[<10>] ====== Толкования на Мф. 22:37 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **Иисус сказал ему: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим** См. Толкование на [[new:mf:22:34#svt_ioann_zlatoust|Мф. 22:34]] ===== Свт. Кирилл Александрийский ===== **Иисус сказал ему: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим** Итак, //первая заповедь// [[new:mf:22:38|(Мф. 22:38)]] учит всякому виду благочестия. Ибо //любить Бога всем сердцем// есть основание всякого блага, а вторая содержит справедливое [отношение] к людям. И первая указывает путь ко второй, а вторая составляется из первой. Ибо преуспевший в любви к Богу с очевидностью всячески любит и ближнего, как самого себя. //**Комментарии на Евангелие от Матфея.**// ===== Сщмч. Петр Дамаскин ===== **Иисус сказал ему: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим** Слово Божие, говорит святой Максим, не есть многословие; но все мы, люди, говорим много, и одного слова Божия не исполнили, то есть Бог сказал: **Возлюбиши Господа Бога твоего, от всея души твоея** и прочее. И сколько уже говорили отцы, сколько написали, и еще говорят и пишут, (а мы) и одного этого слова не исполнили. Ибо от всей души, говорит Великий Василий, значит отнюдь не любить чего-либо, вместе с Богом; если же кто свою душу любит, то Бога уже не любит всею душою, но половиною ее. А когда мы и себя самих, и другое бесчисленно (многое) любим, то как можем любить Бога или сказать это? //**Творения. Книга первая.**// ---- Желающий сказать что-либо о любви дерзает говорить о Боге, по слову Иоанна Богослова, который говорит: //Бог любы есть, и пребываяй в любви в Бозе пребывает// ([[new:1in:04:08|1 Ин. 4:8]], [[new:1in:04:16|16]]). О чудо! Эта главнейшая из всех добродетелей естественна. Почему и закон, во-первых, сказал о ней: **возлюбиши Господа Бога твоего… от всея души твоея** и прочее (См.: [[old:vtor:06:05|Втор. 6:5]]). Услышав: от всея души, я пришел в изумление, и не нужны были мне остальные слова. Ибо (изречение): **от всея души**, обнимает и разумную, и раздражительную, и вожделевательную (части), ибо душа состоит из этих трех (сил). И ум (разумная часть) ее всегда размышляет о Божественном; вожделевательная сила одного только Божественного желает непрестанно и отнюдь ничего иного, ибо закон сказал: от всея души, и раздражительность естественно действует против препятствующих такому желанию, и не иначе. И так хорошо сказано, что //Бог любы есть// [[new:1in:04:08|(1 Ин. 4:8)]]; и если Он увидит, что эти три силы души к Нему единому стремятся, как Он заповедал, всячески и Он Сам как благий не только возлюбит, но и вселится и походит в таковой душе, как сказал Он (Ср.: [[new:2kor:06:16|2 Кор. 6:16]]), наитием Духа. А тело поневоле и нехотя, как бессловесное, покорится разуму; и плоть не будет более //похотствовать на дух//, как говорит апостол (Ср.: [[new:gal:05:17|Гал. 5:17]]). //**Творения. Книга вторая.**// ===== Прп. Иустин (Попович) ===== **Иисус сказал ему: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим** Почему Господь поставил эту любовь как первую и наибольшую заповедь, охватывающую все заповеди и все законы неба и земли? Потому что Он ответил на вопрос: что есть Бог? Никто людям не мог ответить на вопрос, что есть Бог. А Спаситель Христос через всю Свою жизнь, через каждое Свое деяние, через каждое Свое слово отвечал на этот вопрос: Бог есть любовь. В этом все благовестие. — А что такое человек? На этот вопрос Спаситель ответил: и человек есть любовь. — Неужели? — скажет кто-нибудь, — что ты говоришь? — Да, и человек есть любовь, ибо он создан по образу Божию. Человек — это отблеск, отражение любви Божией. Бог есть любовь. И человек есть любовь. Значит, в этом мире существуют только двое: Бог и человек — и для меня, и для тебя. Нет ничего более важного в этом мире, кроме Бога и меня, кроме Бога и тебя. //**Из проповедей.**// См. также Толкование на [[new:mf:22:34#prp_iustin_popovich|Мф. 22:34]] ===== Блж. Иероним Стридонский ===== **Иисус сказал ему: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим** См. Толкование на [[new:mf:22:34#blzh_ieronim_stridonskij|Мф. 22:34]] ===== Блж. Феофилакт Болгарский ===== **Иисус сказал ему: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим** См. толкование на [[new:mf:22:34#blzh_feofilakt_bolgarskij|Мф. 22:34]] ===== Ориген ===== **Иисус сказал ему: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим** А теперь, когда Господь, отвечая, говорит: **Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душою твоею и всем разумением твоим** - сия есть первая и наибольшая заповедь, мы научаемся необходимому представлению о заповедях, что есть большая заповедь и что есть меньшие до малейших. Божией, душой, целиком просвещенной светом ведения и разумом, [целиком просвещенным] словом Божиим. И сподобившийся таких даров от Бога, конечно, разумеет, что //весь закон и пророки// [[new:mf:22:40|(Мф. 22:40)]] суть некоторая часть всей премудрости и знания Божиего, и разумеет, что //весь закон и пророки// изначально зависят от любви к Господу Богу и ближнему и связаны с нею и что совершенство благочестия заключается в любви. **//Комментарии на Евангелие от Матфея.//** ===== Евфимий Зигабен ===== Ст. 37-39 **Иисус же рече ему: возлюбиши Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всею мыслию твоею: сия есть первая и болшая заповедь: вторая же подобна ей: возлюбиши искренняго твоего яко сам себе** Зная лукавство их, ответил без всякого упрека на то, о чем спрошен; но присоединил и другую заповедь, порицая ею их за то, что они не только не любят Его, но завидуют и злоумышляют против Него и потому только теперь спрашивают. Если бы они любили, то не искушали бы Его. Вторую назвал подобной первой по величине, так как и она – велика; обе они находятся во взаимной связи и зависимости: кто любит ближнего, тот любит и Бога, соблюдая заповедь Его, а кто не любит ближнего, тот и Бога не любит, не соблюдая заповеди Его. (Вторая не по порядку законодательства, но по значению. Эта заповедь находится в другой части.) //**Толкование на Евангелие от Матфея.**// ===== Прот. Иоанн Бухарев ===== **Иисус сказал ему: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим** Т. е. любить Бога должно больше всего и любить всецело: **всем сердцем**, – чтобы сердце не любило ничего земного больше Бога, **всею душой**, – всем существом своим, со всеми его стремлениями, желаниями и делами, **всем разумением**, – любить разумом своим. **//Краткое толкование Евангелий читаемых на литургии во все воскресные и праздничные дни года.//** ===== Лопухин А.П. ===== Ст. 37-38 **Иисус сказал ему: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим: сия есть первая и наибольшая заповедь** [[new:mk:12:29|(Мк. 12:29-30;]] [[new:lk:10:26|Лк. 10:26-27]]). Слова Марка, пропущенные Матфеем и у [[new:lk:10:27|Луки 10: 27]]: //“слушай, Израиль! Господь Бог наш есть Господь единый,”// могут указывать, что Спаситель разъяснил здесь только то, что спрашивавшему Его законнику было хорошо известно из так называемой еврейский “шемы” (см. Переф. т. 1, с. 40-44), состоявшей из трех отделов [[old:vtor:06:04|Втор. 6:4-9;]] [[old:vtor:11:13|11:13-21]] и[[old:chis:15:38| Чис. 15:37-41,]] с различными славословиями, сопровождающими “шема.” В трактате Берахот (Переф. т. 1, ст. 1-39) содержатся различные постановления относительно чтения шема утром и вечером и вообще при различных обстоятельствах. //**Толковая Библия.**// ===== Троицкие листки ===== **Иисус сказал ему: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим** См. Толкование на [[new:mf:22:34#troickie_listki|Мф. 22:34]] [<10>]