славы Своей, сядете и вы на двенадцати престолах судить двенадцать колен Израилевых** В ответ Спаситель благовествует: **истинно говорю вамъ, что вы, послъдовавшiе за Мною, въ пакибытiи, когда сядетъ Сынъ Человъческiй на престолъ славы Своей, сядете и вы на двънадцати престолахъ судить двънадцать колънъ Израилевыхъ**. - Да, вы унаследуете жизнь вечную; и все, что вы оставили ради Меня, получите многократно Вам принадлежит суд над вселенной, над родом человеческим. Почему? Потому что оставили все ради Меня, еще не прославившегося, но пребывающего среди вас как слуга, в униженном и поруганном теле человеческом; и Я еще не победил смерть, не обезоружил диавола, не сокрушил ада. А вы уверовали в Меня как Спасителя от греха, смерти и диавола; а это как верблюду пройти через иглиные уши; поэтому - Царство Небесное и жизнь вечная, которые Я вам даю как Победитель смерти и Спаситель мира, принадлежит вам. //**Толкование на Евангелие от Матфея.**// ===== Прав. Иоанн Кронштадтский ===== **Иисус же сказал им: истинно говорю вам, что вы, последовавшие за Мною, - в пакибытии, когда сядет Сын Человеческий на престоле славы Своей, сядете и вы на двенадцати престолах судить двенадцать колен Израилевых** Господь отвечает: **в пакибытии... сядете и вы на двенадцати престолах судить**. Замечательно слово: пакибытие, то есть вторичное бытие. Каждый человек будет иметь два бытия, две жизни: одну – временную, а другую – вечную и бесконечную. Вечная жизнь будет совершенно отлична от этой временной, планетной жизни; мы наследуем ее после смерти, служащей концом земного нашего бытия, и потому-то она называется пакибытием. Апостолы назначаются в судьи двенадцати коленам Израилевым в сообразность с их понятиями о Царстве Мессии. Какое множество подсудимых! Весь народ израильский со времени разделения его на двенадцать колен и имеющий существовать до конца мира придет на суд двенадцати рыбарей. //**Дневник. Том I. 1856.**// ===== Блж. Иероним Стридонский ===== **Иисус же сказал им: истинно говорю вам, что вы, последовавшие за Мною, - в пакибытии, когда сядет Сын Человеческий на престоле славы Своей, сядете и вы на двенадцати престолах судить двенадцать колен Израилевых** Он не сказал: "оставившие все", ибо это сделал и философ Кратес [или: Сократ], а также и другие многие оставили с презрением богатства; но сказал: последовавшие за Мною, что в собственном смысле сделано апостолами и другими верующими. Во время возрождения, когда Сын Человеческий сядет на престоле Своего величия, когда из мертвых от тления восстанут нетленные, сядете и вы на скамьях судей, осуждая двенадцать колен Израиля, ибо когда вы уверовали, они не хотели веровать. //**Толкование на Евангелие от Матфея.**// ===== Блж. Феофилакт Болгарский ===== **Иисус же сказал им: истинно говорю вам, что вы, последовавшие за Мною, в пакибытии, когда сядет Сын Человеческий на престоле славы Своей, сядете и вы на двенадцати престолах судить двенадцать колен Израилевых** Ужели в самом деле сядут? Нет: под образом сидения Господь обозначил особенную честь. Но ужели сядет и Иуда? Опять нет: это сказано о тех, которые последовали, то есть остались верными Христу до конца, а Иуда не остался таковым. Бог обещает блага достойным, но когда эти люди изменятся и станут недостойными, блага эти отнимаются. Подобным образом бывает и с бедствиями: Бог иногда угрожает нам бедами, но не насылает, если мы переменимся. Под //"пакибытием"// разумей воскресение. //**Толкование на Евангелие от Матфея.**// ===== Ориген ===== **Иисус же сказал им: истинно говорю вам, что вы, последовавшие за Мною, в пакибытии, когда сядет Сын Человеческий на престоле славы Своей, сядете и вы на двенадцати престолах судить двенадцать колен Израилевых** Как при приношении Бог, принимая не дар, но произволение дарящего, оправдывает и скорее принимает давшего меньше с более совершенным произволением, чем давшего больше от большего с меньшим расположением (как ясно из написанного о большом даре богатых и двух лептах, которые ради бедных вдова положила в сокровищницу), так и относительно тех, кто ради любви к Богу оставил приобретенное, чтобы спокойно следовать за Христом Божиим, делая все по Его слову, скорее будет принят вовсе не тот, кто оставил больше, а не меньше, и скорее тот, кто всей душой оставил меньше, а не тот, кто пренебрег большим. Действительно, хотя Петр с братом Андреем оставили малое и незначительное, когда оба услышали: //идите за Мною, и Я сделаю вас ловцами человеков. И они тотчас, оставивши сети, последовали за Ним// [[new:mf:04:19|(Мф. 4:19-20)]], однако это не считается малым у Бога, узнавшего, что они это сделали в таком состоянии, что даже если бы имели //большое имение// [[new:mf:19:22|(Мф. 19:22)]] и большое состояние, то это не сдержало бы их и не воспрепятствовало стремлению последовать за Христом. Итак, последовавшие за Спасителем **сядут на двенадцати престолах судить двенадцать колен Израилевых**. И эту власть они получат по воскресении мертвых, ибо это воскресение есть новое пакибытие, когда новое небо и новая земля населяются теми, кто обновился, и подается новый завет и его чаша. **//Комментарии на Евангелие от Матфея.//** ===== Евфимий Зигабен ===== **Иисус же рече им: аминь глаголю вам, яко вы шедшии по Мне, в пакибытие, егда сядет Сын Человеческий на престоле славы Своея, сядете и вы на двоюнадесяте престолу, судяще обеманадесяте коленома Израилевома** Пакибытием называет здесь воскресение из мертвых, как вторую жизнь. Что же? и апостолы тогда будут сидеть и судить? Нет; один только Иисус Христос будет сидеть, и Он один только будет судить, а двенадцатью престолами указал только на преимущественную славу и честь учеников и участие их в Царстве Своем. **Судяще**, т.е. осуждая. Итак, говорит: вы будете иметь преимущественную славу и честь и соцарствовать Мне, осуждая израильтян, но не так, как судьи. В каком смысле в двенадцатой главе сказал, что ниневитяне и царица южская осудят род сей, в таком же смысле говорит и теперь, что они осудят двенадцать колен израилевых. Поэтому Он не сказал: народы или вселенную, а одних только израильтян, своих единоплеменников и родственников. Они осудят не как судьи, а потому что Судья осудит израильтян на основании веры апостолов. И те, и эти воспитаны были в тех же самых законах и по тем же обыкновениям, однако эти уверовали, а те – нет. Но неужели и Иуда будет иметь престол и осудит? Нет; обещание же дано вообще двенадцати ученикам, чтобы и в этом отношении Иуда не был поставлен ниже других. Есть закон Божий, изреченный Иеремиею и гласящий: //аще обратится язык той от всех лукавств своих, то раскаюся о озлоблениих, яже помыслих сотворити им//; потом говорит: //аще сотворят лукавая пред очима Моима, еже не послушати гласа Моего, то раскаюся о благих, яже глаголах сотворити им// ([[old:ier:18:08|Иер. 18:8-10]]). Что же говорит этот закон? Если Я буду угрожать тебе злом, но ты исправишься, то уничтожишь Мое решение; и если Я буду обещать тебе благодеяние, но ты окажешься нерадивым, то уничтожишь Мое обещание, и сам будешь виновен, сделавшись недостойным его. Под раскаянием в Боге нужно понимать перемену решения, причиной которой становимся мы сами. Нужно также знать, что к двенадцати ученикам причисляет и тех, которые потом были приняты в число двенадцати, как долженствующих принять на себя то же служение и ту же веру. //**Толкование на Евангелие от Матфея.**// ===== Анонимный комментарий ===== **Иисус же сказал им: истинно говорю вам, что вы, последовавшие за Мною, — в пакибытии, когда сядет Сын Человеческий на престоле славы Своей, сядете и вы на двенадцати престолах судить двенадцать колен Израилевых** В судный день иудеи ответят: «Господи, а мы не знали, что Ты - Сын Божий, Который воплотился. Кто из людей мог видеть сокровище, скрытое в поле, или солнце, закрытое облаком? Кто подозревал, //что звезда светлая и утренняя// [[new:otkr:22:16|(Откр. 22:16)]] взошла над землей? Кто мог подумать, что женщина, изгнавшая нас из рая и помешавшая всем туда войти, сама стала первой дверью в рай? Что свет взойдет через нее, ставшую причиной наступления тьмы? Не непокорность сердца привела нас к несправедливости перед Тобой, но мы были обмануты помышлениями плоти». Тогда вы ответите им: «И мы были людьми, похожими на вас, имеющими такую же душу и такую же природу плоти и жившими в том же самом мире. И нам угрожали те же козни мирских духов, а в помощь мы получали ту же защиту Бога. Но в этом, однако, вы нас превосходили: мы были людьми грешными и темными, грубой толпой, а вы - священниками, книжниками и вождями народа. Мы, люди грешные и темные, смогли признать Его; вы же, хотя вы священники и книжники, имевшие перед глазами вашими Писания, словно светильники и проложенные пути, все еще не признаете Его? Еще прежде свидетельства Его чудес мы поняли Его; а вы даже после свидетельства всех сил Его не смогли понять Его? Как стало возможно, что почти весь народ не узнал Того, Кого знали двенадцать апостолов? Вы не поверили Ему. Вы не узнали в Нем Сына Божьего. Что заставило вас убить Его, когда в Нем вы не открыли никакой вины? В нас добрая воля сделалась словно светильником для нашей темноты; в вас же зло превратилось во мрак вашего знания». ===== Прот. Иоанн Бухарев ===== **Иисус же сказал им: истинно говорю вам, что вы, последовавшие за Мною, - в пакибытии, когда сядет Сын Человеческий на престоле славы Своей, сядете и вы на двенадцати престолах судить двенадцать колен Израилевых** Награда за самоотвержение обещается не в настоящей жизни, как, быть может, мечтали в своем общем заблуждении относительно царства Мессии апостолы, но в будущей. **В пакибытие**. Пакибытием, т. е. вторым бытием, называется в Священном писании крещение, как новое духовное рождение, рождение свыше [[new:in:03:03|(Ин. 3, 3.]] [[new:tit:03:05|Тит. 3, 5)]]. Но здесь, как видно из дальнейших слов, разумеется будущее, при втором пришествии Христовом для суда, преобразование мира, восстановление его в первоначальное, бывшее до грехопадения первых людей, состояние [[new:2pet:03:10|(2 Пет. 3, 10-13.]] [[new:rim:08:19|Рим. 8, 19]] и дал. и др.). **На престоле славы Своея**, — на престоле славном, великолепном [[new:mf:24:30|(24, 30;]] [[new:mf:26:64|26, 64)]]. **Сядете и вы на двоюнадесяте престолу** (на двенадцати престолах) **судяще обеманадесяте коленома Израилевома** (судить двенадцать колен Израилевых). **На двенадцати престолах** — по числу 12-ти апостолов. Престолы не означают седалища, но то, что апостолы вместе со Христом будут царствовать, — участвовать в славе, т. е. будут прославлены, награждены более, чем другие. **Будут судить**, т. е. будут участвовать в суде, как ближайшие ко Христу — Судии — лица, ученики Его, апостолы. Образ берется от царя судии, окруженного советниками — сановниками, помогающими ему в деле суда. Св. Златоуст объясняет этот суд в том смысле, в каком сказал Господь о суде Ниневитян и царицы южной над Евреями (чит. объясн. [[new:mf:12:41#prot_ioann_buxarev|41]] и [[new:mf:12:42#prot_ioann_buxarev|42 ст. 12 гл.)]], т. е., что Евреи были воспитаны в тех же законах и жили по тем же обычаям, по коим и апостолы, и однако ж апостолы уверовали во Христа, а Евреи нет. Под **двенадцатью коленами Израилевыми** разумеется, главным образом, народ Божий, — народ Еврейский, состоявший из 12-ти колен, по числу 12-ти своих патриархов — детей Иакова; но разумеются и все христиане, как новый народ Божий, и вообще все народы, все люди, как искупленные Иисусом Христом. Так у ап. Иакова [[new:iak:01:01|(Иак. 1, 1)]], называются двенадцатью коленами все христиане. **//Толкование на Евангелие от Матфея.//** ---- См. также Толкование на [[new:mf:19:27#prot_ioann_buxarev|Мф. 19:27]] ===== Лопухин А.П. ===== **Иисус же сказал им: истинно говорю вам, что вы, последовавшие за Мною, — в пакибытии, когда сядет Сын Человеческий на престоле славы Своей, сядете и вы на двенадцати престолах судить двенадцать колен Израилевых** [[new:lk:22:28|(Лк. 22:28-30]], где речь отличается другим характером и в другой связи), Слово “пакибытие” показывает, что новое существование людей непременно настанет в таком или ином виде. Земное состояние есть одно бытие; за гробом — другое. Это последнее и есть “пакибытие.” Слово это (παλιγγενεσία — так правильно, но не παλιγγενεσία) употреблено только два раза в Новом Завете, здесь у Матфея и еще [[new:tit:03:05|Тит. 3:5]]. Выражения “сядет,” “сядете,” конечно, образные, и их нельзя понимать в буквальном смысле. Слово “судить” также образное, подразумевает, по семитическому употреблению, “господство,” “власть” (ср. [[new:otkr:20:04|Откр. 20:4]]). //Относительно того, будет ли причислен к судьям и Иуда, которому также были сказаны эти слова, встречается много заметок //у древних и новых экзегетов. “Итак что же? — спрашивает Иоанн Златоуст, — и Иуда будет сидеть на престоле? Нет.” “Я обещаю награду только достойному. Беседуя с учениками Своими, Он не без условия дал обещание; не сказал просто: вы, но присовокупил еще: //шедшие по Мне,// чтобы и Иуду отвергнуть, и тех, которые после имели обратиться к Нему, привлечь, — эти слова Его относились не к ученикам одним, и не к Иуде, который впоследствии времен сделался недостойным Его обещания.” Феофилакт добавляет, что Спаситель здесь говорит “о тех, которые последовали за Ним до конца, а Иуда не остался таковым.” Выражение //“судить двенадцать колен Израилевых,”// очевидно, образное и не может быть понимаемо в точном смысле. //**Толковая Библия.**// ===== Троицкие листки ===== **Иисус же сказал им: истинно говорю вам, что вы, последовавшие за Мною, — в пакибытии, когда сядет Сын Человеческий на престоле славы Своей, сядете и вы на двенадцати престолах судить двенадцать колен Израилевых** См. Толкование на [[new:mf:19:16#troickie_listki|Мф. 19:16]] [<10>]