[<10>] ====== Толкования на Мф. 24:23 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== Ст. 23-29 **Тогда, если кто скажет вам: вот, здесь Христос, или там, - не верьте. Ибо восстанут лжехристы и лжепророки, и дадут великие знамения и чудеса, чтобы прельстить, если возможно, и избранных. Вот, Я наперед сказал вам. Итак, если скажут вам: "вот, Он в пустыне", - не выходите; "вот, Он в потаенных комнатах", - не верьте; ибо, как молния исходит от востока и видна бывает даже до запада, так будет пришествие Сына Человеческого; ибо, где будет труп, там соберутся орлы. И вдруг, после скорби дней тех, солнце померкнет, и луна не даст света своего, и звезды спадут с неба, и силы небесные поколеблются** **Тогда аще кто речет вам: се зде Христос, или онде, не имите веры. Востанут бо лжехристи и лжепророцы, и дадят знамения и чудеса, якоже прельстити, аще возможно, и избранныя. Се прежде рех вам. Аще убо рекут вам: се в пустыни есть, не изыдите: се в сокровищах, не имите веры. Якоже бо молния исходит от восток, и является до запад: тако будет и пришествие Сына человеческаго. Идеже бо аще будет труп, тамо соберутся и орли**. Кончив предсказание о Иерусалиме, Христос переходит уже к Своему пришествию и говорит ученикам о знамениях, полезных не только для них, но и для нас, и для всех, которые будут после нас. **Тогда**: когда же? Здесь слово: **тогда**, как я часто говорил, не означает последовательного порядка времени в вышеупомянутых событиях. Когда Христос хотел показать порядок времени, то сказал: **абие по скорби дний тех** [[new:mf:24:29|(Матф. XXIV, 29)]]. Здесь же не так, но употребляет слово: **тогда**, указывая этим не на то, что будет тотчас после этого, а на то, что будет в то время, когда должны совершиться события, о которых Он хотел сказать. Так, когда и евангелист говорит: //во дни оны прииде Иоанн Креститель// [[new:mf:03:01|(Мф. III, 1)]], то говорит не о том времени, которое тотчас последовало, но о том, которое было спустя много лет, и в которое происходило то, о чем он намерен был сказать. Сказавши о рождестве Иисуса, пришествии волхвов и смерти Ирода, он тотчас говорит: //во дни оны прииде Иоанн Креститель// [[new:mf:03:01|(Мф. 3:1)]], хотя тридцать лет протекло между этими событиями. В Писании обыкновенно употребляется этот образ повествования. Так и здесь, опустивши весь промежуток времени от разрушения Иерусалима до начала кончины мира, Христос говорит о времени, имеющем быть не задолго пред кончиною мира. **Тогда**, говорит, **аще кто речет вам: се зде Христос, или онде, не имите веры.** Говоря о признаках второго Своего пришествия и чудесах обольстителей, Он в то же время предостерегает учеников касательно места. Не так Он явится тогда, как в первое Свое пришествие явился в Вифлееме, в малом углу вселенной, и когда сначала никто не знал о том; но открыто и со всею славою, так что не нужно будет кому-нибудь возвещать об этом. Это служит не малым признаком того, что Он придет не тайно. Заметь же, что Он здесь ничего не говорит о войне, - Он отличает предсказание о пришествии Своем от предыдущего, - но говорит о тех, которые будут стараться прельщать. Одни из них, бывшие при апостолах, многих прельстили: **приидут бо**, говорит, **и многих прельстят**; а другие, которые явятся пред вторым пришествием Его, еще хуже будут первых: **дадят бо**, говорит, **знамения и чудеса, якоже прельстити, аще возможно, и избранныя.** Здесь Он разумеет и антихриста, и тех, которые будут служить ему. О нем и Павел говорит таким же образом. Назвав его человеком беззакония и сыном погибели, присовокупил: //егоже есть пришествие по действу сатанину во всякой силе и знамениях и чудесех ложных, и во всякой лести неправды в погибающих// [[new:2sol:02:03|(2 Сол. II, 3]], [[new:2sol:02:09|9:10)]]. Смотри же, как Христос предостерегает. **Не изыдите**, говорит, **в пустыню, не входите во внутренние комнаты.** Не сказал: отойдите и не веруйте; но: **не изыдите и не выходите.** Великий будет тогда обман, по причине обольстительных знамений. Сказавши, каким образом придет антихрист, то есть, в известном месте, Христос говорит, каким образом и Сам придет. Каким же образом Он придет? **Якоже молния исходит от восток, и является до запад: тако будет и пришествие Сына человеческаго. Идеже бо аще будет труп, тамо и орли** [[new:mf:24:27|(ст. 27 и 28)]]. А как блистает молния? Она не требует вестника, не требует проповедника, но в одно мановение является во всей вселенной, и тем, которые сидят в домах, и тем, которые находятся во внутренних комнатах дома. Таково же будет и пришествие Христово, которое вдруг явится везде по причине сияния славы. Далее Христос говорит о другом знамении: **идеже труп, тамо и орли,** показывая этим на множество ангелов, мучеников и всех святых. Потом говорит о страшных чудесах. Какие же это чудеса? **Абие по скорби дний тех**, говорит, **солнце померкнет** [[new:mf:24:29|(ст. 29)]]. О какой скорби дней говорит Он? О скорби дней антихриста и лжепророков. Подлинно, великая тогда будет скорбь, когда столь много будет обольстителей. Впрочем она не долго продолжится. Если и иудейская война ради избранных была сокращена, то тем более сократится это искушение ради них же. Поэтому-то Христос не сказал: после скорби, но - **абие по скорби дний тех солнце померкнет,** - потому что все это случится почти одновременно. Лжепророки и лжехристы, явившись, произведут возмущение, и тотчас придет сам Христос. Немалое смятение будет тогда обладать вселенною. Как же придет Он? Так, что преобразится уже эта тварь. **Солнце померкнет**, будучи не уничтожаемо, но побеждаемо светом пришествия Его; **и звезды спадут**, потому что какая в них будет уже нужда, когда не будет ночи?** И силы небесныя подвигнутся:** и очень справедливо, - видя столь великую перемену. Если они столь ужаснулись и удивились, когда сотворены были звезды (//егда сотворены быша звезды//, говорит Господь, //восхвалиша Мя гласом велиим вси Ангели//, - [[old:iov:38:07|Иов. XXXVIII, 7]]), то как им не ужаснуться и не поколебаться гораздо более, когда увидят, что все преобразуется, сослужители их подвергаются наказанию, вся вселенная предстоит страшному судилищу, и все, от Адама до пришествия Христова существовавшие, должны дать отчет во всех своих действиях? //**Беседы на Евангелие от Матфея.**// ===== Прп. Иустин (Попович) ===== Ст. 23-24 **Тогда, если кто скажет вам: вот, здесь Христос, или там, - не верьте. Ибо восстанут лжехристы и лжепророки, и дадут великие знамения и чудеса, чтобы прельстить, если возможно, и избранных** От устрашающих невыносимых мук каждый будет искать спасителя, и многие постараются провозгласить себя Христомъ, и себя предложат вместо Него и как Его. Но Христос пришел один раз в этот земной мир, вочеловечившись, и как Богочеловек оставил всего Себя навсегда в своей Церкви апостольской, в Церкви святоотеческой. Из-за того, что Господа Христа никто из людей не может заменить достойно, Он и остался в Церкви Своей апостольско-православной весь во всей Своей исторической полноте и силе. Имея в виду многочисленных самозванных и ложных Христов, которые появятся в ходе истории, Спаситель и направляет Своим последователям это божественное напоминание: тогда если кто скажетъ вамъ: вотъ, здесь Христосъ, ли тамъ; не верьте. **Ибо возстанутъ лжехристы и лжепророки, и дадутъ великiя знаменiя и чудеса, чтобы прельстить, если возможно, и избранныхъ** [[new:mf:24:23|(стих 23-24)]]. - Бесчисленные еретики, и раскольники, и сектанты и другие ложные христиане говорят: с нами Христос; вот, Христос в нас! - В действительности, это все ложные Христы. Всеистинное благовестие апостольско-православной Церкви: //«Iисусъ Христосъ вчера, и сегодня и во веки тотъ же»// [[new:evr:13:08|(Евр. 13:8)]]; тот же, с абсолютно теми же богочеловеческими особенностями и свойствами. //**Толкование на Евангелие от Матфея.**// ===== Блж. Иероним Стридонский ===== **Тогда, если кто скажет вам: вот, здесь Христос, или там** Во время Иудейского плена много было начальников, которые говорили, что они - Христос, так что во время осады со стороны римлян было [в Иерусалиме] три партии. Но лучше это понимать в отношении к концу мира. //**Толкование на Евангелие от Матфея.**// ===== Блж. Феофилакт Болгарский ===== Ст. 23-25 **Тогда если кто скажет вам: вот, здесь Христос, или там, – не верьте; ибо восстанут лжехристы и лжепророки и дадут великие знамения и чудеса, чтобы прельстить, если возможно, и избранных. Вот, Я наперед сказал вам** Так как ученики предложили два вопроса - о взятии Иерусалима и о пришествии Господа, то и Господь, сказав о разорении Иерусалима, потом начинает пророчество о Своем пришествии и кончине мира. Слово "**тогда**" имеет не тот смысл, что "тотчас по взятии Иерусалима, если кто скажет вам" и т.д., нет, "**тогда**" и относится к тому времени, когда должно это произойти. Смысл такой: "**тогда**", то есть когда придет антихрист, будет много лжехристов и лжепророков, которые будут очаровывать очи зрителей явлениями чудными по демонской силе и многих обманут. Если и праведники не будут всегда бодрственны, то и они могут подпасть обольщению. Но вот Я вам предсказал, и вы не будете иметь извинения; вы можете избегнуть обмана. //**Толкование на Евангелие от Матфея.**// ===== Епифаний Латинский ===== Ст. 23-24 **Тогда, если кто скажет вам: вот, здесь Христос, или там, - не верьте. Ибо восстанут лжехристы и лжепророки, и дадут великие знамения и чудеса, чтобы прельстить, если возможно, и избранных** Нас предостерегает Господь, чтобы мы, будучи подготовленными, не верили тому, кто придет к нам от имени Его, каковы бы ни были знамения, которые он даст для прельщения избранных. Но кто строит дом свой на камне, то есть полагает веру свою на Христе, тот не может быть разрушенным ни ветром, ни дождем. Камень воплощает Христа, дождь - царей, а ветер - полчища царей, преследующие слуг Божиих. Святое Евангелие продолжает: **Ибо восстанут лжехристы и лжепророки, и дадут великие знамения и чудеса, чтобы прельстить, если возможно, и избранных**. //Вот, Я наперед сказал вам// [[new:mf:24:25|(Мф. 24:25)]]. Итак, видите ли, возлюбленные, какую великую любовь выказывает к нам Господь. Он обо всем, чему предстоит совершиться, каждого из нас предупреждает, так чтобы, видя происходящие знамения и зная о них заранее, нам хватило мудрости противостоять врагу и не принять ничего из того, что противоречит Христу и кафолической вере. В Деяниях Апостолов Симон называл себя силой Божией . Так и антихрист в последние дни объявит себя Богом, как говорит апостол: //в храме Божием сядет он, как Бог, выдавая себя за Бога... И тогда откроется беззаконник, которого Господь Иисус убьет духом уст Своих// (2 Фес. 2:4-8). Придет и на него день суда, и убьет его Господь мечом уст Своих. **//Толкование на Евангелия.//** ===== Евфимий Зигабен ===== **Тогда аще кто речет вам: се, зде Христос, или онде: не имите веры** Слово тогда обозначает иногда не порядок времени в событиях вышеупомянутых, а только указывает на начало тех, о которых будет речь, – как и слова //во дни оны//, о которых сказано в третьей главе. Поэтому и здесь слово //тогда// указывает не на порядок времени, но только на то время, когда будет то, о чем следует говорить. Казалось бы, и эти слова Христос относит к апостолам, но они относятся к появившимся к тому времени христианам. //**Толкование на Евангелие от Матфея.**// ===== Анонимный комментарий ===== Ст. 23-24 **Тогда, если кто скажет вам: вот, здесь Христос, или там, - не верьте. Ибо восстанут лжехристы и лжепророки, и дадут великие знамения и чудеса, чтобы прельстить, если возможно, и избранных** **Чтобы прельстить, если возможно, и избранных**. Он не сказал: чтобы обмануть избранных; но - **чтобы прельстить**. Часто святые, встречаясь с тайными делами дьявола под видимостью добра, не могут понять коварные козни врага. Тогда они смущаются и соблазняются в сердце своем, вопрошая: «Что же происходит?» Но их нелегко склонить к тому, чтобы поверить ему, потому что если даже чувства их, как людей, и подвергаются воздействию, то в вере они стоят прочно. Когда говорит **если возможно**, хочет показать величие знамений. Ведь насколько велики должны быть знамения, чтобы обмануть даже избранных! Но они не обманываются, потому что не могут погибнуть те, кого Бог предназначил к жизни. Сила Божья явилась в том, что Он предупредил верующих о таких знамениях ради их спасения. В не меньшей степени сказанное можно понимать и в отношении ересей. Лжехристы - ложные истины ересей, а лжепророки - проповедники ложных истин. Их знамения заключаются в том, что они воспроизводят то же, что верующие делают истинно. Ведь они и к чистоте стремятся, и посты соблюдают, и милостыню дают, и все церковные правила исполняют. Но разве ты не видишь, как велики знамения обмана, когда дьявол производит дела Бога? ===== Лопухин А.П. ===== **Тогда, если кто скажет вам: вот, здесь Христос, или там, — не верьте** [[new:mk:13:21|(Мк. 13:21)]]. Надежды на избавителя или избавителей всегда естественны во время тяжких бедствий. А у евреев они были особенно сильны. Этим могли воспользоваться (и действительно пользовались) разные люди, которые (может быть, и не с целью обмана) собирали народ, чтобы вести его на кровавую борьбу. О том, чтобы они называли себя мессиями, неизвестно (кроме Бар-кохбы, см. Шюрер 1, 685; и, может быть, Февды). Но что такие люди могли появляться, — это можно считать не подлежащим сомнению историческим фактом. //**Толковая Библия.**// ===== Троицкие листки ===== **Тогда, если кто скажет вам: вот, здесь Христос, или там** См. Толкование на [[new:mf:24:14#troickie_listki|Мф. 24:14]] [<10>]