[<10>] ====== Толкования на Мф. 21:25 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== ** крещение Иоанново откуда было: с небес, или от человеков? Они же рассуждали между собою: если скажем: с небес, то Он скажет нам: почему же вы не поверили ему** См. Толкование на [[new:mf:21:18#svt_ioann_zlatoust|Мф. 21:18]] **//Беседы на Евангелие от Матфея.//** ---- См. Толкование на [[new:mf:21:24#svt_ioann_zlatoust|Мф. 21:24]] **//Беседа на слова: какой властью Ты это делаешь?//** ===== Свт. Иннокентий (Борисов) ===== ** крещение Иоанново откуда было: с небес, или от человеков? Они же рассуждали между собою: если скажем: с небес, то Он скажет нам: почему же вы не поверили ему** Книжники молчали, выражая согласие, потому что отвечать на вопрос вопросом, как поступил теперь Господь, не только было делом, весьма обыкновенным у тогдашних книжников иудейских, но еще служило к чести того, кто отвечал таким образом. **«Что вам мнится**, – продолжал Господь, – **крещение Иоанново** (равно как и служение его) **откуду бе: с небеси** (от Бога) **или от человек»** (человеческое изобретение)? Нельзя было найти вопроса, более близкого к делу и в то же время более способного посрамить лукавство синедриона. Народу давно известно было, что служение Иисусово находится в тесной и неразрывной связи со служением Иоанновым, что последний постоянно, до самой смерти своей, свидетельствовал о великом предназначении Первого, называя Его Мессией, а себя Его Предтечей. Поэтому, если Иоанн был пророк, как то признавал почти весь народ, то Иисус должен быть лицо еще высшее: ибо только в отношении к Мессии Иоанн мог называть себя другом жениховым, земным, говорящим от земли, кому надобно умаляться, недостойным того, чтобы – подобно рабу – понести за Ним сапоги [[new:in:01:27|(Ин. 1, 27]], [[new:in:03:28|3:28–31)]]. А потому в вопросе Господа о достоинстве крещения Иоаннова неприметно, но всецело, заключался ответ о достоинстве Его собственного лица и служения; и Он, предлагая им вопрос этот на решение, тем самым отдавал Свое дело, так сказать, на их суд: беспристрастие и решимость, каких только можно было требовать в подобных случаях! Книжники видели, как важен вопрос, чувствовали, что справедливость требует отвечать на него, но не могли сказать ни слова; ловушка, в которую они хотели завлечь Иисуса, была всецело обращена теперь на них самих. Не трудность вопроса связывала язык, привыкший действовать по произволу страстей; если бы они были наедине с Иисусом, то немедленно отвечали бы, что служение Иоанново не заключает в себе ничего Божественного, что он имел какие-либо нечистые, по крайней мере, бесплодные виды: таково было мнение большей части фарисеев о Иоанне и его крещении, почему они и отвергали его [[new:lk:07:30|(Лк. 7, 30)]]. Но в присутствии народа, который весьма уважал Иоанна при жизни, а еще более после его мученической кончины, произнести свое (невыгодное) мнение о его крещении значило подвергнуть себя очевидной опасности. **//Последние дни земной жизни Господа нашего Иисуса Христа.//** ===== Прп. Иустин (Попович) ===== **крещение Иоанново откуда было: с небес, или от человеков? Они же рассуждали между собою: если скажем: с небес, то Он скажет нам: почему же вы не поверили ему** См. Толкование на [[new:mf:21:23#prp_iustin_popovich|Мф. 21:23]] ===== Блж. Иероним Стридонский ===== **крещение Иоанново откуда было: с небес, или от человеков? Они же рассуждали между собою: если скажем: с небес, то Он скажет нам: почему же вы не поверили ему** См. Толкование на [[new:mf:21:24#blzh_ieronim_stridonskij|Мф. 21:24]] ===== Блж. Феофилакт Болгарский ===== **крещение Иоанново откуда было: с небес, или от человеков? Они же рассуждали между собою: если скажем: с небес, то Он скажет нам: почему же вы не поверили ему** См. толкование на [[new:mf:21:23#blzh_feofilakt_bolgarskij|Мф. 21:23]] ===== Евфимий Зигабен ===== **крещение Иоанново откуда было: с небес, или от человеков? Они же рассуждали между собою: если скажем: с небес, то Он скажет нам: почему же вы не поверили ему** См. толкование на [[new:mf:21:24#evfimij_zigaben|Мф. 21:24]] ===== Анонимный комментарий ===== **крещение Иоанново откуда было: с небес, или от человеков? Они же рассуждали между собою: если скажем: с небес, то Он скажет нам: почему же вы не поверили ему** См. Толкование на [[new:mf:21:24#anonimnyj_kommentarij|Мф. 21:24]] ===== Прот. Иоанн Бухарев ===== Ст. 25-27 **крещение Иоанново откуда было: с небес, или от человеков? Они же рассуждали между собою: если скажем: с небес, то Он скажет нам: почему же вы не поверили ему? а если сказать: от человеков, - боимся народа, ибо все почитают Иоанна за пророка. И сказали в ответ Иисусу: не знаем. Сказал им и Он: и Я вам не скажу, какою властью это делаю** **Крещение Иоанново откуду бе** (откуда было): **с небесе или от человек?** Словом **крещение** Господь называет здесь все дело служения Иоанна, как пророка, учителя и Своего предтечи, так как Иоанн тех, которые принимали его учение, крестил в Иордане, где крестил и Иисуса Христа. **С небес**, — от Бога, — **или от человек**, т. е. Бог ли послал Иоанна на служение, или он самовольно начал оное и только обольщал народ? Иисус Христос предложил такой вопрос об Иоанне для того, чтобы изобличить лукавство вопрошавших: этот вопрос был самый близкий к делу и в то же время прямо вел к посрамлению вопрошавших. Они могли знать, какою властию Господь действует, но не хотели; дело Господа и Иоанново было одно и то же — Иоанн начал, Господь продолжал это дело; следовательно, если Иоанн послан от Бога, как не могли не признавать и сами первосвященники и старейшины, то от Бога же и Он — Христос. Тем более могли знать это, что Иоанн говорил всем об Иисусе Христе, что Он Агнец Божий, вземлющий грехи мира, что Он грядущий свыше, Сущий над всеми, Сын Божий, у Которого Иоанн недостоин быть последним слугою [[new:in:01:27|(Ин. 1:27,]] [[new:in:01:29|29;]] [[new:in:03:31|3:31]] и др.). Как же ответили Господу первосвященники и книжники на Его вопрос? Они сначала рассуждали, как ответить, и потом ответили: **не вемы** (не знаем): потому что иначе нельзя было ответить, как прямо признать Господа за Мессию. **Не вемы** (не знаем). Тут новое лукавство и при этом еще ложь и гордость: потому что знали, но не хотели признаться. **Ни Аз вам глаголю** (и Я вам не скажу). **Не скажу**, потому что нечего и говорить: так как это само собою видно и понятно; да если и скажу, все равно — вы не поверите. «Так воплощенная Божия Премудрость, — говорит блаж. Феофилакт, объясняя ответ Господа врагам Его, — уловила сих мудрецов в коварстве их». Так сильна бывает злоба, что готова принять позор, как приняли фарисеи, когда публично сказали относительно служения Иоаннова: **не знаем**, лишь бы не верить в то, во что не хотят верить! **//Толкование на Евангелие от Матфея.//** ===== Лопухин А.П. ===== **крещение Иоанново откуда было: с небес, или от человеков? Они же рассуждали между собою: если скажем: с небес, то Он скажет нам: почему же вы не поверили ему** [[new:mk:11:30|(Мк. 11:30-31;]][[new:lk:20:04| Лк. 20:4-5).]] Когда Иоанн проповедовал и крестил, то власти послали священников и левитов допросить, кто он ([[new:in:01:19|Ин. 1:19]] и сл.). Это, в сущности, равнялось вопросу: какою властью Он это делает и кто дал Ему эту власть. Ответ Иоанна был, конечно, известен иудеям. Он дан был не столько словом, сколько делом. Святая жизнь Иоанна и вся, вообще, его деятельность свидетельствовали о том, что он был послан от Бога. Но этот посланник Божий свидетельствовал об Иисусе Христе, как об агнце Божием, который берет на Себя грехи мира [[new:in:01:29|(Ин. 1:29)]] и проч. Отсюда было видно, какою властью Христос “это” делает и кто дал Ему эту власть: она получена была не от людей, не от первосвященников, книжников, старейшин, а от Самого Бога. Поэтому вопрос Христа, предложенный в таком виде, привел начальников храма в затруднение. Обстоятельство, что они διελογίζοντο παρ' έαυτοΐς — рассуждали между собою, показывает, что они дали ответ на вопрос Христа не сразу. Они подошли к Нему в то время, когда Он учил, и предложили Ему вопрос о власти публично. Он, со Своей стороны, предложил им вопрос также публично. После этого они отошли от Него и начали совещаться, подобно тому, как совещаются между собою разные политические партии. Ничего этого не было бы нужно, если бы Спаситель не был окружен народом. Во время их совещания Спаситель, как нужно предполагать, продолжал говорить с народом. Предметом совещания начальников был вопрос: с небес ли крещение Иоанна? Под крещением здесь разумеется вся вообще его деятельность и посольство. Они называются здесь по главному характеристическому признаку его деятельности и проповеди — крещению. //**Толковая Библия.**// ===== Троицкие листки ===== **крещение Иоанново откуда было: с небес, или от человеков? Они же рассуждали между собою: если скажем: с небес, то Он скажет нам: почему же вы не поверили ему** См. Толкование на [[new:mf:21:23#troickie_listki|Мф. 21:23]] [<10>]