[<10>] ====== Толкования на Мф. 25:13 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **Итак, бодрствуйте, потому что не знаете ни дня, ни часа, в который приидет Сын Человеческий** См. Толкование на [[new:mf:25:01#svt_ioann_zlatoust|Мф. 25:1]] ===== Свт. Кирилл Александрийский ===== **Итак, бодрствуйте, потому что не знаете ни дня, ни часа, в который приидет Сын Человеческий** См. Толкование на [[new:mf:25:12#svt_kirill_aleksandrijskij|Мф. 25:12]] ===== Свт. Иларий Пиктавийский ===== **Итак, бодрствуйте, потому что не знаете ни дня, ни часа, в который приидет Сын Человеческий** См. Толкование на [[new:mf:25:01#svt_ilarij_piktavijskij|Мф. 25:1]] ===== Свт. Иннокентий (Борисов) ===== **Итак, бодрствуйте, потому что не знаете ни дня, ни часа, в который приидет Сын Человеческий** Кроме главного совета о бдительности, ученики должны были уразуметь из предложенной притчи еще две новые важные истины: а) что пришествие Мессии будет весьма не скоро, так что самые мудрые, как бы утомившись от долгого ожидания, могут предаться сну, то есть не ожидать во всякое время жениха; б) что добродетель христианина должна быть совместна с благоразумием и духовным просвещением, равно как глупость может вести к пороку и развращению, и что, следовательно, христианин обязан пещись о просвещении своего ума и избегать невежества, в каком бы виде оно ни представлялось. **//Последние дни земной жизни Господа нашего Иисуса Христа.//** ===== Свт. Феофан Затворник ===== **Итак, бодрствуйте, потому что не знаете ни дня, ни часа, в который приидет Сын Человеческий** См. Толкование на [[new:mf:25:01#svt_feofan_zatvornik|Мф. 25:1]] ===== Прп. Исидор Пелусиот ===== **Итак, бодрствуйте, потому что не знаете ни дня, ни часа, в который приидет Сын Человеческий** См. Толкование на [[new:mf:25:01#prp_isidor_pelusiot|Мф. 25:1]] ===== Прп. Иустин (Попович) ===== **Итак, бодрствуйте, потому что не знаете ни дня, ни часа, в который приидет Сын Человеческий** См. Толкование на [[new:mf:25:10#prp_iustin_popovich|Мф. 25:10]] ===== Блж. Иероним Стридонский ===== **Итак, бодрствуйте, потому что не знаете ни дня, ни часа, в который приидет Сын Человеческий** Я всегда убеждаю благоразумного читателя, чтобы он не успокаивался на суеверных толкованиях и [на том] что с решительностью высказывается вследствие желания измышляющих их; но чтобы он понимал предыдущее, среднее и последующее и связно представлял себе все, что написано. Итак, из того, что Он говорит: **Бодрствуйте, потому что вы не знаете ни дня, ни часа**, объясняется все, что Он сказал, т. е. и о двух, которые были на поле, и о двух мелющих, и о домохозяине, который доверил рабу своему свое имущество, и о десяти девах, и что притчи эти предпосланы для того, чтобы, так как мы все не знаем дня судного, то заботливо приготовили себе свет добрых дел и чтобы судья не пришел, пока мы находимся в беспечном состоянии. //**Толкование на Евангелие от Матфея.**// ===== Блж. Феофилакт Болгарский ===== **Итак, бодрствуйте, потому что не знаете ни дня, ни часа, в который приидет Сын Человеческий** См. Толкование на [[new:mf:25:06#blzh_feofilakt_bolgarskij|Мф. 25:6]] ===== Евфимий Зигабен ===== **Бдите убо, яко не весте дне ни часа, в оньже Сын Человеческий приидет** Часто присоединяет это, показывая, что вследствие неизвестности последнего дня и часа весьма необходимо постоянно помнить об этом. //**Толкование на Евангелие от Матфея.**// ===== Лопухин А.П. ===== **Итак, бодрствуйте, потому что не знаете ни дня, ни часа, в который приидет Сын Человеческий** “В конце Христос говорит уже не как жених, а как Судья” (Гольцман). Последних слов, “в который прийдет Сын Человеческий,” нет в некоторых кодексах, и возможно они добавлены к первоначальному тексту. (Синайский, BL 33 С Копт. Сагид. Сиросинайский) И текст Иеронима заканчивают стих словом “часа.” Но хотя эта прибавка и неподлинна, она может служить в качестве толкования слов **“ни дня, ни часа.”** В 13 стихе разъясняется вся сущность притчи о десяти девах. В ней говорится не о том, что люди должны обладать различными добродетелями, например, милостыней, милосердием и проч. Притча подала повод к знаменитым спорам между протестантами и католиками о том, что следует разуметь под маслом в светильниках, веру или добрые дела. Протестанты, конечно, разумели только веру, а католики – добрые дела. Но, строго говоря, здесь не говорится ни о том ни о другом. Думали даже, что здесь говорится о Святом Духе. Но все такие толкования мало относятся к делу. Сущность притчи, по-видимому, в том, что она составляет лишь “иллюстрацию к последней части речи Христа” ([[new:mf:24:44|24:44-51)]]. Притча о десяти девах может быть, в своих главных очертаниях, кратко изложена так: будьте лично готовы; будьте готовы во всякое время; будьте готовы идти ко Христу прямо. К этому прибавим, что как притча о десяти девах, так и дальнейшая притча исторически имели огромное влияние на христианскую жизнь. Ни в какой другой религии мы не находим ничего подобного. Во всех других религиях, если можно так выразиться, постоянно заметен недостаток возбудителей или возбуждающих средств к деятельности, прогрессу и усовершенствованию. От этого во всех других религиях, кроме христианской, наблюдается постоянный застой, леность и косность. В противоположность этим недостаткам народной жизни Христос побуждает христиан к постоянному бодрствованию, и оно является одним из сильнейших двигателей всякого прогресса и усовершенствования. Тут бросается закваска в массу человечества. Тут возбуждается ничем не сдерживаемое и постоянное движение вперед, не останавливающееся и не успокаивающееся ни на какой мертвой точке. Приглашение к постоянному бодрствованию противно всякому застою и реакции. Но можно спросить: откуда же берется такая сила? Каков ее источник? Ответ Самого Христа на эти вопросы может представиться несколько странным. Бодрствуйте, не спите, будьте деятельны и разумны, не впадайте в леность... потому что не знаете ни дня, ни часа... Мотивом к бодрствованию является, таким образом, постоянное ожидание пришествия Сына Человеческого, хотя точно о времени этого пришествия никто не знает. Что за удивительный мотив! Кто мог выставить его, кроме истинного Мессии, который говорил: бодрствуйте, постоянно ждите Меня, потому что не знаете, когда Я приду. Только огромный авторитет и достоинство явившегося на земле Мессии мог сообщить силу таким словам. Другие, может быть, только сказали бы: бодрствуйте до тех пор, когда я приду, а я приду в такой-то час. Не спите до моего прибытия; потом можете успокоиться. Так говорят хозяева своим слугам. Но Мессия говорит иначе. //**Толковая Библия.**// ===== Троицкие листки ===== **Итак, бодрствуйте, потому что не знаете ни дня, ни часа, в который приидет Сын Человеческий** См. Толкование на [[new:mf:25:01#troickie_listki|Мф. 25:1]] [<10>]