[<10>] ====== Толкования на Мф. 24:5 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **ибо многие придут под именем Моим, и будут говорить: "Я Христос", и многих прельстят** См. Толкование на [[new:mf:24:01#svt_ioann_zlatoust|Мф. 24:1]] ===== Прп. Иустин (Попович) ===== **ибо многие придут под именем Моим, и будут говорить: "Я Христос", и многих прельстят** См. Толкование на [[new:mf:24:03#prp_iustin_popovich|Мф. 24:3]] ===== Сщмч. Онуфрий (Гагалюк) ===== **Ибо многие придут под именем Моим, и будут говорить: "Я Христос", и многих прельстят** Как это случится? Неужели человек может дойти до такого состояния ослепления и лжи, что будет считать себя Спасителем Богом? Объясняется это безумной гордостью, в какую человек может впасть лишь под влиянием сатаны, в состоянии духовной ненормальности. Такой безумец вначале мог вести и строгую подвижническую жизнь. Ослепление же это духовное в нем стало, когда он вышел из послушания Церкви и стал на путь самочиния. Вот где корень такого безумия у людей. Кто находится в общении и полном послушании у Церкви Православной, тот всегда с Богом и Им хранится от всякого ядовитого прилога сатаны: такой христианин преуспевает в смирении и у него никогда не может появиться сравнения себя с добрыми подвижниками и угодниками Христовыми, тем более он гонит от себя такие уродливые мысли, чтобы человек считал себя Христом Богочеловеком! Несчастные гордецы! Они даже не понимают, что являются игрушкой в руках сатаны! //**В защиту христианской веры. Размышления на избранные места Священного Писания.**// ===== Блж. Иероним Стридонский ===== **Ибо многие придут под именем Моим, и будут говорить: "Я Христос", и многих прельстят** Одним из них был Симон Самарянин, о котором мы читаем в Деяниях апостолов и который называл себя великой силой Божией [[new:act:08:09|(Деян 8:9-10)]], распространяя в своих свитках между прочим и следующее: "Я Слово Божие, я блистательный, я утешитель, я всемогущий, я все божественное". С другой стороны (Sed), и апостол Иоанн говорит в своем послании: //Вы слышали, что придет антихрист, и теперь появилось много антихристов// [[new:1in:02:18|(1 Ин. 2:18)]]. Я полагаю, что все вожди еретиков - антихристы и от имени Христа учат тому, что противно Христу. Неудивительно, что некоторые введены ими в заблуждение, так как Господь сказал: И многих прельстят. //**Толкование на Евангелие от Матфея.**// ===== Блж. Феофилакт Болгарский ===== **ибо многие придут под именем Моим, и будут говорить: "Я Христос", и многих прельстят** См. Толкование на [[new:mf:24:04#blzh_feofilakt_bolgarskij|Мф. 24:4]] ===== Ориген ===== **ибо многие придут под именем Моим, и будут говорить: "Я Христос", и многих прельстят** См. Толкование на [[new:mf:24:04#origen|Мф. 24:4]] ===== Евфимий Зигабен ===== **ибо многие придут под именем Моим, и будут говорить: "Я Христос", и многих прельстят** См. Толкование на [[new:mf:24:04#evfimij_zigaben|Мф. 24:4]] ===== Лопухин А.П. ===== **ибо многие придут под именем Моим, и будут говорить: “Я Христос”, и многих прельстят** [[new:mk:13:06|(Мк. 13:6;]] [[new:lk:21:08|Лк. 21:8)]]. Та же мысль, но в совершенно других выражениях повторяется у Матфея дальше (23-26) и в параллелях у Марка [[new:mk:13:21|(13:21-22)]] и Луки [[new:lk:17:23|(17:23)]]; у последнего в другой связи. Вопрос о соответствии слов Христа исторической действительности поднимался уже Оригеном, который говорил, что во время апостолов немногие люди называли себя христами, разве только Досифей, самарянин, почему (его последователи) и называются досифеанами; и еще Симон, о котором сообщается в Деяниях апостольских, возвещавший о себе, как о великой силе Божией (qui se virtutem esse Dei magnam pronunciabat). Кроме них, насколько Оригену известно, не было (лжехристов) ни прежде, ни после. Феофилакт говорит о тех же лицах, как и Ориген; но Зигабен прибавляет еще Менандра “и других”. Иероним — только о Симоне волхве; позднейшие экзегеты еще о Февде и неизвестном египтянине, о котором сообщает Иосиф (Война 2:12) и Лука [[new:act:21:38|(Деян. 21:38)]]. Чтобы объяснить, почему так мало известий о лицах, принимавших на себя имя Мессии, скажем, что эти лица — ψευδόχριστοι — были всегда слишком микроскопичны, чтобы оставить по себе глубокие следы в истории. Несомненно, что и в настоящее время существует множество лиц (среди, например, хлыстов), называющих себя “христами” и “богородицами”; но всякий, подробно незнакомый с историей хлыстовства, затруднился бы назвать определенные имена принимающих такое название лиц. То же могло быть и в промежутках между смертью Христа и временем разрушения Иерусалима. Мессианское ожидание, сильно развитое в то время и породившее целую мессианскую литературу, не могло быть только теоретическим, но, несомненно, выражалось и практически, хотя мы в точности и не можем назвать лиц, принимавших на себя название Мессии. Весьма вероятно, что примеры Февды и египтянина не были единственными, как это обыкновенно бывает. Что касается до существования лжемессий после разрушения Иерусалима, то их было множество, они существуют, как мы сказали выше, и в настоящее время и, без сомнения, появятся в большом числе пред окончательной мировой катастрофой, за которой последует полное обновление настоящего грешного мира. Слово “прельстят” в русском переводе так же неточно, как и в ст. 4. **//Толковая Библия.//** ===== Троицкие листки ===== **ибо многие придут под именем Моим, и будут говорить: “Я Христос”, и многих прельстят** См. Толкование на [[new:mf:24:03#troickie_listki|Мф. 24:3]] [<10>]