[<10>] ====== Толкования на Мф. 21:21 ====== ===== Свт. Иннокентий (Борисов) ===== Ст. 21-22 **Иисус же сказал им в ответ: истинно говорю вам, если будете иметь веру и не усомнитесь, не только сделаете то, что сделано со смоковницею, но если и горе сей скажете: поднимись и ввергнись в море, - будет; и все, чего ни попросите в молитве с верою, получите** (Не для того ли, между прочим, и проклята смоковница, чтобы показана была на опыте ученикам сила веры? Богочеловек, совершенно зная Своих учеников, не мог не предвидеть, что исполнение проклятия над смоковницей приведет их в изумление и даст Ему повод преподать им незабвенное из-за этого случая для них наставление в вере.) Но вы должны твердо знать, присовокупил Господь, что, приступая в такой молитве, вам надобно прощать все, что вы имеете на кого-либо; иначе и Отец Небесный не простит вам согрешений ваших; а без этого прошения ваши не могут иметь никакой силы [[new:mk:11:25|(Мк. 11,25.26)]]. Последнее наставление, по-видимому, совсем неожиданное, было весьма благовременно для учеников, которые имели в нем большую нужду, и именно теперь. Ибо, при всей доброте их сердца, в них еще не было того бескорыстия и самоотверженности, которые так необходимы людям, предназначенным быть непосредственными провозвестниками воли и путей Промысла и, вследствие этого предназначения, обладающим властью повелевать силами природы. Для них, например, казалось еще похвальным делом низвести с неба огнь для истребления целых селений за то единственно, что жители их не оказали Учителю и им должного уважения [[new:lk:09:54|(Лк. 9, 54)]]. При таком расположении духа учеников вчерашний поступок их Учителя со смоковницей, будучи превратно понят, мог усилить в них ту неправильную и недостойную мысль, что Посланник Божий имеет право употреблять дар чудес по личным Своим побуждениям и даже для отомщения врагам Своим. Тем нужнее было напомнить, что вера без любви ничего не значит как во всяком человеке, так особенно в Посланнике Божьем. Ученики, без сомнения, поняли, к чему клонилось наставление о прощении обид. Между тем, наставление это весьма полезно теперь и для нас тем, что решительно показывает, в каком расположении духа проклята смоковница. Если бы это был поступок по личному неудовольствию, то поступивший таким образом не стал бы рассуждать по этому случаю о великодушии и любви к врагам. **//Последние дни земной жизни Господа нашего Иисуса Христа.//** ===== Прп. Иустин (Попович) ===== **Иисус же сказал им в ответ: истинно говорю вам, если будете иметь веру и не усомнитесь, не только сделаете то, что сделано со смоковницею, но если и горе сей скажете: поднимись и ввергнись в море, - будет** См. Толкование на [[new:mf:21:17#prp_iustin_popovich|Мф. 21:17]] ===== Прав. Иоанн Кронштадтский ===== **Иисус же сказал им в ответ: истинно говорю вам, если будете иметь веру и не усомнитесь, не только сделаете то, что сделано со смоковницею, но если и горе сей скажете: поднимись и ввергнись в море, - будет** Здесь обращаю внимание на слова: **аще не усумнитеся**, которые показывают, что усумнение есть обыкновенная слабость человеческая; Господь и не сказал бы этих слов, если бы люди не были подвержены этой слабости. Итак, неудивительно, что человек усумневается; пока человек совершенно не проникнется Духом Божиим, Который есть Дух истины, дотоле ему все есть возможность сомневаться и не веровать: отец лжи – диавол, не престанет всевать в его ум и сердце хотя на мгновение помыслы сомнения, хотя бы того и не хотел человек. С тех пор как первые человеки вследствие слов духа-искусителя усумнились в истине глаголов Божиих и поверили ему, духу лжи, род человеческий доныне на всех степенях своего умственного и нравственного совершенства, больше или меньше подвержен той же слабости первочеловеков, то есть усумнению в истине, хотя минутному, и в этом отношении все люди – как один. **//Дневник. Том III. 1859-1860.//** ===== Блж. Августин ===== **Иисус же сказал им в ответ: истинно говорю вам, если будете иметь веру и не усомнитесь, не только сделаете то, что сделано со смоковницею, но если и горе сей скажете: поднимись и ввергнись в море, - будет** См. Толкование на [[new:mf:21:20#blzh_avgustin|Мф. 21:20]] ===== Блж. Иероним Стридонский ===== Ст. 21-22 **Иисус же сказал им в ответ: истинно говорю вам: если будете иметь веру и не усомнитесь, не только сделаете то, что сделано со смоковницею, но, если и горе сей скажете: "поднимись и ввергнись в море", - будет. И все, чего ни попросите в молитве с верою, получите** Псы языческие вопиют против вас, в своих свитках (книгах), оставленных в память собственного нечестия, утверждая, что апостолы не имели веры, ибо не могли горы передвигать. На это мы ответим им, что, - по свидетельству Евангелия от Иоанна, - Господом сотворено много знамений, которые если бы были записаны, то [книг] не мог бы вместить мир [[new:in:21:25|(Ин. 21:25)]]. Это значит не то, что мир не мог бы вместить, потому что, - как бы ни были они многочисленны, - это возможно даже для одного шкафа или ящика; это значит то, что мир не мог бы перенести содержания их по величию знамений и своему неверию. Потому мы веруем, что и это делали апостолы, но это не записано с той целью, чтобы неверующим не дать большего повода к спорным возражениям. С другой стороны, спросим их, веруют ли они в те чудеса, о которых есть письменное сообщение, или нет? Когда мы увидим, что они не веруют, то последовательно можем заключить, что не поверят они и большему. Это против них. Впрочем мы, - как мы уже раньше сказали, - под горой понимаем гордящегося дьявола и хвастливо восстающего против Творца Своего: он и у пророка называется горой развращенной. И когда он овладеет душой человеческой, и [так сказать] пустит корни в ней, то апостолами и теми, которые подобны апостолам, может быть передвинут в море, то есть в места соленые, волнистые и горькие, которые не имеют никакой божественной сладости. То же самое читается и в псалмах. Не будем бояться, когда земля будет находиться в смятении и горы будут переноситься в глубину [cor, сердце] моря [[old:ps:045:02|(Пс. 45:2)]]. //**Толкование на Евангелие от Матфея.**// ===== Блж. Феофилакт Болгарский ===== **Иисус же сказал им в ответ: истинно говорю вам: если будете иметь веру и не усомнитесь, не только сделаете то, Что сделано со смоковницею, но если и горе сей скажете: поднимись и ввергнись в море, - будет; и все, что ни попросите в молитве с верою, получите** Велико сие обетование Христа, данное ученикам: мы можем даже горы переставлять, если не будем раздумывать, то есть усомнимся, и все, чего только ни попросим, без всякого сомнения, веруя в силу Божию, получим. Кто-нибудь спросит: что же, если я буду просить чего-либо вредного и при этом неразумно буду веровать, что Бог даст мне это, то ужели получу и это вредное? И как человеколюбивый Бог может исполнить прошение о том, что вредно для меня? Слушай. Во-первых, когда слышишь о вере, то должен разуметь не неразумную, но истинную, равно и молитва, разумеется, испрашивающая полезного, как научил и Господь нас в словах: //"не введи нас в искушение, но избавь нас от лукавого"// (см. [[new:mf:06:13|Мф. 6:13]]) и прочее. А потом обрати внимание на выражение **"не усомнитесь"**. Кто соединен с Богом, так что составляет едино с Ним и никогда от Него не удаляется, как тот может попросить вредного? Таким образом, если мы будем неразлучны с Богом и от Него неотделимы, то будем просить только полезного и получим. //**Толкование на Евангелие от Матфея.**// ===== Евфимий Зигабен ===== **Отвещав же Иисус рече им: аминь глаголю вам: аще имате веру и не усумнитеся, не токмо смоковничное сотворите, но аще и горе: сей речете: двигнися и верзися в море, будет** Подобное же Он сказал им в семнадцатой главе (20 ст.); найди там объяснение, из которого ясно можно понять и это место. Марк же ([[new:mk:11:23|11:23]]) говорит, что Иисус сказал, что //иже аще речет горе сей: двигнися и верзися в море: и не размыслит в сердцы своем, но веру имет, яко еже глаголет, бывает: будет ему, еже аще речет//. Размышлением называет сомнение. Под горой разумеется дьявол по причине высокомерия, а под морем – преисподняя, ад. //**Толкование на Евангелие от Матфея.**// ===== Анонимный комментарий ===== **Иисус же сказал им в ответ: истинно говорю вам, если будете иметь веру и не усомнитесь, не только сделаете то, что сделано со смоковницею, но если и горе сей скажете: поднимись и ввергнись в море, - будет** См. Толкование на [[new:mf:21:20#anonimnyj_kommentarij|Мф. 21:20]] ===== Прот. Иоанн Бухарев ===== Ст. 21-22 **Иисус же сказал им в ответ: истинно говорю вам, если будете иметь веру и не усомнитесь, не только сделаете то, что сделано со смоковницею, но если и горе сей скажете: поднимись и ввергнись в море, - будет; и все, чего ни попросите в молитве с верою, получите** **Аще имате** (если будете иметь) **веру и не усумнитеся** и пр. Эти слова сказал Христос, когда апостолы, увидев иссушение смоковницы, удивились и говорили (**дивишася, глаголюще**): как это вдруг засохла (**како абие изше**) смоковница? Иисус Христос, не отвечая прямо на вопрос апостолов, — что Он сделал это Своею божественною силою, как Сын Божий, указывает, что и они тою же силою, по вере своей в Него, могут творить не только то, что сделано Им с смоковницею, но и двигать горами, т. е. могут творить не только подобные чудеса, но и еще большие. **Если вы будете иметь веру с горчичное зерно, и скажете горе сей: перейди отсюда туда, и она перейдет**, сказано было Господом апостолам после исцеления Им бесноватого отрока [[new:mf:17:20#prot_ioann_buxarev|(17 гл. 20 ст.]] Чит. там и объясн. сего). //Верующий в Меня, дела, которые Я творю, и он сотворит, и больше сих сотворит//, сказал в другое время Господь Иисус [[new:in:14:12|(Ин. 14, 12)]]. **Двинуть горою**, это значит делать невозможное, преодолевать самые великие, невероятные препятствия. **В молитве с верою**: молитва и твердая, чуждая сомнения, вера — самое главное для получения просимого. «Вера, соединенная с молитвою, — говорит один из духовных писателей, — ставит человека лицом к лицу пред Богом Всемогущим и делает его причастником Его всемогущества». **Все получите**, конечно, все то, что Богу угодно, ближним полезно и самим себе (душам своим) невредно (чит. в объясн. [[new:mf:18:19#prot_ioann_buxarev|19 ст. 18 гл.)]]. «Если я буду просить чего-либо вредного и неразумно верую, что Господь дарует мне это, то неужели получу я это вредное потому только, что прошу с верою? — вопрошает блаж. Феофилакт, и отвечает. — Как же Бог будет человеколюбив, если Он исполнит вредное для меня прошение? Когда слышишь о вере, то думай о вере не безрассудной, но истинной, именно о той, о которой говорит Господь, и о молитве той, в которой мы просим полезного». **//Толкование на Евангелие от Матфея.//** ===== Лопухин А.П. ===== **Иисус же сказал им в ответ: истинно говорю вам, если будете иметь веру и не усомнитесь, не только сделаете то, что сделано со смоковницею, но если и горе сей скажете: поднимись и ввергнись в море, — будет** [[new:mk:11:22|(Мк. 11:22-23)]]. Замечательно, что в Своем ответе ученикам Спаситель ни слова не говорит об иссохшей смоковнице. Но что Он считает действие, совершенное над нею, чудом, видно из того, что, по Его словам, подобные же чудеса могут быть следствием веры. О переставлении гор см. прим. к [[new:mf:17:20|17:20]]. //**Толковая Библия.**// ===== Троицкие листки ===== **Иисус же сказал им в ответ: истинно говорю вам, если будете иметь веру и не усомнитесь, не только сделаете то, что сделано со смоковницею, но если и горе сей скажете: поднимись и ввергнись в море, — будет** См. Толкование на [[new:mf:21:18#troickie_listki|Мф. 21:18]] [<10>]