[<10>] ====== Толкования на Мф. 22:43 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **Говорит им: как же Давид, по вдохновению, называет Его Господом, когда говорит** См. Толкование на [[new:mf:22:34#svt_ioann_zlatoust|Мф. 22:34]] **//Беседы на Евангелие от Матфея.//** ---- Видишь ли, что Давид жив? Если бы он не был жив, то Христос не представил бы его свидетелем божества Своего. Притом не сказал: «**как же Давид, по вдохновению**, называл», но: **"называет"**, чтобы показать, что он и теперь при­сутствует и говорит чрез писания. **//Беседа в Великую Седмицу.//** ---- Ст. 43-44 Опять, слыша, что Дух Святый – Господь, еретик приходит в раздражение и разрывается с досады. Как, говорит он, Дух – Господь, когда Он, говоря чрез пророка Давида, про­славляет Сына в словах: **«сказал Господь Господу моему»**? Ви­дишь, возражает он, как Дух, говорящий через пророка, признает своим Господом и Отца и Сына? Итак, что же, братие? Дабы приведенное выражение не было сомнительным для слушателей, обращусь к самому изъяснению этого изречения, раскрою вам смысл этих слов. Спаситель, беседуя однажды с собравшимися иудеями и испытывая, какое суждение и мнение имеет о Нем большин­ство, говорил им: //«что вы думаете о Христе? чей Он сын? Говорят Ему: Давидов»// [[new:mf:22:42|(Мф.22:42)]]. Тогда Господь, опровергая их мнение, сказал далее: **«как же Давид, по вдохновению, называет Его Господом, когда говорит: сказал Господь Господу моему: седи одесную Меня, доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих»**? Выражение: **«по вдохновению»** Спаситель присовокупил не с целью показать, что Дух есть раб Христа, о котором возвещается здесь, а с целью ясно указать на то, что пророк, Духом Святым провидя будущее, исповедует сына своего по плоти воистину Господом. Вопрос, предлагаемый Господом, был не о Духе Святом, а о Нем Самом, именно: сын ли для Давида Гос­подь, или владыка? Итак, Cам Господь, предустраняя клеветы еретиков и охраняя нерушимым достоинство Святого Духа, разрешает спор приводимым возражением. **//Слово о змее, повешенном на кресте Моисеем в пустыне.//** ===== Прп. Иустин (Попович) ===== **Говорит им: как же Давид, по вдохновению, называет Его Господом, когда говорит** См. Толкование на [[new:mf:22:41#prp_iustin_popovich|Мф. 22:41]] ===== Блж. Иероним Стридонский ===== **Говорит им: как же Давид, по вдохновению, называет Его Господом, когда говорит** См. Толкование на [[new:mf:22:41#blzh_ieronim_stridonskij|Мф. 22:41]] ===== Блж. Феофилакт Болгарский ===== **Говорит им: как же Давид, по вдохновению, называет Его Господом, когда говорит** См. Толкование на [[new:mf:22:41#blzh_feofilakt_bolgarskij|Мф. 22:41]] ===== Ориген ===== **Говорит им: как же Давид, по вдохновению, называет Его Господом, когда говорит** Итак, это место достойно рассмотрения того, что желал Спаситель, когда предложил фарисеям вопрос о Христе, дабы они ответили, что думают [о Нем], и какова была причина того, что фарисеи не могли дать ответа. Кто-нибудь попроще из рассуждающих об этом сказал бы, что желанием Спасителя было обуздать дерзость фарисеев, предъявляющих Ему множество [затруднительных] вопросов, а также саддукеев, которые предложили Ему [вопрос] о семи братьях и их одной жене. Итак, поскольку фарисеи и саддукеи, предлагая ответить что-либо, поступали так, видимо, не потому, что желали научиться, как ученики, но искушали Христа, потому и Господу было необходимо предложить вопрос им, утверждающим, что они обладают знанием закона, дабы обличить их перед народом, потому что они не дали ответа на Его вопросы, а Сам Он ответил на все. Ибо Господь был способен по надлежащему учителям положению провозглашать и передавать Божественное учение, а они не узнали самого Пророка, который был вершиной пророков. **//Комментарии на Евангелие от Матфея.//** ===== Евфимий Зигабен ===== Ст. 43-44 **Глагола им: како ибо Давид Духом Господа Его нарицает, глаголя: рече Господь Господеви моему: седи одесную Мене, дондеже положу враги Твоя подножие ногама Твоима** Духом, разумеется, Святым, как сказал Марк ([[new:mk:12:36|12:36]]), а не от себя. //**Толкование на Евангелие от Матфея.**// ===== Лопухин А.П. ===== Ст. 43-44 **Говорит им: как же Давид, по вдохновению, называет Его Господом, когда говорит: сказал Господь Господу моему: седи одесную Меня, доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих** [[new:mk:12:36|(Мк. 12:36;]] [[new:lk:20:42|Лк. 20:42)]]. Ссылка на [[old:ps:109:01|Пс. 109:1]]. В иудейских писаниях этот псалом весь прилагался к Мессии и считался мессианским. Христос не опровергает правильного (в ст. 42) ответа фарисеев, которые назвали Христа Сыном Давидовым, и не считает ответа недостаточным, а напротив, подтверждает его, задавая Свой вопрос в видах его истолкования. Толкование псалма в том смысле, что он во время Христа будто бы был сравнительно недавним произведением, было совершенно неизвестно ни саддукеям, ни фарисеям (Эдершейм). В еврейской Библии псалом надписывается: “ледавид мизмор” (псалом Давида), в греческом LXX так же (ψαλμός τω Δαβίδ). //**Толковая Библия.**// ===== Троицкие листки ===== **Говорит им: как же Давид, по вдохновению, называет Его Господом, когда говорит** См. Толкование на [[new:mf:22:34#troickie_listki|Мф. 22:34]] [<10>]