[<10>] ====== Толкования на Мф. 21:17 ====== ===== Прп. Иустин (Попович) ===== Ст. 17-22 **И, оставив их, вышел вон из города в Вифанию и провел там ночь. Поутру же, возвращаясь в город, взалкал; и увидев при дороге одну смоковницу, подошел к ней и, ничего не найдя на ней, кроме одних листьев, говорит ей: да не будет же впредь от тебя плода вовек. И смоковница тотчас засохла. Увидев это, ученики удивились и говорили: как это тотчас засохла смоковница? Иисус же сказал им в ответ: истинно говорю вам, если будете иметь веру и не усомнитесь, не только сделаете то, что сделано со смоковницею, но если и горе сей скажете: поднимись и ввергнись в море, - будет; и все, чего ни попросите в молитве с верою, получите** //О смоковнице, молитве и вере// Каждая вещь в этом мире имеет свою богозданную логосную цель и назначение. Смоковница: чтобы рождала смоквы; ангел, чтобы служил Богу; человек, чтобы уподоблялся Богу; пчела, чтобы собирала мед. Не исполняя своего назначения, каждое творение подпадает под проклятие Творца, явно или тайно. Богочеловек и пришел в этот мир, чтобы все вернуть к своему божественному назначению. Он Один и знает назначение каждого творения, каждой твари; Он Один и имеет могущество каждому творению дать силы для исполнения своего Божественного назначения. Пример смоковницы: смоковница существует в мире – чтобы служить человеку; а человек? чтобы служить Богу. Как человек служит Богу? Верою. Вера же значит: всему, всем существом, всеми силами своего существа жить Богом, в Боге, ради Бога. Только так человеческое существо приносит Богом назначенный плод. В противном случае: оно засыхаетъ; пересыхают Божественные источники в нем; его существо, не политое небесной росой благодати, и вне поднебесья Божественных сил – вянет, засыхает, остается без плода. Человек без веры в Господа Христа имеет вид человека, но не дела, которые нужны; как смоковница: имеет вид и листья смоковницы, но не имеет плода. И сбывается пророческое слово Спасителя: //«Безъ Меня не можете делать ничего»// [[new:in:15:05|(Ин. 15:5)]]; то есть, если человек не свяжется органически, как привой, с животворным существом Богочеловека Христа [[new:in:15:06|(Ин. 15:6)]]. А прививает человек себя на Богочеловека подвигом веры, и силы и Божественные соки Богочеловека начинают струиться через существо человека, оплодотворять его, и оно //«приноситъ много плода»// [[new:in:15:05|(Ин. 15:5)]]: оно рождает все, что есть божественного, бессмертного, вечного. Вера обоготворяет человека, и делает его «богом по благодати», и все, что он делает, будет божественно, бессмертно, вечно. Человеку такой богочеловеческой веры все возможно; он словом может и горы передвигать и ввергать их в море. Отношение его к Богочеловеку – все из молитвы, в молитве: **Все, чего ни попросите въ молитве съ верою, получите** [[new:mf:21:22|(стих 22).]] И при этом вот какое Богочеловеческое благовестие: //«Все, чего ни будете просить въ молитве, верьте, что получите, и будетъ вамъ»// [[new:mk:11:24|(Мк. 11:24)]]. Ибо для Богочеловека, пребывающего в верующем, ничего невозможного нет. По всеистинному слову самой Истины: //«Если пребудете во Мне и слова Мои въ васъ пребудутъ, то, чего ни пожелаете, просите, и будетъ вамъ»// [[new:in:15:07|(Ин. 15:7)]]. Главное: при помощи святых евангельских тайн и святых евангельских добродетелей соединиться благодатно-органически с Господом Христом. Ибо только так, только через благодатно-добродетельное охристовление, человеческое существо становится богочеловечески бессмертным и богочеловечески всемогущим. Молитва всемогуща, когда? Когда исходит из богочеловеческой веры, которая объединила все существо человека с Богом. Такая молитва и разумна, и продолжительна, и всесердечна. Исполняется евангельское слово святого Апостола: //«Будьте благоразумны и бодрствуйте въ молитвахъ»// [[new:1pet:04:07|(1 Пет. 4:7)]]. И еще благовестие Святого Златоуста: «Слушай Бога в заповедях Его, чтобы Он послушал тебя в твоих молитвах». И рядом с этим заповедь святого Воанергеса: //«чего ни попросимъ, получимъ отъ Него, потому что соблюдаемъ заповеди Его и делаемъ благоугодное предъ Нимъ»// [[new:1in:03:22|(1 Ин. 3:22)]]. Тогда человек получает власть над видимой природой, над природными законами. И так христианин, и так христиане становятся //«соработниками у Бога»// [[new:1kor:03:09|(1 Кор. 3:9)]]. Евангельская смоковница – это символ //«имеющихъ видъ благочестiя, силы же его отрекшихся»// [[new:2tim:03:05|(2 Тим. 3:5)]]; то есть они имеют вид благочестия, но не живут благочестием, его Божественной, Боготворящей силой. Ибо благочестие – это не что иное, как жизнь по Богу, жизнь в Боге, жизнь ради Бога. А такая жизнь делает человека могущественным и всемогущим, божественно могущественным, божественно всемогущим, ибо в нем живет Бог, и из него действует Бог и все силы Его. По Своему безмерному человеколюбию, Господь Христос всегда жаждет человеческого спасения, человеческих божественных дел и подвигов. Поэтому Он неожиданно и невидимо приступает к каждому человеку, к каждой человеческой душе, чтобы увидеть, есть ли на ней Божественный плод, т. е. есть ли на ней евангельские добродетели, которыми Богочеловек питается в нашем человеческом мире [[new:in:04:32|(Ин. 4:32–34)]]. //**Толкование на Евангелие от Матфея.**// ===== Блж. Иероним Стридонский ===== **И оставив их, вышел вон из города в Вифанию и провел там ночь** Он оставил неверующих и вышел из города противоречивых, и ушел в Вифанию, что значит: дом послушания уже тогда предызображая призвание язычников, и остался там, потому что не мог оставаться среди Израиля. Это может быть понято и в том отношении, что Он был настолько беден и настолько не хотел никому льстить, что не нашел в большом городе ни одного гостеприимного хозяина и ни одного жилища; а пребывал в маленьком поселении у Лазаря и сестер его, ибо Вифания была деревней, в которой они жили. //**Толкование на Евангелие от Матфея.**// ===== Блж. Феофилакт Болгарский ===== **И оставив их, вышел вон из города в Вифанию и провел там ночь** Господь удаляется от них, как от недостойных, и идет в Вифанию. Слово это значит "дом послушания". Это означает, что от непокорных Он переходит к послушным Ему и водворяется у них, как сказано: //"вселюсь в них и буду ходить в них"// ([[new:2kor:06:16|2 Кор. 6, 16]]). //**Толкование на Евангелие от Матфея.**// ===== Евфимий Зигабен ===== **И оставль их, изыде вон из града в Вифанию и водворися ту** Вышел, чтобы ослабить силу их страсти и потушить огонь их зависти. //**Толкование на Евангелие от Матфея.**// ===== Анонимный комментарий ===== **И, оставив их, вышел вон из города в Вифанию и провел там ночь** См. Толкование на [[new:mf:21:14#anonimnyj_kommentarij|Мф. 21:14]] ===== Прот. Иоанн Бухарев ===== **И, оставив их, вышел вон из города в Вифанию и провел там ночь** **Изыде** (вышел) **в Вифанию**. О Вифании чит. в объясн. [[new:mf:21:01#prot_ioann_buxarev|1 ст.]] **//Толкование на Евангелие от Матфея.//** ===== Лопухин А.П. ===== **И, оставив их, вышел вон из города в Вифанию и провел там ночь** [[new:mk:11:11|(Μк. 11:11)]]. Древние толкователи понимали стих буквально в том смысле, что Спаситель отправился в Вифанию и там ночевал в доме Лазаря. Иероним замечает: Спаситель был так беден и так мало льстил кому-нибудь, что в весьма большом городе не нашел никакого гостеприимства, никакого места для ночлега, а нашел все это в маленьком селении у Лазаря и его сестер; потому что они именно жили в Вифании. (Думается, замечания о бедности Спасителя — совершенное преувеличение Иеронима, переводившего Священное Писание с еврейских текстов, существенно подправленных к тем временам раввинами с целью принизить Мессию, и совершено очевидно прославляющего Его (Иисуса), как Царя бедных и нищих, а не Предводителя кротких и смиренных. Иисус был очень хороший плотник, и известен был по этому ремеслу в Назарете и окрестностях. Об этом говорится во многих апокрифах. И сомнительно, что позвав с собою рыбаков, и неоднократно пользовавшись плодами их трудов, он не добывал себе куска хлеба своим ремеслом. Думается, пример апостола Павла, не желавшего обременять принимавших его, и делавшего палатки, вполне подтверждает это мнение. Прим. ред.) С этим мнением согласны и многие новейшие экзегеты. Действительно, евангелистам Матфею и Марку незачем было бы указывать на Вифанию, если бы они не хотели сказать этим, что ночь проведена была в доме Лазаря. Такое предположение тем более вероятно, что ночи около этого времени были холодные, как это и часто бывает в Палестине (ср. [[new:mk:14:54|Мк. 14:54;]] [[new:lk:22:55|Лк. 22:55]]). Наконец, слово έχει довольно определенно и может указывать, что Иисус Христос провел ночь в доме Лазаря. Была ли эта ночь в Вифании последнею, или Христос и еще приходил туда во время Страстной недели, об этом ничего нельзя сказать. Вифания находилась близ Иерусалима. О ней не упоминается в Ветхом Завете, по крайней мере под этим названием; но в Талмуде оно встречается. Она расположена по дороге в Иерихон из Иерусалима, на восточной стороне горы Елеонской. Теперь это жалкое селение, которое называется Эль-Азария, т.е. селение Лазаря. В ней показывают гробницу Лазаря и развалившийся дом, где он будто бы жил. В Новом Завете о Вифании упоминается здесь и [[new:mf:26:06|26:6;]] [[new:mk:11:01|Мк. 11:1,]] [[new:mk:11:11|11, 12;]] [[new:mk:14:03|14:3;]] [[new:lk:19:29|Лк. 19:29;]] [[new:lk:24:50|24:50;]] [[new:in:11:01|Ин. 11:1,]] [[new:in:11:18|18;]] [[new:in:12:01|12:1]]. //**Толковая Библия.**// ===== Троицкие листки ===== **И, оставив их, вышел вон из города в Вифанию и провел там ночь** См. Толкование на [[new:mf:21:01#troickie_listki|Мф. 21:1]] [<10>]