[<10>] ====== Толкования на Мф. 23:20 ====== ===== Прп. Иустин (Попович) ===== **Итак клянущийся жертвенником клянется им и всем, что на нем** См. Толкование на [[new:mf:23:16#prp_iustin_popovich|Мф. 23:16]] ===== Блж. Иероним Стридонский ===== **Итак клянущийся жертвенником клянется им и всем, что на нем** См. Толкование на [[new:mf:23:16#blzh_ieronim_stridonskij|Мф. 23:16]] ===== Блж. Феофилакт Болгарский ===== **Итак клянущийся жертвенником клянется им и всем, что на нем** См. Толкование на [[new:mf:23:16#blzh_feofilakt_bolgarskij|Мф. 23:16]] ===== Ориген ===== **Итак клянущийся жертвенником клянется им и всем, что на нем** Одним из фарисейских преданий было предание о клянущихся, потому что одни клялись //храмом//, а другие //золотом храма// [[new:mf:23:16|(Мф. 23:16)]], также одни - //жертвенником//, а другие - //даром// жертвенника. И они говорили, что повинен тот, кто поклянется //золотом храма// или //даром//, который на жертвеннике, а кто поклянется //храмом// или //жертвенником//, тот ни в чем не виновен. Поэтому Спаситель, возражая иудеям против таких преданий и желая отвратить их от человеческих преданий и [обратить] к божественным заповедям, говорит, что они //слепые и безумные// [[new:mf:23:19|(Мф. 23:19)]]. Следующие таким преданиям не видят, что все, положенное в храме, освящается не само по себе, но храмом. Так и положенное на жертвеннике считается уже даром Богу оттого, что лежит на жертвеннике. Итак, если причина освящения золота - //храм// и освящения дара - //жертвенник//, как ни покажется безумным, что тот, кто клянется освящающим, - не виновен, а кто поклянется освященным, - тот оказывается виновным, словно бы лучше то, что освящается, чем то, что освящает? А поскольку иудеи имели обычай клясться также //небом//, Господь прибавил к предыдущим словам также и это для порицания тех, кто с большей легкостью клялся //небом//, чем Богом, потому что подобным образом неразумно поступает //клянущийся небом// [[new:mf:23:22|(Мф. 23:22)]], как и //клянущийся храмом// [[new:mf:23:21|(Мф. 23:21)]] или //жертвенником//. Ибо //клянущийся небом//, очевидно, клянется и //Сидящим на нем//, и он не избегает, (как я полагаю), опасности оттого, что клянется не Самим Богом, но //Престолом Божиим// [[new:mf:23:22|(Мф. 23:22)]]. И Господь говорит это иудеям, запрещая людям следовать преданиям фарисеев. А впрочем, выше Он явно вовсе запретил клясться. **//Комментарии на Евангелие от Матфея.//** ===== Евфимий Зигабен ===== Ст. 20-21 **Иже убо кленется олтарем, кленется им и сущим верху его: и иже кленется церковию, кленется ею и Живущим в ней: и кленыйся небесем кленется Престолом Божиим и Седящим на нем** Говорит это не потому, что позволяет клясться, в пятой главе Он запретил всякую клятву, но потому, что иудеи клялись этим... //**Толкование на Евангелие от Матфея.**// ===== Лопухин А.П. ===== **Итак клянущийся жертвенником клянется им и всем, что на нем** Спаситель “говорит это не как дозволяющий клясться. Потому что в пятой главе совершенно (παντελώς) запретил клятву; Он говорит потому, что иудеи клялись этими предметами” (Евфимий Зигабен). //**Толковая Библия.**// ===== Троицкие листки ===== **Итак клянущийся жертвенником клянется им и всем, что на нем** См. Толкование на [[new:mf:23:13#troickie_listki|Мф. 23:13]] [<10>]