[<10>] ====== Толкования на Мф. 20:25 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== Ст. 25-28 **Иисус же, подозвав их, сказал: вы знаете, что князья народов господствуют над ними, и вельможи властвуют ими; но между вами да не будет так: а кто хочет между вами быть большим, да будет вам слугою; и кто хочет между вами быть первым, да будет вам рабом; так как Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих** Видишь ли, как все они были несовершенны, - как эти двое, желавшие возвыситься над десятью, так и те, завидовавшие двоим? Но, я сказал уже: посмотри на их последующую жизнь, и ты увидишь их свободными от всех этих страстей. Послушай, как тот же Иоанн, который подходит теперь к Иисусу для испрошения первенства, всегда уступает его потом Петру и в проповеди, и в творении чудес, как то видно из Деяний Апостольских, и не скрывает его знаменитых дел, но упоминает и о его исповедании, которое он произнес тогда, когда все молчали, и о входе во гроб, и ставит этого апостола выше себя самого. Тогда как оба они были при Распинаемом, Иоанн, презирая собственную славу, говорит: //ученик же той бе знаем архиереови// [[new:in:18:15|(Ин. XVIII, 15)]]. Что же касается Иакова, то он, хотя не долго жил, но и в самом начале так воспламенился ревностью, что презрел все человеческое, достиг высоты неизреченной и тотчас удостоился заклания мученического. Так после соделались все они совершенными во всех добродетелях; но тогда негодовали. Как же поступает Христос? Призвав их, говорится, **рече: князи язык господствуют ими**. Так как они смутились, то Господь прежде словесного убеждения успокаивает их самым призыванием и повелением подойти к Нему ближе. Так как те два ученика, отделившись от десяти, стояли ближе к Иисусу, разговаривая с Ним наедине, то Он подзывает и прочих, чтобы и этим самым, равно и тем, что желает открыть всем сказанное наедине, умерить страсть и тех и других. Впрочем, теперь Господь вразумляет учеников не так, как прежде. Прежде Он выводил на средину детей и повелевал ученикам подражать их простоте и смирению, а теперь в обличение их выставляет более резкое противоположение, говоря: **князи язык господствуют ими, и велицыи обладают ими. Не тако же будет в вас; но иже аще хощет в вас вящший быти, сей да будет всем слуга; и иже аще хощет быти первый, буди самый последний**. Этими словами Он показывает, что желать первенства свойственно только язычникам. Действительно страсть эта слишком насильственна; она постоянно удручает и великих людей, - потому требовала и сильнейшего отражения. Потому-то и Он поражает их в самой глубине сердечной, стыдя надмевающийся дух их сравнением с язычниками. В одних уничтожает зависть, а в других гордость, как бы так говоря им: не негодуйте на них, как обиженные: те, которые так ищут первенства, более посрамляют самих себя: они находятся в числе последних. У нас не то, что у язычников. **Князи язык господствуют ими:** а у Меня последний есть первый. А что Я говорю это не просто, смотри доказательство тому в Моей жизни: я сделал более, нежели сколько сказал. Будучи Царем высших сил, я восхотел быть человеком и подвергнуться презрению и поруганию; но и этим не удовольствовался, а пришел и на самую смерть. Потому далее и говорит: **якоже Сын человеческий не прииде, да послужат Ему, но послужити, и дати душу Свою избавление за многих**. Как бы так сказал: Я не остановился на том только, чтобы послужить, но и душу Свою отдал в искупление; и за кого же? За врагов. Ты, если смиряешься, смиряешься для себя самого, а Я смиряюсь для тебя. Итак, не опасайся потерять честь свою чрез это. Сколько бы ты ни смирялся, никогда не можешь смириться столько, сколько смирился Владыка твой. Однако это уничижение Его сделалось возвышением для всех, и открыло славу Его. Прежде, нежели Он сделался человеком, известен был одним ангелам; а когда стал человеком и был распят, тогда не уменьшил ту славу, которую имел, но и приобрел новую, будучи познан вселенною. Не бойся же потерять честь свою от того, что ты смиряешься; смирением более возвысится и распространится слава твоя. Оно есть дверь к царствию. Зачем же идти в противоположную дверь? Зачем вооружаться против самих себя? Если мы захотим казаться великими, не сделаемся великими, но будем бесчестнее всех. Видишь ли, как Господь всегда старается на них подействовать примерами противными, но дает и то, чего они желают? Мы уже и прежде много раз замечали это. Так поступил Он с любостяжателями и с искателями суетной славы. Для чего, говорил Он, ты творишь милостыню пред человеки? Для того, чтобы наслаждаться славою? Не поступай таким образом, и ты насладишься этой славой вполне. Для чего ты собираешь сокровища? Для того, чтобы обогатиться? Не собирай сокровищ, и ты непременно обогатишься. Так поступает Он и здесь. Для чего ты, говорит Он, желаешь первенства? Для того ли, чтобы быть выше других? Избери же последнюю степень, и тогда получишь первенство; если желаешь быть великим, не ищи величия, - и тогда будешь велик. Унижение-то и составляет величие. //**Беседы на Евангелие от Матфея.**// ===== Прп. Иустин (Попович) ===== **Иисус же, подозвав их, сказал: вы знаете, что князья народов господствуют над ними, и вельможи властвуют ими** См. Толкование на [[new:mf:20:24#prp_iustin_popovich|Мф. 20:24]] ===== Сщмч. Онуфрий (Гагалюк) ===== Ст. 25-28 **Иисус же, подозвав их, сказал: вы знаете, что князья народов господствуют над ними, и вельможи властвуют ими; но между вами да не будет так: а кто хочет между вами быть большим, да будет вам слугою; и кто хочет между вами быть первым, да будет вам рабом; так как Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих** В основе взаимоотношений между людьми языческих мировоззрений лежит подчинение слабых сильными. Правители и вельможи страны, где не положено во главу угла учение Христово, или если положено, то лицемерно, имеют в виду главным образом благополучие собственное и своей приближенной касты. Конечно, это не значит, что властители эти непременно грабят и мучают своих подчиненных. Но в конечном итоге вся их деятельность направлена к собственной выгоде и выгоде близких к ним. Подданные же в большинстве своем лишены особых привилегий, а иные среди них и явно гонимы... Христос Спаситель указывает другую норму взаимоотношений между людьми: не подчинение, не порабощение одних другими, а служение друг другу. Каждый будь слугой другому – вот основа христианского общежития. Эту идею служения не только низших высшим, но и сановников – простолюдину, хорошо обозначает наименование вельмож: «министр», что значит служитель. На земле только тогда мог бы быть относительный мир и покой среди людей, если бы в основе жизни лежал Христов закон взаимного служения друг другу, когда каждый не столько добивается своих преимуществ, сколько отказывается от них в пользу своего ближнего, унижаясь до состояния не только слуги, но и раба. Исполнение этого Христова завета мы вводим в православных обителях, в этом воистину христианском общежитии, где начальник обители, игумен, является не вельможею для иноков, а их слугою и трудится для них, как «купленный раб» (преподобный Феодосий Печерский, преподобный Сергий Радонежский и другие). Идея служения меньшому брату даже до рабства кажется странной гордому уму: его, напротив, манит власть над слабыми, сознание своего внешнего превосходства над ними. Но кто действительно служит своему ближнему со смирением, искренно, не напоказ и от любви к нему, как заповедует своим последователям Христос Бог [[new:mf:05:44|(Мф. 5:44–48;]] [[new:in:13:34|Ин. 13:34–35)]], тот знает, какую духовную радость доставляет человеку это служение. //**В защиту христианской веры. Размышления на избранные места Священного Писания.**// ===== Блж. Иероним Стридонский ===== Ст. 25-27 **Иисус же, подозвав их, сказал: вы знаете, что князья народов господствуют над ними, и вельможи властвуют ими; но между вами да не будет так: а кто хочет между вами быть большим, да будет вам слугою; и кто хочет между вами быть первым, да будет вам рабом** Смиренный и кроткий Учитель ни двух учеников [Своих] не обличал в неумеренной жадности, ни десять остальных апостолов не упрекал за негодование и зависть; но Он показал такой пример, которым дал понять им, что большим будет тот, кто будет меньшим, и господином будет тот, кто раб всех. Итак, напрасно как те просят неумеренно, так и эти скорбят о желании большего [со стороны тех], так как высшей степени добродетели доходят не могуществом власти, а смирением. Наконец, Он приводит в пример Себя, чтобы они, если не придадут значения Его словам, устыдились от Его действий, и говорит: //так как Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить// [[new:mf:20:28|(Мф. 20:28)]]. //**Толкование на Евангелие от Матфея.**// =====Прп. Исихий Иерусалимский===== //Недоумение XXXV.// Почему Лука пишет, что спор [учеников] о том, кто из них больше, случился ранее Вечери [[new:lk:09:46#prp_isixij_ierusalimskij|(Лк. 9:46–48)]], а [в другом месте] что и позднее, во время Вечери, когда апостолам было сказано, что не следует спорить о первенстве, и когда Петру [Господь] предсказал отречение [[new:lk:22:25#prp_isixij_ierusalimskij|(Лк. 22:25]], [[new:lk:22:34|34)]]? Матфей же и Марк пишут, что спор о том, кто больше, [случился] ранее Вечери, а второе [т.е. предсказание об отречении Петра] – после Вечери, когда уже Иисус шёл на Гору [Масличную] [[new:mf:20:25#prp_isixij_ierusalimskij|(Мф. 20:25]]; [[new:mk:10:42#prp_isixij_ierusalimskij|Мк. 10:42]]; [[new:mf:26:30#prp_isixij_ierusalimskij|Мф. 26:30]]; [[new:mk:14:26#prp_isixij_ierusalimskij|Мк. 14:26)]]? //Разъяснение// см. [[new:lk:09:46#prp_isixij_ierusalimskij|Лк. 9:46]] ===== Блж. Феофилакт Болгарский ===== **Иисус же, подозвав их, сказал: вы знаете, что князья народов господствуют над ними, и вельможи властвуют ими** См. толкование на [[new:mf:20:24#blzh_feofilakt_bolgarskij|Мф. 20:24]] ===== Евфимий Зигабен ===== **Иисус же призвав их, рече: весте, яко князи язык господствуют ими, и велицыи обладают ими** **Иисус же призвав их, рече** Так как двое, отделившись от других, подошли к Нему и тут же стоя беседовали, то призывает и других; и прежде всего успокаивает их, смущенных, указанием связи, которая существует между Ним и ими. Далее говорит: **весте, яко князи язык господствуют ими, и велицыи обладают ими. Не тако же будет в вас** Зная, что два ученика для того просили первенства, чтобы начальствовать над другими, порицает такую цель, как языческую. Князья, говорит, язычников и вельможи их господствуют и властвуют над другими. Не так будет у вас – Моих. Далее научает, как нужно приобретать первенство. Слушай: **но иже аще хощет в вас вящший быти, да будет вам слуга: и иже аще хощет в вас быти первый, буди вам раб** Как выше одних и тех же назвал князьями и вельможами, так и здесь одного и того же называет большим и первым. Во всеуслышание говорит это, как полезное для всех вообще. Итак говорит: властвовать над другими свойственно язычникам; Я же полагаю вам закон – приобретать первенство служением и подчинением другим. Того, кто делает это, Я объявлю Великим и первым, и тот будет иметь у Меня первенство. Затем в пример представляет Самого Себя, Который не только служит всем, но и умирает за всех. //**Толкование на Евангелие от Матфея.**// ===== Прот. Иоанн Бухарев ===== **Иисус же, подозвав их, сказал: вы знаете, что князья народов господствуют над ними, и вельможи властвуют ими** **Весте** (вы знаете), **яко князи язык** (что князья народов) **господствуют ими** (над ними) и пр. В этих словах Господь открывает всем 12-ти апостолам, какое основное нравственное правило Его царства, — это не то, что в языческих царствах или вообще в царствах, властвование и возвышение над другими, а смирение и самоотвержение. «У народов, собственно у языческих, или вообще в мире бывает так, что князья господствуют над подчиненными им и вельможи властвуют над своими рабами, как бы так говорил Господь; но в Моем царстве будет не так: больший и первый должен быть слугою и рабом всем, — т. е. должен сознавать себя ниже всех и быть готовым на всякое самоотвержение и на всякое доброе дело для ближнего, не только высшего, но и низшего себя». — «Таким образом, Своими словами апостолам Господь в одних уничтожает зависть, в других гордость», — замечает св. Златоуст. Эти слова Господа не значат, что в церкви Христовой не должно быть ни высших, ни низших, ни начальствующих, ни подчиненных: ибо Сам же Господь дал апостолам власть преимущественную пред другими верующими, власть начальственную (чит. [[new:ef:04:11|Ефес. 4, 11.]] [[new:ef:04:12|12)]]; но они указывают только на нравственный характер отношений между начальствующими и подчиненными в церкви. Так понимали и поступали бывшие начальствующими святые, как показывают жития их, например, преп. Феодосий Печерский и Сергий Радонежский, св. равноапостольный князь Владимир и др. Так понимают и поступают и истинные последователи Христовы из властителей и начальствующих среди нас. Да и вообще всем начальствующим и властвующим между нами следовало бы твердо помнить правило своего Христа Законоположителя насчет отношений к подвластным! Толкуя вышесказанные слова Спасителя, св. Златоуст прибавляет: «Не опасайся потерять честь свою от того, что смиряешься; смирением более возвысится и распространится слава твоя; оно есть дверь к царствию». **//Толкование на Евангелие от Матфея.//** ===== Лопухин А.П. ===== **Иисус же, подозвав их, сказал: вы знаете, что князья народов господствуют над ними, и вельможи властвуют ими** [[new:mk:10:42|(Мк. 10:42;]] [[new:lk:22:25|Лк. 22:25)]]. У Луки совершенно в другой связи. У Марка речь сильнее, чем у Матфея; вместо более однозначного //“князья народов”// (άρχοντες των έθνων) у Марка οί δοκοΰντες άρχειν των εθνών, т.е. думающие, что они начальствуют над народами, мнимые владыки. **//Толковая Библия.//** ===== Троицкие листки ===== **Иисус же, подозвав их, сказал: вы знаете, что князья народов господствуют над ними, и вельможи властвуют ими** См. Толкование на [[new:mf:20:17#troickie_listki|Мф. 20:17]] [<10>]