[<10>] ====== Толкования на Мф. 19:30 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **Многие же будут первые последними, и последние первыми** См. Толкование на [[new:mf:19:27#svt_ioann_zlatoust|Мф. 19:27]] ---- Это сказал Он для того, чтобы как последние не предавались беспечности, как не имеющие сил возвратиться, так и первые не надеялись бы на себя, как твердо стоящие. О том же предвещал раньше и Иоанн, говоря: //«Бог может из камней сих воздвигнуть детей Аврааму»// [[new:mf:03:09|(Матф. 3:9)]]. Так как этому надлежало совершиться, то заранее и предвозвещается, для того, чтобы никто не смутился странностью вещи. Но Иоанн, как предтеча, говорит о том как о возможном; а Христос – как о несомненно имеющем быть, и доказывает это делами. //**Беседы на Евангелие от Матфея. Беседа 26-я.**// ===== Прп. Иустин (Попович) ===== **Многие же будут первые последними, и последние первыми** С пришествием Богочеловека в земной мир все меняется. Меняются и ценности, и мерила. Весь суд принадлежит Богочеловеку [[new:in:05:22|(Ин. 5:22]]; [[new:in:09:39|9:39)]]: суд о всем, о Боге и о человеке, и всем между Богом и человеком. И этот суд Богочеловек переносит на Своих святых учеников [[new:mf:19:28|(стих 28)]]. На деле, первая и величайшая ценность в этом мире и есть Богочеловек Христос: ибо Он есть всецелый Бог, воплощенный в человеке, и всецелый человек в Боге. Нет сомнения, в Богочеловеке мы имеем и всего Бога, и всего человека; совершенного Бога и совершенного человека. Благодаря Богочеловеку Господу Иисусу, мы, люди, знаем, что есть Бог и кто есть Бог, что такое человек и кто такой человек. Все ценности распределяются по отношению к Господу Христу как Богочеловеку. Он есть непогрешимое мерило всего Божественного и всего человеческого; и всего существующего. В отношении к Нему и Им распределяются и отсчитываются все люди. И те первые, и те послъднiе, и все остальные между первыми и последними. Послъднiй в глазах людей, как только уверует в Господа Христа и возлюбит Его больше всего, одним этим становится первым, первым до Христа, до Бога. Много раз первый в глазах людей становится последним, если не верит в Господа Христа, если не отвергнет свое идолопоклонство, будь то вещепоклонство, идеепоклонство, мыслепоклонство. До какого бы то ни было рода идолопоклонства не достигает ничто Христово. А это уже ад. Святой Златоуст боговдохновенно благовествует: Спаситель сказал: //человъкамъ это невозможно, Богу же все возможно// [[new:mf:19:26|(стих 26)]] не для того, чтобы ты ослабевал в духе и удалялся от дела спасения, как невозможного; нет, он сказал это, чтобы ты, сознавая великость предмета, тем скорее принялся за дело спасения, и, с помощью Божией вступив на путь этих прекрасных подвигов, получил жизнь вечную. Каким же образом невозможное сделается возможным? Если ты откажешься от своего имения, раздашь его нищим и оставишь злые вожделения. Если будешь делать это упорно и постоянно, то и невозможное станет возможным, и так постепенно и мало по малу восходи по лестнице, ведущей на небо. Иначе, страсть к богатству есть некоторый новый, ужасный и неизлечимый род сумашедствия. //**Толкование на Евангелие от Матфея.**// ===== Прп. Марк Подвижник ===== **Многие же будут первые последними, и последние первыми** Когда услышишь, что **будут последни первии и перви последнии**, то разумей сие об имеющих добродетели и имеющих любовь. Ибо любовь есть последняя из добродетелей по порядку [[new:1kor:13:13|(1 Кор. 13:13)]], но первая из всех по достоинству, и предшествовавшие себе она делает последними. **//Слово о тех, которые думают оправдаться делами.//** ===== Прав. Иоанн Кронштадтский ===== **Многие же будут первые последними, и последние первыми** Та жизнь во всем будет отлична от настоящей: многие, бывшие здесь первыми, там будут последними. Здесь первенство зависит от заслуг царю и обществу, от происхождения, от блестящих природных дарований, от искательного характера, от хитрости, пронырства и других условий. Там этого не будет. Чье нравственное совершенство выше других, тот и будет выше, тот и будет первенствовать. На земле и первенство, если можно так выразиться, земное, стихийное, определяемое условиями жизни на этой планете, на которой мы живем, где неправда часто поставляет престол свой и где внешние достоинства часто берут верх над внутренними. //**Дневник. Том I. 1856.**// ===== Блж. Иероним Стридонский ===== **Многие же будут первые последними, и последние первыми** См. Толкование на [[new:mf:19:29#blzh_ieronim_stridonskij|Мф. 19:29]] ===== Блж. Феофилакт Болгарский ===== **Многие же будут первые последними, и последние первыми** Здесь Христос указывает на иудеев и язычников. Те, будучи первыми, сделались последними, а язычники, которые были последними, стали первыми. Чтобы ты ясно уразумел о том, что говорится, Он приспособляет к этому и следующую притчу. //**Толкование на Евангелие от Матфея.**// ===== Евфимий Зигабен ===== **Мнози же будут перви последнии, и последни первии** Многие, которые в настоящей жизни кажутся первыми, будут последними в будущей жизни, и наоборот – те, которые кажутся последними здесь, там будут первыми. Это сказано вообще ко всем, чтобы предпочитаемые в настоящей жизни не гордились, и презираемые здесь не отчаивались, а в частности слова эти направлены к фарисеям и другим, им подобным, всеми силами оспаривающим первенство. Так как не все в одно время уверовали, но одни – раньше, а другие – позже, то предлагает притчу, чтобы утешить последних и ободрить их душу. Притчу эту необходимо было сначала всю изложить, – этого требовало изъяснение её, а потом тоже вместе сказать кое-что о ней. Хотя она довольно длинна, но легка для понимания. //**Толкование на Евангелие от Матфея.**// ===== Анонимный комментарий ===== **Многие же будут первые последними, и последние первыми** Синагога первой призвана была ко спасению, но ослаблена была недостатком веры. И тогда Церковь, поднявшись в доме отца своего, то есть закона, из слабости грехов своих, устремилась ко Христу, и верой превзошла свою слабость, и восприняла упущенную синагогой благодать. Синагога же - видя, что Церковь не только исцелилась от своей немощи, но и сделалась дочерью Бога, приняв Духа Святого, - и сама пошла к Христу, более из ревности, чем из веры. Как говорит апостол: //Но от их падения спасение язычникам, чтобы возбудить в них ревность// [[new:rim:11:11|(Рим. 11:11)]]. Так синагога, которая призвана была в первую очередь, оказалась второй для веры; так Церковь, призванная второй, обрела начатки спасения перед Богом. ===== Прот. Иоанн Бухарев ===== **Многие же будут первые последними, и последние первыми** Раздаяние наград на небе будет зависеть не от того, кто на земле был знатен или незнатен, а от веры и добродетельной жизни: и знатный может погибнуть, и простолюдин спастись. Разумеет здесь Господь и в частности иудеев и язычников. Иудеи некогда были первыми, т.е. народом Божьим, а язычники – последними, как не верующие в истинного Бога; между тем иудеи не уверовали во Христа и были отвергнуты Богом; а язычники уверовали в него и вошли в царство Христово. **//Краткое толкование Евангелий читаемых на литургии во все воскресные и праздничные дни года.//** ---- Т. е. раздаяние будущих небесных наград будет зависеть от веры и добрых дел, а не от раннего или позднего обращения ко Христу, не от знатности или незнатности и т. п. Разумеется здесь и то, что Иудеи, бывшие некогда первыми по избранию Божию или мечтавшие получить великие земные блага в царстве Мессии, не уверовав во Христа, станут последними, а язычники, прежде последние, — уверовав, сделаются первыми. «Иуда был сыном царствия и вместе с другими апостолами слышал: //сядете на двоюнадесяте престолу//, однако ж сделался сыном геенны. А Ефиоплянин, будучи варваром (язычником), удостоился венцев вместе с Авраамом, Исааком и Иаковом» (Златоуст). **//Толкование на Евангелие от Матфея.//** ===== Лопухин А.П. ===== **Многие же будут первые последними, и последние первыми** [[new:mk:10:31|(Мк. 10:31;]] [[new:lk:13:30|Лк. 13:30]] — в другой связи). Смысл этого стиха объясняется дальнейшею притчею о работниках в винограднике. //**Толковая Библия.**// ===== Троицкие листки ===== **Многие же будут первые последними, и последние первыми** См. Толкование на [[new:mf:19:16#troickie_listki|Мф. 19:16]] [<10>]