[<10>] ====== Толкования на Мф. 23:34 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **Посему, вот, Я посылаю к вам пророков, и мудрых, и книжников; и вы иных убьете и распнете, а иных будете бить в синагогах ваших и гнать из города в город** См. Толкование на [[new:mf:23:29#svt_ioann_zlatoust|Мф. 23:29]] ===== Прп. Иустин (Попович) ===== Ст. 34-36 **Посему, вот, Я посылаю к вам пророков, и мудрых, и книжников; и вы иных убьете и распнете, а иных будете бить в синагогах ваших и гнать из города в город; да придет на вас вся кровь праведная, пролитая на земле, от крови Авеля праведного до крови Захарии, сына Варахиина, которого вы убили между храмом и жертвенником. Истинно говорю вам, что все сие придет на род сей** Фарисеи и книжники всех веков и всех континентов: вся их душа вызмеилась из демонизма, вылупилась из диавольской философии мира. Таковы порожденiя ехиднины, убиваютъ, распинаютъ, бьютъ всех богопроповедников, богоносцев. Даже и самых дивных и самых убедительных: носителей и переносчиков Христа Богочеловека, Его солнц, Его рая, Его Истины, Его Любви, Его Мудрости. И это они делают сознательно. Это верх фарисейства: открыто восставать и убивать все, что Христово, все Богочеловеческое. Маска сброшена: фарисейство в своей основе есть христоборчество, христоубийство. А это значит: фарисейство - это демонизм, диавольство, сатанизм. Поэтому оно не переносит Христа, и ничего Христового. Его жизненный закон: гнать, убивать, распинать все Христово. И фарисеи это делают всеми средствами. Так Европа европейскими фарисеями всех родов превращена в мучилище: в христомучилище. Да, да, фарисеи - это главные христоубийцы: вся кровь человеческая, пролитая от начала мира, это дело человеческого фарисейства: оно всегда восставало против Бога, против правды Божией, против носителя Божиего во всем человеческом: начиная от Авеля и до самого завершения мира и его человеческой истории. Истина о последнем действии вселенской драмы: о конце мира. Начальное действие: рай; завершающее? - Страшный суд. И все ему предшествующее в течение веков. В истории человеческого рода, которая разыгрывается на этой планете, созревают и зло, и добро, развиваются до своих огромнейших размеров. Зло земли слышно по всем мирам, также как и добро земли; ибо злые люди населяют ад, добрые же - рай. Значит: и земное зло, и земное добро далеко превосходят физические и географические границы земли. Земля - малый мир по физическому объему, но огромный и необъятный по объему духовному и нравственному. И самое маленькое твое добро, человек, смотри: уже видно из тех миров; точно также и твое самое малое зло. Ибо и самое малое добро твое отнесет в рай частичку твоей души, и точно так же даже самое маленькое зло отнесет частицу души твоей в ад. Так или иначе, человек принадлежит не земле, но тем мирам; через землю он только проходит, и с нее уходит в те миры. Земля это как бы планета отталкивания; оттолкнувшись от нее, человек может прыгнуть или в рай, или в ад. За человека борются и рай, и ад, потому история рода человеческого так серъезна и страшна. Поэтому она и завершается Страшным судом. Конец мира и не может быть иным. Всеведущий и Всевидящий Господь должен сказать Свое непогрешимое мнение о каждом человеческом существе и о всем роде человеческом совокупно. Почему? Потому что любое существо ниже Бога ошиблось бы и согрешило бы в отношени человека и человеческого рода, ибо никто не знает, что есть в человеке, кроме Всевидящего и Всеведущего Бога и Господа. Об этом драматическом конце мира нам открывает нечто всеведущий Господь Иисус Христос перед Своим отшествием из этого мира. //**Толкование на Евангелие от Матфея.**// ===== Блж. Иероним Стридонский ===== **Посему вот Я посылаю к вам пророков, и мудрецов, и книжников, но вы из них [одних] умертвите и распнете на кресте, а [других] из них будете бичевать в собраниях ваших и преследовать из города в город** То, что мы сказали прежде [именно, что слова]: Дополняйте же меру отцов ваших относятся к Господу, потому что Он должен был быть умерщвлен ими, [эти слова] могут быть отнесены и к ученикам Его, о которых Он теперь говорит: **Вот Я посылаю к вам пророков и мудрецов, и книжников и [одних] из них вы умертвите и распнете на кресте, и будете бичевать в собраниях ваших и преследовать из города в город.** Вместе с тем обрати внимание на слова апостола, пишущего к Коринфянам [[new:1kor:07:17|(1 Кор. 7:17-24)]], что различны дары учеников Христовых: одни [из них] - пророки, предвозвещающие будущее, другие - мудрецы, знающие, когда должно произносить речи, третьи - книжники, ученейшие в законе [[new:1kor:12:10|(1 Кор. 12:10)]]; из них Стефан был побит камнями, Павел обезглавлен, Петр распят на кресте; в книге Деяний Апостольских [сообщается, что] ученики были подвергаемы бичеваниям; и изгоняли они их из одного города в другой, изгоняя из Иудеи, так что они перешли к народам языческим. //**Толкование на Евангелие от Матфея.**// ===== Блж. Феофилакт Болгарский ===== **Посему, вот Я посылаю к вам пророков, и мудрых, и книжников; и вы иных убьете и распнете, а иных будете бить в синагогах ваших и гнать из города в город** Обличает ложь их слов: //"если бы мы были во дни отцов наших, не убивали бы пророков"// [[new:mf:23:30|(Мф. 23:30)]]. Вот, говорит, Я посылаю пророков, мудрых и книжников, но и их вы убьете. Речь идет об апостолах; Святой Дух поставил их учителями, пророками, исполненными всякой мудрости. Словами: **"Я посылаю"** являет власть Своего Божества. //**Толкование на Евангелие от Матфея.**// ===== Евфимий Зигабен ===== **Сего ради, се, Аз послю к вам пророки и премудры и книжники: и от них убиете и распнете, и от них биете на сонмищах ваших, и изженете от града во град** **Сего ради...** ради того, что вы дополните меру злобы отцов своих. Сказал: **послю**, указывая на Божественное достоинство. Пророками, мудрыми и книжниками называет апостолов и их преемников – пастырей и учителей Церкви, как достойных пророческого дара, умудренных Им и знающих Писание. Слова **от них** показывают, что не всех будут бить и не всех убьют. //**Толкование на Евангелие от Матфея.**// ===== Ориген ===== **Посему, вот, Я посылаю к вам пророков, и мудрых, и книжников; и вы иных убьете и распнете, а иных будете бить в синагогах ваших и гнать из города в город** В самом деле, одни - жалкие книжники закона, а другие - книжники, посылаемые Христом согласно Евангелию, чей дух животворит и буква не убивает, как буква закона: потому что следующие букве закона впадают в неверие и пустые суеверия, а следующие букве Евангелия (то есть его простому повествованию) спасаются, потому что даже простого евангельского повествования достаточно более простым [людям] для спасения. И если ты посмотришь на книжников закона и фарисеев, действующих не только против **мудрых** Евангелия и **пророков** Христовых, но даже против **книжников** нового завета, ты увидишь (насколько тебе возможно) , каким образом они убивают **пророков** Христовых, распинают **книжников**, очерняя их слова, и бьют в своих **синагогах**. Поэтому можно часто слышать у еретиков, которые суть духовные фарисеи, каким образом они своими языками, словно бы некими бичами злословия, избивают христиан и гонят **из города в город** - иногда телесно, а иногда духовно, желая изгнать их словно бы **из** собственного **города** закона, пророков, Евангелия и апостолов, и гонят их своими лживыми уверениями, словно преследованиями, **в** другой и некий чуждый **город** какого- другого евангелия. **//Комментарии на Евангелие от Матфея.//** ===== Лопухин А.П. ===== **Посему, вот, Я посылаю к вам пророков, и мудрых, и книжников; и вы иных убьете и распнете, а иных будете бить в синагогах ваших и гнать из города в город** У [[new:lk:11:49|Луки 11:49]] это — не собственные слова Христа, но цитата из речи премудрости. Но откуда именно, из какой книги взята эта цитата, совершенно неизвестно. Предполагают даже, что у [[new:lk:11:49|Лк. 11:49]] слова: “потому и премудрость Божия сказала” могли быть вставкой самого евангелиста в речь Христа, а под σοφία он мог разуметь Его Самого. Другие думают, что у Луки ссылка на [[old:2par:24:18|2 Пар. 24:18-22]]; но отыскать здесь сходство трудно. Матфей не говорит, что слова 34 стиха есть цитата и не делает на это никакого намека. Самое лучшее мнение то, что цитата, если только она здесь есть, заимствована из неизвестного источника. Следует обратить внимание, что некоторые выражения разбираемого отдела отличаются сходством с несколькими стихами [[old:3ezd:01:start|3 Езд. 1.]] Это можно видеть из следующего сравнения: [[old:3ezd:01:06|3 Ездры: 1:6]]// Грехи родителей их возросли в них.// [[old:3ezd:01:26|1:26]] //Вы осквернили руки ваши кровью, и ноги ваши быстры на совершение человекоубийства.// [[old:3ezd:01:30|1:30]] //Я собрал вас, как курица птенцов своих под крылья свои.// [[old:3ezd:01:32|1:32]] //Я послал к вам рабов Моих, пророков; вы, схвативши их, умертвили — и растерзали тела их. Кровь их Я взыщу, говорит Господь.// [[old:3ezd:01:33|1:33]] //Так говорит Господь Вседержитель: дом ваш пуст.// Могло быть, что в книге Ездры эти места были заимствованы из Евангелий. Время происхождения книги в настоящее время еще не определено точно; наиболее вероятное предположение, что она написана при Домициане (81-96 г.) и впоследствии была дополнена (см. Шюрер 3:328). Под пророками, мудрыми и книжниками разумеются христианские учители. Они называются так в соответствии с различными еврейскими названиями должностных лиц. В отличие от ложных пророков, мудрых и книжников, которых обличает Христос, это истинные. На многих из них, как известно из истории, слова Его исполнились буквально (см. например, [[new:act:12:02|Деян. 12:2;]] Евс. Ц. И. 3:32 — о распятии Симеона и проч.). //**Толковая Библия.**// ===== Троицкие листки ===== **Посему, вот, Я посылаю к вам пророков, и мудрых, и книжников; и вы иных убьете и распнете, а иных будете бить в синагогах ваших и гнать из города в город** См. Толкование на [[new:mf:23:23#troickie_listki|Мф. 23:23]] [<10>]