[<10>] ====== Толкования на Мф. 24:7 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **ибо восстанет народ на народ, и царство на царство; и будут глады, моры и землетрясения по местам** См. Толкование на [[new:mf:24:01#svt_ioann_zlatoust|Мф. 24:1]] ===== Прп. Иустин (Попович) ===== **ибо восстанет народ на народ, и царство на царство; и будут глады, моры и землетрясения по местам** То, что причина войн грех, а через него сам диавол, доказывается также и тем, что в человеческом мире помимо войн будут еще и **глады, моры и землетрясенiя по местамъ**. Все это превосходит чисто человеческие силы и возможности; тут уже начинается непосредственная деятельность «духовъ злобы поднебесныхъ». Разлитое через человека по физической природе, зло бросает в жар всю природу, сотрясает ее своими лихорадками, хаотизирует ее, вбрасывая себя и свой демонизм в божественное устройство вселенной. Природа в сущности - нравственное существо, моральное создание; она откликается на присутствие зла также, как и на присутствие добра. Земля начала произращать терние и сорную траву только тогда, когда грех вошел в нее через человека. Символика: мир физический восстал против человека, потому что тот ввел в него разрушительную силу зла: грех, и через грех - смерть. Природа мстит человеческому роду через неурожаи, голод, моры, землетрясения. Природа всегда чувствует и знает: или Бога, или диавола. Отрицая Бога, человек стал единственным существом, единственным выродком среди всех существ, который не признает Бога. Этого даже и диавол не делает. В этом и заключается трагическая, но и комическая «оригинальность» человека. Но и вся обесприродненность его. А когда он при этом не признает даже и диавола, тогда он воплощение, олицетворение одной единственной самоубийственной неприродности и противоестественности. //**Толкование на Евангелие от Матфея.**// ===== Блж. Иероним Стридонский ===== Ст. 7-8 **Ибо восстанет народ против народа и царство против царства, и настанут голодные времена, губительные болезни и землетрясение по местам. Все же это есть начало скорбей** Не сомневаюсь я, что и это, как написано, наступит в буквальном смысле; но мне кажется, что и восстание царства против царства, и гибель тех, слово которых расползается как рак [[new:2tim:02:17|(2 Тим. 2:17)]], и сильное желание [или: голод - fames] слышания слова Божия, и движение всей земли, и отступление от истинной веры, - все это, скорее, относится к еретикам, которые взаимно восстают один против других, и тем доставляют победу Церкви. А Его слова: **Все же это есть начало скорбей**, лучше передаются словами: //мук рождения//, чтобы в действительности пришествие антихриста понималось как бы в смысле зачатия его, а не действительного рождения. //**Толкование на Евангелие от Матфея.**// ===== Блж. Феофилакт Болгарский ===== **ибо восстанет народ на народ, и царство на царство; и будут глады, моры и землетрясения по местам** См. Толкование на [[new:mf:24:06#blzh_feofilakt_bolgarskij|Мф. 24:6)]] ===== Евфимий Зигабен ===== **Востанет бо язык на язык, и царство на царство: и будут глади и пагубы и труси по местом** **Востанет бо язык на язык, и царство на царство** народы, союзные с римлянами, – на народы, союзные с иудеями, и царства, помогающие римлянам, – на царства, помогающие иудеям: поэтому и войны их будут жестоки. **И будут глади и пагубы и труси по местом** т.е. в Иудее. У Луки ([[new:lk:21:11|21:11]]) присоединяется: //страхования же и знамения велия с небесе будут//, чтобы иудеи знали, что все это будет по гневу Божию, и понимали, что они терпят это за убиение Христа. //**Толкование на Евангелие от Матфея.**// ===== Анонимный комментарий ===== **ибо восстанет народ на народ, и царство на царство; и будут глады, моры и землетрясения по местам** См. Толкование на [[new:mf:24:06#anonimnyj_kommentarij|Мф. 24:6]] ===== Лопухин А.П. ===== **ибо восстанет народ на народ, и царство на царство; и будут глады, моры и землетрясения по местам** [[new:mk:13:08|(Мк. 13:8;]] [[new:lk:21:10|Лк. 21:10-11)]]. У Матфея и Марка выражения почти сходные; но Лука передает речь Христа иначе и подробнее других синоптиков. Постоянное существование борьбы народов и царств, голодов и землетрясений вряд ли нужно доказывать. Поэтому все это могло быть и пред разрушением Иерусалима, и после него, и будет пред страшным судом. Во время великих кризисов в истории человечества все эти бедствия чувствовались и чувствуются людьми особенно сильно. Это несомненный исторический факт общего характера. Впрочем, и из того времени указывают на несколько случаев, в которых видят буквальное исполнение слов Христа. Так в 45 или 47 году было сильное землетрясение в Крите, в 51 г. в Риме, 53 г. в Апамее и Фригии, в 60 г. в Лаодикии и Фригии и др. Исторически известны около того времени четыре голода (ср. [[new:act:11:28|Деян. 11:28]]), два раза — моровая язва, жертвой которой были 30 000 человек в Риме. **//Толковая Библия.//** ===== Троицкие листки ===== **ибо восстанет народ на народ, и царство на царство; и будут глады, моры и землетрясения по местам** См. Толкование на [[new:mf:24:03#troickie_listki|Мф. 24:3]] [<10>]