[<10>] ====== Толкования на Мф. 23:26 ====== ===== Свт. Игнатий (Брянчанинов) ===== **Фарисей слепой! очисти прежде внутренность чаши и блюда, чтобы чиста была и внешность их** «**Очисти прежде**, — говорит Господь, — **внутреннее сткляницы и блюда, да будет и внешнее их чисто**». Сосудами из хрупкого стекла и малоценной глины Господь назвал здесь человеков. //**О молитве Иисусовой. Беседа старца с учеником.**// ===== Прп. Макарий Великий ===== **Фарисей слепой! очисти прежде внутренность чаши и блюда, чтобы чиста была и внешность их** Прежде, до того как было явлено это таинство Духа Христова, до Его пришествия и явления, вся красота праведности была внешней: и закон, и обрезание, и очищение, и жертвы, и приношения, и служения. Но с того времени, как явилось спасительное Слово Христово и даровало Дух Святой в сердца людей, //слово, написанное не чернилами// [[new:2kor:03:03|(2 Кор. 3:3)]], — с этого времени все обретается внутри: служение (стало) внутренним от чистой совести и внутренними (стали) жертвы, ибо Псалмопевец говорит: «//Воздеяние руку моею — жертва вечерняя//» [[old:ps:140:02|(Пс. 140:2)]]. И вообще, (Богом) взыскуется внутренняя чистота и красота души, а таким образом и внешнее может быть подлинно чистым, как говорит Господь: «**Фарисей слепой, очисти прежде внутренность чаши и блюда, чтобы чиста была и внешность их**». Ибо «//Кто сотворил внутреннее, сотворил и внешнее//» [[new:lk:11:40|(Лк. 11:40)]]. Ибо если раньше люди, не имея внутренней чистоты, украшались через праведность закона, (то теперь), когда душа, имея в себе истинного Христа, очистилась от мрака, намного более, (чем раньше), освящается и украшается также и тело, в полноте (своей) действительности. //**Собрание рукописей типа III. Поучение 8.**// ---- <...> осуждая фарисея, вернее же – каждого из нас как слепого по внутреннему человеку и не видящего Божественных тайн, Он тоже говорит: "**Фарисей слепой! Очисти прежде внутренность чаши, чтобы была чиста и внешность**". Ведь старающийся о ясной чистоте того, что внутри, то есть всегда имеющий заботу об уме и о душе, конечно же заодно омоет и внешнее. Об этом прошу: не будем довольствоваться внешними нравами и формами, сделаемся храмом Божиим чистым [[new:1kor:03:16|(1 Кор. 3:16)]], услышим увещевающего нас: "//Чтобы вам быть неукоризненными и чистыми, чадами Божиими непорочными//" [[new:fil:02:15|(Фил. 2:15)]]; а непорочен тот, кто не совершает в сердце беззакония, не имеет пятна или порока или чего-либо подобного [[new:ef:05:27|(Еф. 5:27)]]. //**Собрание рукописей типа III. Поучение 28.**// ===== Прп. Никодим Святогорец ===== **Фарисей слепой! очисти прежде внутренность чаши и блюда, чтобы чиста была и внешность их** Кто имеет в своем сердце страстные и злые помыслы, тот пред Богом, испытывающим сердца и утробы, отвратительный, прелюбодейный и нечистый. Так решил Сам Бог, говоря о злых помышлениях: //«Это оскверняет человека»// [[new:mf:15:20|(Мф. 15:20)]]. И Соломон говорит: //«Мерзость Господеви помысл неправедный»// [[old:pr:15:26|(Притч. 15:26)]]. Если же ты, духовник, освободишь кающегося от таких помыслов, очистишь внутреннее его души от нечистоты, то когда оно станет чистым, то станут, конечно, чистыми и все его внешние деяния и действия, как сказал Господь: **«Очисти прежде внутренность чаши и блюда, чтобы чиста была и внешность их»**. И если освятишь корень, которым является сердце, то, конечно, святыми станут и ветви, которыми являются результаты и дела: //«И если корень свят, то и ветви»// [[new:rim:11:16|(Рим. 11:16)]]. //**Руководство к исповеди.**// ===== Прп. Иустин (Попович) ===== **Фарисей слепой! очисти прежде внутренность чаши и блюда, чтобы чиста была и внешность их** См. Толкование на [[new:mf:23:25#prp_iustin_popovich|Мф. 23:25]] ===== Блж. Иероним Стридонский ===== **Фарисей слепой! очисти прежде внутренность чаши и блюда, чтобы чиста была и внешность их** См. Толкование на [[new:mf:23:25#blzh_ieronim_stridonskij|Мф. 23:25]] ===== Блж. Феофилакт Болгарский ===== **Фарисей слепой! очисти прежде внутренность чаши и блюда, чтобы чиста была и внешность их** См. Толкование на [[new:mf:23:25#blzh_feofilakt_bolgarskij|Мф. 23:25]] ===== Ориген ===== **Фарисей слепой! очисти прежде внутренность чаши и блюда, чтобы чиста была и внешность их** См. Толкование на [[new:mf:23:25#origen|Мф. 23:25]] ===== Евфимий Зигабен ===== **Фарисее слепый, очисти прежде внутреннее сткляницы и блюда, да будет и внешнее има чисто** Когда очищается душа, то очищается и тело, а когда очищается тело, то не очищается этим и душа, Поэтому нужно очистить душу, чтобы стало чистым и тело. //**Толкование на Евангелие от Матфея.**// ===== Лопухин А.П. ===== **Фарисей слепой! очисти прежде внутренность чаши и блюда, чтобы чиста была и внешность их** ([[new:lk:11:40|Лк. 11:40-41).]] Это значит: прекрати хищения и невоздержность (неправду), тогда то, что ты будешь есть и пить, чем наполняются разные сосуды, будет чисто, и тебе не встретится надобности много рассуждать и заботиться о внешней, наружной чистоте сосудов. По поводу слов Спасителя в этом стихе ведутся иногда очень мелочные рассуждения о том, разумел ли Он здесь людей или сосуды, приглашал ли людей быть чистыми, или говорил о чистоте сосудов. При сравнении стиха с указанными параллелями Евангелия Луки, действительно, возникают некоторые затруднения. Но они, вообще, не важны. Вся речь, очевидно, образная и Христос приглашает, собственно, к нравственной чистоте людей, а не говорит о том, что они должны очищать сосуды. //**Толковая Библия.**// ===== Троицкие листки ===== **Фарисей слепой! очисти прежде внутренность чаши и блюда, чтобы чиста была и внешность их** См. Толкование на [[new:mf:23:23#troickie_listki|Мф. 23:23]] [<10>]