[<10>] ====== Толкования на Мф. 25:24 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **Подошел и получивший один талант и сказал: господин! я знал тебя, что ты человек жестокий, жнешь, где не сеял, и собираешь, где не рассыпал** См. Толкование на [[new:mf:25:14#svt_ioann_zlatoust|Мф. 25:14]] ---- О, злоба рабская! О, крайняя неблагодарность! Он не только ничего не приобрел на данный ему талант, но еще и укорил за талант своего господина. Такова испорченность души: она помрачает разум, и человека, однажды совратившегося с прямого пути, низвергает в бездну. Все это сказано об учителях, чтобы они не скрывали того, что вверено им, но со всем тщанием передавали учащимся. **//Беседы на книгу Бытия. Беседа 41.//** ===== Свт. Григорий Двоеслов ===== Ст. 24-25 **Подошел и получивший один талант и сказал: господин! я знал тебя, что ты человек жестокий, жнешь, где не сеял, и собираешь, где не рассыпал, и, убоявшись, пошел и скрыл талант твой в земле; вот тебе твое** Тот раб, который не захотел воспользоваться талантом, пришел к господину со словами оправдания: **Господин! я знал тебя, что ты человек жестокий, жнешь, где не сеял, и собираешь, где не рассыпал, и, убоявшись, пошел и скрыл талант твой в земле; вот тебе твое**. Следует заметить, что ленивый раб называет своего господина //жестоким//, но при этом отказывается служить на пользу ему. Однако страшиться ему должно было только того, как бы не оказаться бесполезным для господина. В Церкви много людей, напоминающих этого раба, - они страшатся встать на путь лучшей жизни, но не боятся оставаться в своей бесполезности. И если случится, что они осознают себя грешниками, то возможность встать на пути праведности их тревожит, а оставаться в пороках для них не страшно. Хороший пример - Петр, который, будучи еще в немощах, увидев чудо с рыбами, говорил: //выйди от меня, Господи! потому что я человек грешный// [[new:lk:05:08|(Лк 5:8)]]. Если ты сознаешь себя человеком грешным, то верно только одно: чтобы ты не отгонял от себя Господа! А люди, видящие, что они слабы, и по этой причине не желающие улучшать ни нравы свои, ни образ жизни, подобны тем, кто допускает, что он грешен, и при этом отгоняет Господа. Они убегают от Того, Кого должны бы были освящать в себе; словно в смятении, даже умирая, они страшатся жизни. //**Сорок гомилий на Евангелия.**// ===== Прп. Иустин (Попович) ===== Ст. 24-25 **Подошел и получивший один талант и сказал: господин! я знал тебя, что ты человек жестокий, жнешь, где не сеял, и собираешь, где не рассыпал, и, убоявшись, пошел и скрыл талант твой в земле; вот тебе твое** Тайна лениваго раба: его презрение Бога, его ненависть к Богу, его отношение к Богу как к несправедливому, неправедному и немилосердному; т.е. он считает Его тираном, скупцом, насильником. От всего Божиего у ленивого раба остался один только страх перед Богом. Да и здесь он не сказал истины, потому что в нем все сместилось, и он не сумел быть откровенным перед Господином. **Я знал тебя, что ты человек жестокий**: т.е. Боже, ты суровый, немилосердный человек, **ибо жнешь, где не сеял, и собираешь, где не рассыпал**. Другими словами: этот мир и люди в нем не Твои, ты только неправедно используешь человеческий труд; берешь себе то, что принадлежит людям; присваиваешь себе славу Господина и Творца мира, причем милосердного и великодушного, но на деле ты человек жестокий, скупец, который не дает своего и отнимает чужое. Поскольку ты такой, я не хотел использовать твой талант, твое добро; боялся я тебя, отошел далеко от тебя, **скрыл талант твой в земле, - вот, тебе твое!** [[new:mf:25:25|(стих 25)]]. Смотри, ленивый и лукавый раб не мог уничтожить талант Божий, имущество Божие; он должен был вернуть его Богу: Божие - Богу. - Это тип материалиста, атеиста, позитивиста, одним словом: гуманиста и гоминиста. Все они одного не хотят: не хотят Бога и ничего Божиего, хотят любой ценой оставаться при человеке и человеческом (подобно юродивым девам: [[new:mf:25:01|Мф 25:1-13]]): не хочу Бога ни в этом, ни в ином мире, ни в этой, ни в иной жизни. И тогда начинается оцежевание комара и проглатывание верблюда. Такова на деле затея гуманистов всех родов. Затея - бессмысленная, безумная, сумасшедшая. - Да, но только для тех, кто прозрел. А для них? - Это торжество, которому нет равного ни в одном из миров, в котором они пресмыкаются. //**Толкование на Евангелие от Матфея.**// ===== Блж. Иероним Стридонский ===== Ст. 24-25 **Подошел и получивший один талант и сказал: господин! я знал тебя, что ты человек жестокий, жнешь, где не сеял, и собираешь, где не рассыпал, и, убоявшись, пошел и скрыл талант твой в земле; вот тебе твое** Поистине известное слово: //Непщевати вины о грехах// (т. е. для измышления оправдания грехов) [[old:ps:140:04|(Пс. 140:4)]], относится также и к этому рабу, так что [у него] к лености и небрежности присоединяется еще преступление гордости. Действительно, тот, который просто должен был бы сознаться в своей бездеятельности и умолять домохозяина, - тот, напротив, злословит (на н)его и говорит, что он последовал благоразумному решению, - именно: не подвергать опасности целость [вверенных ему] денег, пока он будет обращать их в выгодных предприятиях. ===== Блж. Феофилакт Болгарский ===== **Подошел и получивший один талант и сказал: господин! я знал тебя, что ты человек жестокий, жнешь, где не сеял, и собираешь, где не рассыпал** См. Толкование на [[new:mf:25:20#blzh_feofilakt_bolgarskij|Мф. 25:20]] ===== Ориген ===== Ст. 24-25 **Подошел и получивший один талант и сказал: господин! я знал тебя, что ты человек жестокий, жнешь, где не сеял, и собираешь, где не рассыпал, и, убоявшись, пошел и скрыл талант твой в земле; вот тебе твое** Почему //господин его//, говоря ему //в ответ// и обличая его как лукавого раба и ленивого, не признал, что Он есть **человек жестокий**, как тот думал, а с другими его словами согласился, говоря ему: //Ты знал, что я жну, где не сеял, и собираю, где не рассыпал//? Каким образом нам понять, что действительно наш Господь// жнет, где не сеял, и собирает, где не рассыпал//? Мне кажется, [это ясно] из следующего места: праведник //сеет в дух//, от которого и //пожнет жизнь вечную// [[new:gal:06:08|(Гал. 6:8)]]. И все, что сеется другим (то есть праведным мужем) и пожинается в вечную жизнь, пожинает Бог; ибо Богу принадлежит праведник, и Он пожинает, где не Сам сеял, а тот праведник. Следовательно, мы скажем и то, что праведник //расточил, раздал нищим// [[new:2kor:09:09|(2 Кор. 9:9)]], а Господь собрал в Себе все, что праведник расточил и раздал нищим, пожиная то, что не сеял, и собирая, где не рассыпал. Он причисляет Себе и считает, что Ему приносится все, что посеяно или расточено для нищих верующих, говоря тем, которые оказали добро своим близким: //Приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира: ибо алкал Я, и вы дали Мне есть// [[new:mf:25:34|(Мф. 25:34-35)]] и прочее. И поскольку Он хочет жать, где не сеял и собирать, где не расточал, то, не найдя [этой прибыли], Он скажет тем, которые не доставили Ему [возможности] пожинать и собирать: //Идите от Меня, проклятые, в огонь вечный//, который уготовал Отец Мой //дьяволу и ангелам его: ибо алкал Я, и вы не дали Мне есть// [[new:mf:25:41|(Мф. 25:41-42)]] и прочее. ---- Один из рабов собрал себе меньшую добродетель, из-за чего домовладыка дал ему, как менее способному, **один талант**. Получив его, тот раб //закопал его в землю// и скрыл его в глубине, хотя должен был взять его и употребить в дело. **//Комментарии на Евангелие от Матфея.//** ===== Евфимий Зигабен ===== Ст 24-25 **Приступль же и приемый един талант, рече: господи, ведях тя, яко жесток еси человек, жнеши идеже не сеял еси, и собираеши, идеже не расточил еси: и убоявся, шед скрых талант твой в земли: (и) се, имаши твое** Жестокий, т.е. строгий. Он думал, что одно только усердие людей, заботящихся о прибыли, даже без помощи Божией, может сделать все. Такое именно оправдание приведено в притче, чтобы показать, что подобные люди не дадут разумного оправдания и все, чем они будут оправдываться, будет обращено против них. Слушай, что дальше следует. //**Толкование на Евангелие от Матфея.**// ===== Архим. Софроний (Сахаров) ===== **Подошел и получивший один талант и сказал: господин! я знал тебя, что ты человек жестокий, жнешь, где не сеял, и собираешь, где не рассыпал** См. Толкование на [[new:lk:16:10#arxim_sofronij_saxarov|Лк. 16:10]] ===== Прот. Иоанн Бухарев ===== Ст. 24-27 **Подошел и получивший один талант и сказал: господин! я знал тебя, что ты человек жестокий, жнешь, где не сеял, и собираешь, где не рассыпал, и, убоявшись, пошел и скрыл талант твой в земле; вот тебе твое. Господин же его сказал ему в ответ: лукавый раб и ленивый! ты знал, что я жну, где не сеял, и собираю, где не рассыпал; посему надлежало тебе отдать серебро мое торгующим, и я, придя, получил бы мое с прибылью** **Я знал тебя, что ты человек жестокий, жнешь, где не сеял, и собираешь, где не рассыпал; и, убоясь, пошел и скрыл талант твой в землю**. Такие слова в свое оправдание говорил неисправный раб. «Бог очень требователен и жесток», говорят иные из грешников в извинение своей худой жизни. Но сими словами самих грешников Бог осуждает их. Если ты знал, т. е. если ты думал, что я действительно таков, – **жну, где не сеял, и собираю, где не рассыпал**, то хотя не из любви ко мне, а из страха **не следовало ли тебе отдать серебро мое торгующим**, и я, пришед, получил бы мое с прибылью, т. е. не следовало ли бы тебе не скрывать моих даров, а приумножать их? **Отдать торгующим**, т. е. если самому своею собственною деятельностью лень было приумножить данное серебро, то по крайней мере отдал бы оное за известные проценты торгующим, и капитал все-таки умножился бы. Это значит: никто и ничем не может оправдаться в том, что не мог ничего сделать во славу Божию и для пользы ближнего и своей. Кто слаб силами, тот более молись, и Бог даст помощь; неведущий учись у разумного и опытного; подчиненный повинуйся властям, бедный служи другим. **//Краткое толкование Евангелий читаемых на литургии во все воскресные и праздничные дни года.//** ===== Лопухин А.П. ===== **Подошел и получивший один талант и сказал: господин! я знал тебя, что ты человек жестокий, жнешь, где не сеял, и собираешь, где не рассыпал** См. Толкование на [[new:mf:25:22#lopuxin_ap|Мф. 25:22]] ===== Троицкие листки ===== **Подошел и получивший один талант и сказал: господин! я знал тебя, что ты человек жестокий, жнешь, где не сеял, и собираешь, где не рассыпал** См. Толкование на [[new:mf:25:14#troickie_listki|Мф. 25:14]] [<10>]