[<10>] ====== Толкования на Мф. 23:21 ====== ===== Свт. Кирилл Александрийский ===== Ст. 21-24 **и клянущийся храмом клянется им и Живущим в нем; и клянущийся небом клянется Престолом Божиим и Сидящим на нем. Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что даете десятину с мяты, аниса и тмина, и оставили важнейшее в законе: суд, милость и веру; сие надлежало делать, и того не оставлять. Вожди слепые, оцеживающие комара, а верблюда поглощающие** О фарисеи, говорит Иисус, вы требуете десятины даже с мелкой зелени, а заповеди оставляете, в чем большее преступление! Что же это за заповеди? **Суд**, то есть судить справедливо и непорочно, и **милость**, то есть подлинно [походить на] Бога. Ибо **суд, милость и вера** [[new:mf:23:23|(Мф. 23:23)]] лучше десятин и начатков, приносимых Богу. Потому Бог всяческих и говорит через пророка: «И ныне, Израиль, //чего требует от тебя Господь Бог: действовать справедливо, любить и искать милосердие и быть готовым ходить с Господом Богом твоим//». //**Комментарии на Евангелие от Матфея.**// ===== Свт. Иларий Пиктавийский ===== Ст. 21-24 **и клянущийся храмом клянется им и Живущим в нем; и клянущийся небом клянется Престолом Божиим и Сидящим на нем. Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что даете десятину с мяты, аниса и тмина, и оставили важнейшее в законе: суд, милость и веру; сие надлежало делать, и того не оставлять. Вожди слепые, оцеживающие комара, а верблюда поглощающие** Он порицал сокрытые помыслы их и темные устремления воли, потому что десятину от мяты и укропа, как предписывал закон, они соблюдали - чтобы люди думали, что они и закон исполняют. А сострадание, справедливость, веру и всякое благодеяние они забыли, между тем как все это - настоящая обязанность человека. <...> Богу же смешна их тяга к оцеживанию комара и легкомысленность в проглатывании верблюда, словно бы грехи избегающих были меньше грехов поглощающих. **//Комментарий на Евангелие от Матфея.//** ===== Прп. Иустин (Попович) ===== **и клянущийся храмом клянется им и Живущим в нем** См. Толкование на [[new:mf:23:16#prp_iustin_popovich|Мф. 23:16]] ===== Блж. Иероним Стридонский ===== **и клянущийся храмом клянется им и Живущим в нем** См. Толкование на [[new:mf:23:16#blzh_ieronim_stridonskij|Мф. 23:16]] ===== Блж. Феофилакт Болгарский ===== **и клянущийся храмом клянется им и Живущим в нем** См. Толкование на [[new:mf:23:16#blzh_feofilakt_bolgarskij|Мф. 23:16]] ===== Ориген ===== Ст. 21-24 **и клянущийся храмом клянется им и Живущим в нем; и клянущийся небом клянется Престолом Божиим и Сидящим на нем. Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что даете десятину с мяты, аниса и тмина, и оставили важнейшее в законе: суд, милость и веру; сие надлежало делать, и того не оставлять. Вожди слепые, оцеживающие комара, а верблюда поглощающие** Не только у иудеев, но также у многих из нас можно найти согрешающих такими грехами и **поглощающих верблюда** оттого, что они совершают величайшие преступления; и можно часто видеть людей такого рода, как они проявляют свое благочестие в маловажных вещах. И хорошо Господь называет их //лицемерами//, ибо они, желая снискать набожность //перед людьми//, не хотят принять то благочестие, которое оправдал Бог. Итак, нам следует избегать подобного притворства книжников и фарисеев, чтобы то «//горе//» не относилось к нам так же, как к ним. И я думаю, что можно назвать //книжниками// в нравственном смысле всех, кто думает, что в Писаниях не заложено ничего большего, чем показывает простой текст Писания, и еще презирает тех, кто исследует величие Божие. Следует знать, что как мята, анис и тмин есть приправа для пищи, а не основная пища, так и в нашей жизни есть нечто главное и необходимое для оправдания наших душ, каковое есть **важнейшее в законе: суд, милость и вера**, а остальное приправляет наше поведение, придает ему привлекательность и делает его более приятным, как, например, воздержание от смеха, пост, преклонение колен, пребывание на [молитвенных] собраниях, постоянство причастия и другое подобное этому, что является не самой праведностью, но приправой праведности. А духовные вещи, которые являются праведными сами по себе, называются //судом, милостью и верой//. Поэтому постыдно наблюдать за малейшими вещами (то есть взимать с них десятину), а соблюдения важных вещей не приносить Богу (то есть не взимать с них десятины). //**Комментарии на Евангелие от Матфея.**// ===== Евфимий Зигабен ===== **и клянущийся храмом клянется им и Живущим в нем** См. Толкование на [[new:mf:23:20#evfimij_zigaben|Мф. 23:20]] ===== Лопухин А.П. ===== **и клянущийся храмом клянется им и Живущим в нем** Конструкция стиха одинакова с предыдущим. В ст. 21 и 22 указывается на особые и отдельные виды клятв. Христос и здесь рассуждает, становясь на точку зрения фарисеев и книжников. Они думали, что одни клятвы важны и обязательны, другие — нет. Но если рассуждать безотносительно к тому, дозволительна ли клятва, то нужно утверждать, что всякая клятва священными предметами есть в действительности клятва именем Божиим. //**Толковая Библия.**// ===== Троицкие листки ===== **и клянущийся храмом клянется им и Живущим в нем** См. Толкование на [[new:mf:23:13#troickie_listki|Мф. 23:13]] [<10>]