[<10>] ====== Толкования на Мф. 23:35 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **да придет на вас вся кровь праведная, пролитая на земле, от крови Авеля праведного до крови Захарии, сына Варахиина, которого вы убили между храмом и жертвенником** См. Толкование на [[new:mf:23:29#svt_ioann_zlatoust|Мф. 23:29]] ===== Свт. Кесарий Арелатский ===== **да придет на вас вся кровь праведная, пролитая на земле, от крови Авеля праведного до крови Захарии, сына Варахиина, которого вы убили между храмом и жертвенником** См. Толкование на [[new:otkr:18:21#svt_kesarij_arelatskij|Откр. 18:21]] ===== Прп. Иустин (Попович) ===== **да придет на вас вся кровь праведная, пролитая на земле, от крови Авеля праведного до крови Захарии, сына Варахиина, которого вы убили между храмом и жертвенником** См. Толкование на [[new:mf:23:34#prp_iustin_popovich|Мф. 23:34]] ===== Блж. Иероним Стридонский ===== Ст. 35-36 **Да придет на вас вся кровь праведная, пролитая на земле, от крови Авеля праведного до крови Захарии, сына Варахиина, которого вы убили между храмом и жертвенником. Истинно говорю вам, что все сие придет **[venient = придет]** на род сей** Относительно Авеля нет никакого сомнения, потому что он тот, которого убил брат его Каин. А праведным он называется не только в настоящем упоминании о нем Господа, но это подтверждается и свидетельством книги Бытия [[old:gen:04:04|(Быт. 4:4)]], когда говорится, что дары его приняты от Бога. Спрашивается, кто был этот Захария, сын Варахии, потому что мы имеем сведения (legimus) о многих Захариях. Но чтобы нам не открылась легкая (libera) возможность впасть в заблуждение, присоединено: **которого вы убили между храмом и жертвенником**. У различных писателей я узнал различное, и должен изложить отдельные мнения. Одни Захарией, сыном Варахии, называют того, который был одиннадцатым из двенадцати пророков, и с этим согласно имя его отца; но когда он был умерщвлен между храмом и жертвенником, об этом Писание не говорит. Другие под Захарией разумеют отца Иоанна [Крестителя], основываясь на вымысле некоторых сокровенных книг (apocryphorum); они утверждают, что этот Захария был убит потому, что проповедовал пришествие Спасителя. Так как это утверждение не имеет твердого основания (auctoritatem) в Священном Писании, то и отвергается оно с такой же легкостью, с какой доказывается. Третьи предполагают (volunt), что это тот Захария, который был умерщвлен царем Иоасом между храмом и жертвенником, как сообщает повествование о царях. Но при этом необходимо иметь в виду, что тот Захария был сыном не Варахии, а сыном священника Иойада (русск. Иодай). Поэтому Священное Писание и присоединяет: //Иоас не вспомнил об отце его Иойаде что он сделал ему добро// [[old:2par:24:22|(2 Пар. 24:22)]]. Итак, хотя мы имеем и Захарию, и хотя относительно места убиения его замечается согласие, однако спрашивается, почему он называется сыном Варахии, а не Иойада (Иодая)? //Варахия// на нашем языке значит: //благословенный Господа//, а имя священника //Иойад// - //праведность//, в переводе с еврейского языка. В Евангелии, которым пользуются назареяне, мы находим вместо слов: //сына Варахии// слова: //сына Иойада//. Более простые братья из нас между развалинами храма и жертвенника или при входах во врата, ведущие в Силоам, показывают красные камни и воображают, что они окроплены кровью Захарии. Но не будем осуждать заблуждения их, происходящего из ненависти к иудеям и из благочестивой веры. - Скажем кратко о том, почему кровь Авеля праведного и далее до крови Захарии, сына Варахии, взыщется с этого рода, хотя он не умертвил ни одного из них? Правило Священного Писания таково, что оно представляет два рода людей: добрых и злых, - как бы каждый род тех и других (singulorum singulas) отдельно. Возьмем примеры указания на добрых: //Кто взойдет на гору Господню, или кто станет на святом месте Его// [[old:ps:023:03|(Пс. 23:3)]]. А когда он описал многих, которым предстоит взойти на гору Господню, хотя они разного времени, в конце присоединяет: //Таков род ищущих Его, ищущих лица Твоего, Боже Иакова// [[old:ps:023:06|(Пс. 23:6)]]: И в другом месте о всех в совокупности святых говорится: //род правых благословится// [[old:ps:111:02|(Пс. 111:2)]]. О злых же говорится как в настоящем месте: //Род ядовитых змей// и: //Взыщется все с этого рода.// Также и в книге Иезекииля пророческое слово, описав грехи земли, прибавляет: //И если бы нашлись в ней сии три мужа//: Ной, Даниил и Иов, [и тогда] //Я не прощу грехов земли той// [[old:iez:14:14|(Иез. 14:14)]]; оно хочет, чтобы под Ноем, Иовом и Даниилом были понимаемы все праведники, которые своими добродетелями подобны им. Таким же образом и эти, действующие против апостолов, подобно Каину и Иоасу, представляются людьми одного рода. //**Толкование на Евангелие от Матфея.**// ===== Блж. Феофилакт Болгарский ===== Ст. 35-36 **Да придет на вас вся кровь праведная, пролитая на земле, от крови Авеля праведного до крови Захарии, сына Варахиина, которого вы убили между храмом и жертвенником. Истинно говорю вам, что все сие придет на род сей** Вся кровь, неправедно пролитая, по словам Господа, должна прийти именно на тогдашних иудеев. Они будут наказаны тяжелее, чем отцы, так как не вразумились после стольких примеров; так некогда Ламех, живший после Каина, был наказан более его, хотя и не убил брата; наказан же тяжелее потому, что не вразумился примером кары Каина. Придет, согласно словам Господа, вся кровь от Авеля до Захарии. Не без основания упомянуто здесь об Авеле: он, как и Христос, убит, пострадав от зависти. Но о каком Захарии здесь упоминается? Одни говорят, что этот Захария один из числа двенадцати малых пророков, а по мнению других, это отец Предтечи. До нас дошло сказание, что в храме было особое место, где стояли девы. Захария, будучи первосвященником, поставил здесь с девами Богородицу после рождения от нее Христа; иудеи, негодуя, что он родившую поместил с девами, убили его. Нет ничего удивительного, если у отца Предтечи Захарии отца звали Варахиею, как и у Захарии-пророка отец назывался. Возможно, что как они сами были соплеменники, так совпали и имена отцов их. //**Толкование на Евангелие от Матфея.**// ===== Евфимий Зигабен ===== **Яко да приидет на вы всяка кровь праведна, проливаемая на земли, от крове Авеля праведнаго до крове Захарии сына Варахиина, егоже убисте между церковию и олтарем** **Яко да приидет на вы всяка кровь праведна, проливаемая на земли** Под кровью понимай осуждение за кровь, т.е. за убийство. Пусть придет на вас осуждение за кровь всякого проповедника, пролитую на землю. А Лука ([[new:lk:11:50|11:50]]) сказал: //да взыщется кровь всех пророк//, которая пролита родом этим от создания мира. Слова эти указывают на нечто ужасное. Кто знает, как наказаны были прежние грешники, и тем не менее подражает им, тот достоин наказания всех их, т.е. должен дать ответ за каждого из них, потому что не вразумился их примерами. Даже некоторых из этих вы, говорит, убьете, чтобы потерпеть наказание за всякое прежде совершенное убийство праведника. Они слышали, что за Каина отмстится всемеро, а за Ламеха – в семьдесят раз всемеро, потому что не вразумились предшествующим примером. **От крове Авеля праведнаго до крове Захарии сына Варахиина, егоже убисте между церковию и олтарем** Кстати упомянул об Авеле, показывая, что и это убийство совершено по зависти. Относительно Захарии одни говорят, что это один из двенадцати пророков, другие – что так называвшийся сын Иоддая, третьи – что это Азария, а большинство – что отец Иоанна Крестителя, – так как, говорят, из неписанного предания известно, что в храме было место, назначенное для девиц, и он позволил однажды стоять там уже после рождения Спасителя Богородице, говоря, что Она Дева, – за что и был убит между храмом и находящимся вне жертвенником. //**Толкование на Евангелие от Матфея.**// ===== Лопухин А.П. ===== **да придет на вас вся кровь праведная, пролитая на земле, от крови Авеля праведного до крови Захарии, сына Варахиина, которого вы убили между храмом и жертвенником** [[new:lk:11:50|(Лк. 11:50-51).]] При рассмотрении этого стиха первый вопрос о том, почему были виноваты современные Христу книжники и фарисеи и народ иудейский, что на них должна была прийти вся кровь праведная от крови Авеля до крови Захарии. В убийстве Авеля был виновен Каин, а не они. Почему же они подлежали за это, согласно словам Христа, ответственности? Это объясняется тем, что в жизни как отдельных лиц, так и целых обществ и даже народов бывает сосредоточение как добра, так и зла. Убийство Авеля было выражением злобы Каина; но эта злоба развилась и дошла до чрезвычайного усиления в современных Христу фарисеях и книжниках. Отсюда обычное библейское воззрение, что потомки наказываются за грехи отцов, грехи, в которых потомки, собственно, неповинны фактически. Современные Христу книжники и фарисеи были так развращены, так худы, что должны были нести ответственность и за прежние преступления, потому что не только были способны и готовы совершить их, но и гораздо большие. История убийства Каином Авеля известна, и ее нет надобности повторять. Это было первое убийство человека, совершенное в мире. Следовало бы ожидать, что Христос укажет затем на последнее убийство, желая обозначить кратко все промежуточные убийства, от начала до конца. Он указывает на убийство Захарии, сына Варахиина. Какой Захария здесь имеется ввиду? Иероним принимает, что упоминаемый в Евангелии Матфея Захария был тот, который убит Иоасом, царем иудейским между храмом и жертвенником (inter templum et altare). Но следует заметить, говорит Иероним, что этот Захария не был сыном Варахии, а священника Иодая. In Evangelio quo utuntur Nazareni, pro filio Barachiar, filium Joiadae reperimus scriptum (в Евангелии, которым пользуются назаряне, находим, что вместо сына Варахии в нем написано сын Иодая). Новейшие толкователи, согласно с Иеронимом, держатся мнения, что это был Захария, убитый Иоасом ([[old:2par:24:20|2 Пар. 24:20]] и сл.). Наименование же отца его Варахией объясняют тем обстоятельством, что отец мог носить два имени: Варахия и Иодай. //**Толковая Библия.**// ===== Троицкие листки ===== **да придет на вас вся кровь праведная, пролитая на земле, от крови Авеля праведного до крови Захарии, сына Варахиина, которого вы убили между храмом и жертвенником** См. Толкование на [[new:mf:23:23#troickie_listki|Мф. 23:23]] [<10>]