[<10>] ====== Толкования на Мф. 20:24 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **Услышав сие, прочие десять учеников вознегодовали на двух братьев** См. Толкование на [[new:mf:20:21#svt_ioann_zlatoust|Мф. 20:21]] ===== Прп. Иустин (Попович) ===== Ст. 24-28 **Услышав сие, прочие десять учеников вознегодовали на двух братьев. Иисус же, подозвав их, сказал: вы знаете, что князья народов господствуют над ними, и вельможи властвуют ими; но между вами да не будет так: а кто хочет между вами быть большим, да будет вам слугою; и кто хочет между вами быть первым, да будет вам рабом; так как Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих** Святые братья Воанергесы вызвали решение очень крупной проблемы: проблемы власти. Богочеловек Господь Христос решил ее как никто никогда до Него и после Него. Проблема власти в действительности есть проблема иерархии бытия и сил, проблема небоземного пространства. Ибо одно и тоже начало и одно и тоже устройство как на небе, так и на земле. На небе: все большее служит меньшему; все низшее получает все для существования от высшего; а все вместе – от Наивысшего. Также и в духовном и материальном мире, в природе: солнце, самое важное и самое большое светило, служит всем меньшим светилам, раздавая им себя, теплоту, свет; оно служит маленькой земле, и всему на ней. Через всю природу Бог служит всем творениям и всей твари. Исключение из этого сделали люди своим эгоцентричным, и самостным, и гордым самолюбием. Они управляют, заповедуя, а не служа. Богочеловек пришел, чтобы это исправить: чтобы и между людьми ввести всеобщий Божественный закон неба– управлять людьми, служа им. Это новозаветный, евангельский, богочеловеческий способ управления и властвования над людьми. В этом и новизна евангельской власти и евангельского управления = Церкви; в ней наивысший и наибольший смиренно служит самым малым и самым низким. Самих светозарных Ангелов Господь в Церкви сделал служебными духами для людей, чтобы они служили людям и их спасению [[new:evr:01:14|(Евр 1:14)]]. Это богочеловеческий, евангельский закон богочеловеческого общества, воцерковленного и оцерковленного общества, вечного и богочеловеческого общества, общности, братства. А все другое – это, по сути дела, насильственное объединение, тираническое уравнивание всех с каждым, и каждого со всеми. Благовестие и заповедь Богочеловека Своей Церкви следующая: **Вы знаете, что князья народовъ господствуютъ надъ ними и вельможи властвуютъ ими: но между вами да не будетъ такъ; а кто хочетъ между вами быть первымъ, да будетъ вамъ рабомъ; такъ какъ Сынъ Человеческiй не для того пришелъ, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупленiя многихъ** [[new:mf:20:25|(стих 25–28)]]. Этим Господь разграничил и полностью отделил евангельское, богочеловеческое управление людьми от светского, человеческого, «гуманистического». Евангельски понятое первенство: быть первым в ревностном служении богоустремленным людям, их спасению от греха, смерти и диавола, тому, что бессмертно, вечно, божественно в них. Совершенный пример этого Сам Богочеловек Христос: Он между людьми – неустанный слуга, который постоянно служит их спасению, обогочеловечению, обожению, охристовлению. А Церковь? Она в этом отношении только воплощение Богочеловека, Его служения, Его евхаристического домостроительства спасения мира. //**Толкование на Евангелие от Матфея.**// ===== Блж. Иероним Стридонский ===== **Услышавши сие, прочие десять учеников вознегодовали на двух братьев** Десять апостолов не стали негодовать на мать сынов Зеведеевых и не относили к дерзости просящей женщины [ее прошения], но на сыновей ее, потому что эти, не зная меры [сил своих], воспламенились неумеренной жаждой [к славе], почему им (quibus) и сказал Господь: //Вы не знаете, чего просите// (см. [[new:mf:20:22|Мф. 20:22]]). Но как из ответа Господа, так и из негодования апостолов само собою разумеется, что сыновья побудили мать к настоятельной просьбе о великом. //**Толкование на Евангелие от Матфея.**// ===== Блж. Феофилакт Болгарский ===== Ст. 24-28 **Услышавши сие, прочие десять учеников вознегодовали на двух братьев. Иисус же, подозвав их, сказал; вы знаете, что князья народов господствуют над ними, и вельможи властвуют ими. Но между вами да не будет так: а кто хочет между вами быть большим, да будет вам слугою; и кто хочет между вами быть первым, да будет вам рабом; так как Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих** Когда десять учеников увидели, что двое получили от Христа упрек, то и они стали негодовать и этим обнаружили, что и они стремятся к такой же чести. Так несовершенны были ученики, что двое стремились возвыситься над десятью, а те десять завидовали двоим. Так как десять, услышав слова Господа, пришли в смущение, то Господь призывает их к Себе и уже одним призывом еще до беседы успокаивает их. До того сыны Зеведеевы, беседуя с Ним, отделились от прочих, теперь же Он вступает в беседу со всеми вообще. Зная, что страсть к первенству сильна и потому ей надо нанести решительный удар, Он говорит самое неприятное для учеников, причисляя их к язычникам и неверным, коль скоро они ищут славы. Обличая их, Он говорит так: прочие люди величаются своей властью, но любить власть - это страсть языческая; для Моих же учеников вся честь в смирении; посему кто хочет быть большим, тот должен служить слабейшим: в этом и состоит самое великое смирение; пример этого являю Я на Себе Самом: будучи Владыкою и Царем Небесным, Я смирил Самого Себя, чтобы послужить вашему спасению, и настолько, что душу Свою отдаю для избавления многих, - ибо все суть многие. //**Толкование на Евангелие от Матфея.**// ===== Евфимий Зигабен ===== **И слышавше десять, негодоваша о обою брату** Двое хотели возвыситься над десятью учениками, а десять позавидовали двум, просившим первенства, и, таким образом, все они были несовершенны, потому что еще не сошел на них Дух Святой. Но посмотри на их последующую жизнь и увидишь их свободными от всякой страсти, возвышающими друг друга и друг другу уступающими первенство. **Негодоваша**, т.е. были недовольны, когда Христос часто удостоивал их большей чести пред другими, то те не были недовольны, из уважения, конечно, ко Христу; но когда они сами просили первенства, то остальные были недовольны, и особенно, когда узнали, что просьба их не услышана. Из ответа Учителя стало известным, чего они просили... //**Толкование на Евангелие от Матфея.**// ===== Анонимный комментарий ===== **Услышав сие, прочие десять учеников вознегодовали на двух братьев** Как двое плотски искали выгоды, так же плотски огорчились остальные десять. Потому что как эти двое, если бы понимали духовное, не стали бы просить, чтобы их возвысили над другими, так и десять учеников, если бы понимали духовно, что перед ними есть и другие, не стали бы печалиться. Желать возвыситься над другими - постыдно, а вот ставить другого над собой - действительно похвально. О спасительное заблуждение, освобождающее из заблуждения все человечество! Ведь если бы апостолы не впали в такое заблуждение, как могли бы мы знать, что не все желаемое, что представляется хорошим, хорошо, потому что оно обманчиво. Мы и прежде считали, что желать злого есть зло, как, к примеру, злом являются алчность и воровство; теперь же мы знаем, что разные вещи - дела добрые и первенство в почестях. Желать добрых дел и есть добро, а стремиться к почестям - суета. Исполнять доброе дело - зависит от нашей воли, нашего труда и усердия, потому и награда наша. Стремление к первенству вторгается в [сферу] суда Божия. Не думаю, что мы заслуживаем награду праведности в виде первых почестей, если ищем их для себя. ===== Прот. Иоанн Бухарев ===== **Услышав сие, прочие десять учеников вознегодовали на двух братьев** **И слышавши сие**, т. е. то, что просили себе высших почестей в царстве Мессии апостолы Иаков и Иоанн, **прочие десять вознегодовали**, т. е. по поводу желания двоих из них возвыситься пред прочими, позавидовали им. Тут опять должно представить, как апостолы были несовершенны до сошествия Духа Святого на них (припомн. объясн. [[new:mf:18:01#prot_ioann_buxarev|1 ст. 18 гл.)]]. **//Толкование на Евангелие от Матфея.//** ===== Лопухин А.П. ===== **Услышав сие, прочие десять учеников вознегодовали на двух братьев** [[new:mk:10:41|(Мк. 10:41;]] [[new:lk:22:24|Лк. 22:24)]]. Причиной негодования 10 учеников была просьба Иакова и Иоанна, клонившаяся к умалению прочих апостолов. Возникновение подобных явлений показывает во всяком случае, что ученики Христа не всегда отличались даже в Его присутствии любовью друг к другу и совершенно братским единением. Но в настоящем случае так было не от злобы, а больше, по-видимому, от простоты, неразвитости и недостаточного усвоения учения Христова. Борьба из-за первых мест в новом царстве, местничество, повторилась и еще, на тайной вечери. //**Толковая Библия.**// ===== Троицкие листки ===== **Услышав сие, прочие десять учеников вознегодовали на двух братьев** См. Толкование на [[new:mf:20:17#troickie_listki|Мф. 20:17]] [<10>]