[<10>] ====== Толкования на Мф. 22:21 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **Говорят Ему: кесаревы. Тогда говорит им: итак отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу** См. Толкование на [[new:mf:22:19#svt_ioann_zlatoust|Мф. 22:19]] ===== Свт. Иннокентий (Борисов) ===== **Говорят Ему: кесаревы. Тогда говорит им: итак отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу** Ответ этот удивил всех, потому что сотворен был, так сказать, из ничего. Сами книжники должны были признаться, что это сказано весьма обдуманно и благоразумно. Господь не обратил, по-видимому, никакого внимания на основание вопроса – на права кесаря в отношении иудеев и, вопреки желанию фарисеев, не сказал об этих правах ни слова; но они – явно – и не спрашивали о том. То, напротив, о чем спрашивалось, то есть должно ли давать подати кесарю, не противоречат ли они совести и религии, разрешено так ясно и удовлетворительно, так сходно с нравами народа (житель Востока любит краткие положительные ответы и не терпит отвлеченных рассуждений), даже с правилами тогдашней учености иудейской (у раввинских правоведов издревле принято было за непреложную истину: чья монета, того и царство), что фарисеям ничего не оставалось более делать, как только замолчать и удалиться. **//Последние дни земной жизни Господа нашего Иисуса Христа.//** ===== Свт. Филарет (Дроздов) ===== **Говорят Ему: кесаревы. Тогда говорит им: итак отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу** **Божия Богови**. Что значит здесь: **Божие**? Как воздавать Божие Богу? Чтобы разуметь сие согласно с духом Божественнаго Учителя, надобно к сему придти по Его направлению. Смотря на монету, сказал Он: **воздадите Кесарева Кесареви, и Божия Богови**. Что здесь было **Кесарево**, сказано предварительно: это Кесарев образ и надписание. А что **Божие**? – Остается золото. Кесарь дал монете свой образ и надписание: а золото ея сотворил Бог: почему и глаголет Он у Пророка, //Мое сребро и Мое злато//. Или, может быть, Христос Спаситель имел в мыслях, кроме монеты Римской, находившейся пред глазами Его, другую монету, Еврейскую, – сикль, платимый Иудеями в пользу храма Иерусалимскаго, и таким образом усвояемый Богу. Как бы то ни было, отдать Кесарево Кесарю, конечно, не значит снять с монеты и отдать Кесарю Его образ и надписание; ибо это не в природе вещей. Следственно изречение Господне необходимо принять в значении не столько буквальном, сколько созерцательном и более обширном. Итак воздавать Кесарева Кесареви, значит за благодетельныя для подданных действия Царской власти воздавать неуклонным исполнением соответственных оным верноподданнических обязанностей. Если так обширно по справедливости должно быть значение правила: **воздадите Кесарева Кесареви**, – что скажем о значении другаго правила: **Божия Богови**? Не трудно усмотреть, что значение сего должно быть еще обширнее, поколику власть Божия выше и обширнее власти Кесаря. Не образ только вещей, или какое нибудь положенное на них знамение есть Божие: Божие есть все от глубокой сущности существ до видимаго их явления; все Божие, по праву сотворения, по праву сохранения, по праву управления, ко благу всех творений Божиих, и преимущественно ко благу и блаженству человека. Посему полон силы, и никаким изъятием не может быть ослаблен вопрос Апостола: //что имаши, его же неси приял//? А за сим необходимо следует равносильный вопрос: что же имеешь ты, что не был бы ты обязан воздать вседаровавшему Богу, в чем бы ты мог отказать Богу? **//Слово в день восшествия на Всероссийский Престол Императора Николая Павловича. 1852 г.//** ===== Прп. Исидор Пелусиот ===== **Говорят Ему: кесаревы. Тогда говорит им: итак отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу** Если вселившимся в нас нерадением привнесено что-либо свойственное веществу, а также ведущее к заблуждению или служащее обольстительным кумиром, Господу угодно, чтобы все это повергнуто было нами виновнику и содетелю зла. А если есть в нас какое-либо назнаменование добродетели, какой-либо признак честности, какой-либо знак трезвенности и осторожности, то должны мы думать и быть уверенными, что это Божий дар, и Богу воздавать достойную хвалу. Об этом-то и говорит Господь: **воздадите Кесарева Кесареви, и Божия Богови.** //**Письма. Книга I.**// ===== Прп. Исаак Сирин ===== **Говорят Ему: кесаревы. Тогда говорит им: итак отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу** Ибо не безмолвствующим, но вне безмолвия живущим сказано: ...**воздадите кесарева кесареви, и Божия Богови**, то есть каждому свое, что ближнего, то ближнему, и что Божие, то Богу. Тем, которые живут в ангельском чине, то есть имеют попечение о душе, не заповедано благоугождать Богу чем-либо житейским, то есть заботиться о рукоделии или брать у одного и подавать другому. Поэтому иноку не должно иметь попечения ни о чем таком, что колеблет и низводит ум его от предстояния лицу Божию. //**Слово 14.**// ===== Прп. Серафим Саровский ===== **Говорят Ему: кесаревы. Тогда говорит им: итак отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу** Надобно идти средним путем, не уклонятися //ни на десно, ни на шуе// [[old:pr:04:27|(Притч. 4:27)]] и давать духу духовное, телу - телесное, для поддержания временной жизни потребное. Но не должно также и жизни общественной отказывать в том, что она законно требует от нас, по словам Священного Писания: **Воздадите убо кесарева кесареви, и Божия Богови**. //**Поучения.**// ===== Прп. Иустин (Попович) ===== **Говорят Ему: кесаревы. Тогда говорит им: итак отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу** См. Толкование на [[new:mf:22:15#prp_iustin_popovich|Мф. 22:15]] ===== Блж. Иероним Стридонский ===== **Говорят Ему: кесаревы. Тогда говорит им: итак отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу** Под кесарем не будем видеть указания на [кесаря] Августа, а на его пасынка Тиверия, его преемника на престоле, при котором пострадал Господь. А все римские государи (reges) от первого Каия кесаря, который захватил императорскую власть, назывались кесари [или: называются]. Затем, под Его словами: **отдайте кесарево кесарю**, мы должны понимать денежную подать, деньги, **а Божие - Богу** [указывают] на десятины от первых плодов, приношения и жертвы. И сам Он подобным образом заплатил подать за себя и за Петра [[new:mf:17:start|(Мф. 17)]], и Божие воздавал Богу, исполняя волю Отца [[new:in:06:38|(Ин. 6:38)]]. //**Толкование на Евангелие от Матфея.**// ===== Блж. Феофилакт Болгарский ===== **Говорят Ему: кесаревы. Тогда говорит им: итак отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу** См. Толкование на [[new:mf:22:16#blzh_feofilakt_bolgarskij|Мф. 22:16]] ===== Евфимий Зигабен ===== **Говорят Ему: кесаревы. Тогда говорит им: итак отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу** См. Толкование на [[new:mf:22:19#evfimij_zigaben|Мф. 22:19]] ===== Анонимный комментарий ===== **Говорят Ему: кесаревы. Тогда говорит им: итак отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу** См. Толкование на [[new:mf:22:20#anonimnyj_kommentarij|Мф. 22:20]] ===== Лопухин А.П. ===== **Говорят Ему: кесаревы. Тогда говорит им: итак отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу** [[new:mk:12:17|(Мк. 12:17;]] [[new:lk:20:25|Лк. 20:25)]]. Смысл ответа: служение кесарю не препятствует истинному служению Господу Богу. ===== Троицкие листки ===== **Говорят Ему: кесаревы. Тогда говорит им: итак отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу** См. Толкование на [[new:mf:22:15#troickie_listki|Мф. 22:15]] [<10>]