[<10>] ====== Толкования на Мф. 20:23 ====== ===== Свт. Василий Великий ===== **И говорит им: чашу Мою будете пить, и крещением, которым Я крещусь, будете креститься, но дать сесть у Меня по правую сторону и по левую - не от Меня зависит, но кому уготовано Отцем Моим** Если Сын не Господь суда, чтобы одних облагодетельствовать, а других наказать; то как же Он говорит: //«Отец не судит никомуже, по суд весь даду Сынови»// [[new:in:05:22|(Иоан.5,22)]]? И в другом месте: //«власть имать Сын человеческий отпущати на земли грехи»// [[new:mk:02:10|(Марк.2,10)]]? И еще: //«дадеся Ми всяка власть на небеси и на земли»// [[new:mf:28:18|(Матф.28,18)]]? А Петру сказал: //«дам ти ключи царства небесного»// [[new:mf:16:19|(Матф.16,19)]]; и ученикам: //«аминь глаголю вам, вы шедший по Мне, в пакибытие, сядете на двоюнадесяти престолу, судяще обеманадесяте коленома Израилевома»// [[new:mf:19:28|(Матф.19,28)]]. Поэтому вопрос решается на основании самого Писания, потому что и Спаситель сказал: //«и тогда воздаешь комуждо по деянием его»// [[new:mf:16:27|(Матф.16,27)]], и в другом месте: //«изыдут сотворшии благая в воскрешение живота, а сотворшии злая в воскрешение суда»// [[new:in:05:29|(Иоан.5, 29)]]; а также и Апостол: //«всем бо нам явитися подобает пред судищем Христовым, да приимет кийждо, с телом яже содела, или блага или зла»// [[new:2kor:05:10|(2Кор.5, 10)]]. Поэтому от приемлющих зависит соделать себя достойными седения одесную, или ошуюю Господа, а не от Того, Кто может дать сие, хотя бы и не справедливо было прошение. **//Опровержение на защитительную речь злочестивого Евномия. Книги IV-V.//** ===== Свт. Григорий Богослов ===== **И говорит им: чашу Мою будете пить, и крещением, которым Я крещусь, будете креститься, но дать сесть у Меня по правую сторону и по левую - не от Меня зависит, но кому уготовано Отцем Моим** Просила мать сынов Заведеевых, страдавшая чадолюбием и не знавшая меры просимого, однако же извиняемая избытком любви и благожеланием, какое должно иметь к детям, потому что нет ничего сердобольнее матери; и я говорю это, чтобы поставить в обязанность – почитать матерей, – итак, просила Иисуса мать сынов Заведеевых, чтобы одному сесть по правую, а другому по левую Его руку. Что же Спаситель? Сперва спрашивает, могут ли пить чашу, которую Сам Он имеет пить? А когда они сказали, что могут, и Спаситель не воспротиворечил этому (ибо знал, что и их та же чаша ведет, или, лучше сказать, приведет к совершенству), тогда что говорит? Чашу испиют, **«а дать сесть у Меня по правую сторону и по левую – не от меня зависит»** – говорит Он, но **«кому дано»**. Итак, ничего не значат ни владычественный ум, ни труд, ни слово, ни любомудрие, ни пост, ни бдение, ни возлежание на голой земле, ни источаемые потоки слез? Все это ничего не значит? Но по какому-то предызбранию и Иремия освящается, и иные отделяются еще во утробе материнской? Боюсь, чтобы не присоединилась к этому нелепая мысль, будто бы душа имела другую жизнь, а потом уже соединена с этим телом, и за тамошнюю жизнь одни получают здесь дар пророчества, а другие, жившие там худо, осуждаются. Но поскольку допустить это крайне нелепо и несообразно с учением Церкви (хотя другие и забавляются такими учениями, но нам забавляться подобными толками не безопасно), то и в этом месте к словам **«кому дано»**, добавляй, то есть достойным, а то, чтобы стать достойными, не только получили они от Отца, но и сами себе дали. **//Слова. Слово 37.//** ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **И говорит им: чашу Мою будете пить, и крещением, которым Я крещусь, будете креститься, но дать сесть у Меня по правую сторону и по левую - не от Меня зависит, но кому уготовано Отцем Моим** См. Толкование на [[new:mf:20:21#svt_ioann_zlatoust|Мф. 20:21]] ===== Прп. Антоний Великий ===== **И говорит им: чашу Мою будете пить, и крещением, которым Я крещусь, будете креститься, но дать сесть у Меня по правую сторону и по левую — не от Меня зависит, но кому уготовано Отцем Моим** //Вопрос//. Как же, когда Иаков и Иоанн, сыновья Зеведея, просили сесть с Ним, Он им сказал: **«Сесть по правую и по левую руку не от Меня зависит, но даруется это тем людям, кому уготовано Отцом Моим»**? Почему Он не сказал, как Владыка: //«Кому Я уготовал»//, или: //«Кому хочу»//, но отпускает это Отцу, и это не оказывается самовластно? //Ответ//. Он отказался не потому, что немощен; но по благой причине, возражая на их намерения и их величание перед другими, тем самым умудряя и других, и в них угашая гнездившееся бессмысленное желание старшинства, сразу ответил не что «вам все дарует Отец», но //«тем, кому уготовано труженикам»//, понуждая их на делание добра и мужество, чтобы они показали правое усердие и сошли на труды и на подвиг до смерти, до казней. //«Если вы Мое не проповедаете, то почему вы желаете проповедовать самих себя»//. Вы по щеке уже ударены ради Меня, и скиньте одежду для течения трудов. Спуститесь на страдание по собственной воле. Оставайтесь неподвластными, когда разберет себя театр века сего, то Я как плату дам вам тотчас престолы. А теперь благоприличным образом отвечаю, что Отцу принадлежит даровать престолы. Ибо иначе никак невозможно отторгнуть вашу мать, которая заставляет вас так говорить. Даровать просящим что-либо преждевременно не в пользу, хотя во власти это допустить. Ибо как ленивые будут в приязни, как будут приняты как мужественные, получив даром довольство, за которое не пожелали потрудиться? Так обычно делают и земные цари, если кто их умоляет о месте и о сане, а властители им даровать не хотят прежде времени; тогда, претендуя на власть, рабы в чаянии сана совершают друг перед другом подвиги для царства и, соревнуясь друг с другом, крепнут и становятся храбрыми, готовясь к сражениям. И еще. Поскольку Иаков и Иоанн думали, что Он будет царствовать земным и временным царствованием, Господь сказал им: //«Вы не знаете, чего просите»// (см. [[new:mf:20:22|Мф. 20:22]]). Тем самым Он сказал: Поднимитесь на ноги, войдите мыслью в Мое Царствие, а не летайте, подобно ночным сновидениям, не стремитесь к земному – когда услышите, что и Отец Мой не просто так Мне дает. Вам надлежит получить то, что вы заработали трудом и потом. Я должен быть приязненным, но и не делать того – не побуждать к лености. Не мне принадлежит даровать, но Отцу: тем людям, кто прямо просит. Если бы они были разбойниками и любодеями, лжецами, злодеями и не наставленными, то они бы, то же самое попросив у Меня, сели [на престолы]? Не нам это – даровать бездумно, преступая правду правдивого суда ради сана, кому какой дать; оскорбляя тружеников, даровать ленивым. И если вы уже любите престолы, то почему не разумеете трудов и подвигов? На них вы должны обнажиться. Не величаться саном, поясом и скипетром, но выкупить престолы трудами и сделаться милостивыми судиями. //**Вопросы св. Сильвестра и ответы прп. Антония. Вопрос 131.**// ===== Прп. Исидор Пелусиот ===== **И говорит им: чашу Мою будете пить, и крещением, которым Я крещусь, будете креститься, но дать сесть у Меня по правую сторону и по левую - не от Меня зависит, но кому уготовано Отцем Моим** Господь отказывается исполнить просьбу матери сынов Зеведеевых не потому, что исполнение было невозможно (для Него возможно все, чего Он восхочет); напротив того, отвергает эту просьбу, потому что исполнение ее было бы неприлично. //Рцы//, - говорит она, - //да сядета сия оба сына моя, един одесную Тебе, и един ошуюю Тебе во царствии Твоем// [[new:mf:20:21|(Мф. 20:21)]]. Правдивый же Мздовоздаятель ответом, нисколько объясняющим дело, уцеломудривает просившую неприличного. **Несть Мое дати** просящим просто так, а не в качестве награды трудящимся. Ибо несвойственно правдивому Судии презреть проливающих пот и наградить ленивых. Посему, если желают сего седения, то известны им подвиги, в награду за которые оно уготовано подвизавшимся законно. //**Письма. Книга I.**// ===== Прп. Иустин (Попович) ===== **И говорит им: чашу Мою будете пить, и крещением, которым Я крещусь, будете креститься, но дать сесть у Меня по правую сторону и по левую - не от Меня зависит, но кому уготовано Отцем Моим** См. Толкование на [[new:mf:20:22#prp_iustin_popovich|Мф. 20:22]] ===== Блж. Иероним Стридонский ===== **Он сказал им: Действительно, чашу Мою вы будете пить: но дать сесть по правую и по левую сторону от Меня, это не в Моей власти, а принадлежит тем, которым уготовано от Отца Моего** Спрашивается: каким образом сыны Зеведея, - именно: Иаков и Иоанн, будут пить чашу страданий, когда [Священное] Писание повествует, что только Иаков апостол был обезглавлен Иродом [[new:act:12:02|(Деян 12:2)]], а Иоанн окончил жизнь свою естественною смертью. Но если мы будем читать церковные повествования, в которых говорится, что и он был во время мучений опущен в котел кипящего масла и оттуда вышел, как победитель на ристалище, для принятия венца Христова и потом был сослан на остров Патмос, то увидим, что Иоанн не имел недостатка в мужестве для перенесения мучений и что он испил чашу исповедания: ее испили и три отрока в печи огненной [[old:dan:03:start|(Дан. 3)]], хотя гонитель и не пролил крови. А слова: **Но дать вам сесть по правую и по левую сторону от Меня, это не в Моей власти, а принадлежит тем, которым уготовано от Отца Моего**, нужно понимать так: Царство Небесное находится во власти не дающего, а получающего (поп est dantis, sed accipientis), ибо у Бога нет лицеприятия [[new:act:10:34|(Деян. 10:34)]], но получит его тот, кто покажет, что он достоин Царства Небесного, которое уготовано не для лица, а для жизни. Таким образом, если вы будете таковы, что можете наследовать Царство Небесное, которое Отец Мой уготовил победителям и торжествующим, то и вы также получите его. Некоторые утверждают (volunt), что это сказано о Моисее и Илии, которых они (апостолы) немного раньше видели на горе. Но мне это никоим образом не представляется. Имена восседающих в Царстве Небесном не называются, конечно, для того, чтобы при наименовании немногих остальные не подумали, что они исключены [из него]. //**Толкование на Евангелие от Матфея.**// ===== Блж. Феофилакт Болгарский ===== **И говорит им: чашу Мою будете пить и крещением, которым Я крещусь, будете креститься; но дать сесть у Меня по правую сторону и по левую - не от Меня зависит, но кому уготовано Отцем Моим** Я знаю, что вы понесете страдания. Так действительно и было. Иакова умертвил Ирод, а Иоанна осудил Траян за свидетельство о Слове истины. Слова **"дать сесть у Меня по правую сторону и по левую - не от Меня зависит, но кому уготовано"** означает: если окажется, что потерпевший мучения вместе с тем имеет и все прочие добродетели, такой человек получит дар. Представим себе, что предложено состязание на ристалище; награды победителям раздает сам царь. Если бы к царю подошел кто-либо, не участвовавший в состязании, и сказал ему: "раздаятель наград, даруй мне венец без подвига с моей стороны", то царь ответил бы таковому: я не имею права дать венок даром, - он назначен для того, кто состязался и победил. Так и здесь говорит Христос: Я не могу даром дать вам правое место возле Себя, оно уготовано для подвизавшихся и принадлежит им. Ты спросишь: что же, некоторые и воссядут? Узнай, что никто там не сядет. Это свойственно единому только Божественному естеству. Кому когда из ангелов сказал Бог: //"седи одесную Меня?"// Так сказал Господь, применяясь к их понятию. Они, не понявши, что прежде сказанные слова Господа о сидении на двенадцати престолах - образное выражение относительно славы, ожидающей их, просили такого сидения в буквальном смысле. //**Толкование на Евангелие от Матфея.**// ===== Евфимий Зигабен ===== **И глагола има: чашу убо Мою испиета, и крещением, имже Аз крещаюся, имате креститися: а еже сести одесную Мене и ошуюю Мене, несть Мое дати, но имже уготовася от Отца Моего** **И глагола има: чашу убо Мою испиета, и крещением, имже Аз крещаюся, имате креститися** Предсказал им, что они будут убиты и удостоятся мученической кончины. И действительно, об Иакове все знают, что он был убит Иродом четверовластником, а об Иоанне многие спорят. Говорят, что так как предсказание Христа не может быть ложным, и Иоанн не потерпел еще мученической кончины, то он еще и не умер, а живет доселе и вместе с Енохом и Илией будет убит около кончины века. Златоуст же ясно учит, что Иоанн умер и даже был убит. Изъясняя Евангелие от Иоанна, во второй беседе он говорит: Евангелием он обнял всю вселенную, телом пребывал в середине Азии, т.е. Ефесе, а душой удалился в такое место, которое приличествует святым. В первой же беседе Златоуст говорит, что Иоанн даже чашу Христову испил и крещением Его крестился: и он добровольно был заклан, претерпев мученические язвы и множество бедствий за Христа. Подвижником и мучеником называется не только тот, кто умер насильственной смертью за Христа, но и тот, кто претерпел бичевание и многое другое за Него. И впоследствии мы находим очень много подвижников, предавших Богу душу свою в мире, и, однако, никто не скажет, что за это они лишились мученического достоинства. А что Иоанн умер, об этом он и сам свидетельствует в Евангелии, говоря: //и не рече ему Иисус, яко не умрет// ([[new:in:21:23|Ин. 21:23]]), и в книге Апокалипсиса (11, 3) об этом свидетельствуется от лица Спасителя, потому что в словах: //и дам обема свидетелема Моима, и прорицати будут дний тысящу двесте и шестьдесят, оболчена во вретище// , – разумеются Енох и Илия. **А еже сести одесную Мене и ошуюю Мене, несть Мое дати, но имже уготовася от Отца Моего** Выше мы сказали, что сидеть с правой или с левой стороны Его – это выше достоинства не только людей, но и Горних Сил; следовательно, никто не будет там сидеть. Но если Он здесь говорит: **несть Мое дати, но имже уготовася от Отца Моего**, – то этим показывает, что кто-нибудь будет сидеть. Так как они просили первенства между учениками, то Христос престолом с правой и с левой стороны называет здесь первое место между ними, которого будут удостоены Петр и Павел, первые из учеников, как более всех остальных потрудившиеся. Но каким образом Всемогущий не может даровать этого? Слова: есть Мое – указывают не на бессилие, а на справедливость. Так как они просили даровать им первенство, то сказал: "Я не могу даровать вам первое место, потому что Я справедлив и нелицеприятен; оно принадлежит тем, кому уготовано Отцом Моим; а уготовано оно достойным получить его. Чтобы получить первое место, нужно не только подобно Мне претерпеть смерть, но быть первым и в остальных добродетелях". Этим высказал сильное побуждение для них. Сказал: **от Отца Моего**, – чтобы воздать честь Отцу и чтобы показать, что Сам Он равносилен Отцу: //Аз//, – говорит, – //и Отец едино есма// ([[new:in:10:30|Ин. 10:30]]). //**Толкование на Евангелие от Матфея.**// ===== Анонимный комментарий ===== **И говорит им: чашу Мою будете пить, и крещением, которым Я крещусь, будете креститься, но дать сесть у Меня по правую сторону и по левую — не от Меня зависит, но кому уготовано Отцем Моим** **И говорит им: чашу Мою будете пить, и крещением, которым Я крещусь, будете креститься, но дать сесть у Меня по правую сторону и по левую - не от Меня [зависит], но кому уготовано Отцем Моим.** Разве Он не имел власти избрать, кого хочет? Ведь написано: //Отец любит Сына и все дал в руку Его// [[new:in:03:35|(Ин. 3:35)]]. Но Иисус не отверг их просьбу, не захотел смутить их и ввергнуть в нерешительность. Ведь нелегко восстановить силу надежды на будущее тому, кто надеялся и потерял надежду. И более, Господь не хотел и принять их просьбу, чтобы не огорчить всех остальных. И так необходимо было, в той мере, как они могли понимать, не имея еще помощи Святого Духа. Ведь если все сообщество в Царстве будет разделено между этими двумя, так что один воссядет по правую сторону, а другой по левую, то что нам останется делать, на что надеяться? Ибо мы за Ним последовали для того, чтобы оказаться среди избранных из нас. В трудах мы стремились быть подобными им, а в чести [войти в Царство] вдруг окажемся с ними разными. И надо было, чтобы они, еще не ставшие духовными, помышляли о плотском. Если просьба их осталась без ответа и они смущены, то как они отважились просить? И насколько больше был бы повод для смущения, если бы просьба их была принята? Потому Он не сказал «Не будете сидеть», чтобы не смутить двоих; но Он не сказал и «Будете сидеть», чтобы не огорчить остальных. А что сказал? **Не от Меня [зависит], но кому уготовано Отцем Моим**. Отец же, добрый и все предвидящий, все так устраивает, чтобы среди единодушия братьев ничто не разрушало братскую любовь. Смотрите, как Он никого из них не смутил и не лишил надежды, сказав: Не от Меня [зависит], но кому уготовано Отцем Моим. Ведь что не обещано отдельно одному или двоим, на то надеются все. ===== Прот. Иоанн Бухарев ===== **И говорит им: чашу Мою будете пить, и крещением, которым Я крещусь, будете креститься, но дать сесть у Меня по правую сторону и по левую - не от Меня зависит, но кому уготовано Отцем Моим** Т. е. Господь предсказал апостолам Иакову и Иоанну, что действительно, по любви своей к Нему, они примут страдания и даже (первый) смерть за имя Его. Известно, что ап. Иаков был усечен мечем по приказанию царя Ирода [[new:act:12:02|(Деян. 12:2)]], а Иоанн, по приказанию царя Домициана, был брошен в кипящее масло, где Господь сохранил его невредимым, и затем сослан в заточение. **Но дать сесть по правую и по левую руку Мою** (а еже сести одесную Мене и ошуюю) и проч. Это значит, что получить особенные почести в царстве небесном зависит от того, кому определит Бог, Отец небесный, вместе с Отцом, конечно, и Он, Спаситель и Судия, по заслугам — **имже уготовася** (кому уготовано). «От самих приемлющих зависит сделать себя достойными седения одесную или ошуюю Господа, а не от Того, Кто может дать сие, хотя бы и несправедливо», — пишет св. Василий Великий. **//Толкование на Евангелие от Матфея.//** ===== Лопухин А.П. ===== **И говорит им: чашу Мою будете пить, и крещением, которым Я крещусь, будете креститься, но дать сесть у Меня по правую сторону и по левую — не от Меня зависит, но кому уготовано Отцем Моим** [[new:mk:10:39|(Мк. 10:39-40)]]. Стих этот всегда считался одним из труднейших для истолкования и даже дал повод некоторым еретикам (арианам) ложно утверждать, что Сын Божий не равен Богу Отцу. Мнение ариан было отвергнуто всеми Отцами церкви, как неосновательное и еретическое, ибо из других мест Нового Завета ([[new:mf:09:06|Мф. 9:6-8;]] [[new:mf:28:18|28:18;]] [[new:mk:02:10|Мк. 2:10;]] [[new:in:17:02|Ин. 17:2;]] [[new:in:10:30|10:30]] и пр.) ясно видно, что Христос везде присваивает Себе власть равную с Богом Отцом. Для правильного истолкования изложенных в 23 стихе изречений Спасителя следует обратить внимание на два весьма важных обстоятельства. Во-первых, если ученики и их мать в 21 стихе просят Его о первых местах в Царстве Его или в “славе,” то в речи Спасителя, начиная с 23 стиха и кончая 28 (и у Луки в отделе, поставленном в другой связи, [[new:lk:22:24|22:24-27]], который иногда приводится здесь в виде параллели), ни о царстве, ни о славе совсем нет ни малейшего упоминания. Придя в мир, Мессия явился как страдающий Отрок Господень, Искупитель человечества. Отсюда ясно, что сесть по правую и по левую сторону Христа не значит //прежде всего// участвовать в Его славе, а указывает на предварительное приближение к Нему в Его страданиях, на самоотречение и несение креста. Только после этого предстоит людям возможность войти и в Его славу. //По изволению и совету// Божию всегда находятся люди, которые принимают участие в страданиях Христа и таким образом делаются Ему особенно близкими, как бы садятся по правую и по левую Его стороны. Во-вторых, следует заметить, что два евангелиста, Матфей и Марк, употребляют здесь два различных выражения: “кому уготовано Отцом Моим” (Мф.) и просто “кому уготовано” (Мк.). Оба эти выражения точны и сильны и заключают в себе одну и ту же мысль — //о промыслительном// значении страданий в земной жизни человечества. //**Толковая Библия.**// ===== Троицкие листки ===== **И говорит им: чашу Мою будете пить, и крещением, которым Я крещусь, будете креститься, но дать сесть у Меня по правую сторону и по левую — не от Меня зависит, но кому уготовано Отцем Моим** См. Толкование на [[new:mf:20:17#troickie_listki|Мф. 20:17]] [<10>]