[<10>] ====== Толкования на Мф. 25:27 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **посему надлежало тебе отдать серебро мое торгующим, и я, придя, получил бы мое с прибылью** См. Толкование на [[new:mf:25:14#svt_ioann_zlatoust|Мф. 25:14]] ---- **"Посему надлежало тебе отдать серебро мое торгующим"**, сказал Го­сподь, называя торговцами серебра вас, слушающих эти слова. Для чего же Бог назвал вас торговцами? Для того, чтобы на­учить всех прилагать такое же усердие к исследованию ска­занного, какое те оказывают при рассматривании принимаемых монет. Как торговцы отвергают подложную и поддельную мо­нету, а настоящую и истинную принимают, отличая неподлинную от подлинной, так поступай и ты: не всякое слово принимай, но неправильное и худое отвергай от себя, а здравое и спаситель­ное слагай в душе. Есть, действительно есть и у тебя весы и безмен, сделанные не из меди и железа, но состоящие из чистоты и веры; при помощи их и исследуй всякое слово. По­тому и сказано: будьте искусными торжниками, – не с тем, чтобы вы, стоя на площади, пересчитывали серебро, но чтобы вы исследовали слова со всяким тщанием. Потому и апостол Па­вел говорит: //"все"// искушайте, но //"хорошего"// только //"держитесь"// [[new:1sol:05:21|(1 Фес. 5:21)]]. И не потому только Он назвал вас торговцами, что вы должны исследовать, но и потому, что вы должны употреблять получаемое в дело. Если бы и торговцы, получив деньги, только за­перли их дома и не передавали другим, то прекратилась бы вся их торговля; точно то же бывает и с слушателями. Если ты, приняв учение, удержишь его у себя и не передашь другим, то весь твой труд погибнет. Поэтому мы видим их на тор­жищах каждый день входящими и выходящими. То же пусть бу­дет и с учением. Между торговцами мы видим, как одни отдают деньги, другие тотчас принимают и уходят, и это можно видеть всякий день; отчего, хотя иные и не имеют у себя собственных денег, но, пользуясь надлежащим образом чу­жими, приобретают для себя великую выгоду. Так поступай и ты. Эти изречения не твои, а Духа Святого; но если ты сделаешь из них доброе употребление, то получишь себе великую духов­ную пользу. Потому Бог и назвал вас торговцами. А почему учение Он назвал серебром? Потому, что как серебро име­ет на себе отпечатанным царский образ, – если оно не имеет его, то не есть подлинное серебро, а называется поддельным, – так и учение веры должно иметь на себе отпечатленным об­раз Слова. С другой стороны, употребление серебра поддер­живает всю нашу жизнь и служит основанием для всех договоров, и купить ли нужно что-нибудь или продать, все это мы делаем посредством него. Тоже бывает и с учением: это ду­ховное серебро служит причиною и основанием духовных до­говоров. Так, хотим ли мы приобрести что-нибудь от Бога, мы наперед представляем слова молитвы, и потом получим то, чего просим; видим ли брата беспечного и погибающего, мы приобретем ему спасение и доставим жизнь, предложив слово учения. **//Беседа о том, что не безопасно для слушателей молчать о сказанном в церкви.//** ===== Свт. Григорий Двоеслов ===== **посему надлежало тебе отдать серебро мое торгующим, и я, придя, получил бы мое с прибылью** См. Толкование на [[new:mf:25:26#svt_grigorij_dvoeslov|Мф. 25:26]] ===== Прп. Исидор Пелусиот ===== **посему надлежало тебе отдать серебро мое торгующим, и я, придя, получил бы мое с прибылью** На слова: **подобаше тебе вдати сребро Мое торжником**. Тому, кто поступает и говорит наилучшим образом, нимало не стыдно, если он не имеет возможности убеждать. Не делавшему же ничего для спасения ближних Сам Судия произнес приговор и сказал: **подобаше тебе вдати сребро Мое торжником, и пришед Аз вытребовал бы это**. А это значит: тебе надлежало засвидетельствовать, показать неукоризненную жизнь. Ибо явно, что приведение доброго дела к концу зависит не от того, кто говорит, но от того, кто слушает, как дает видеть нелицеприятный Христов приговор. //**Письма.**// ===== Прп. Никодим Святогорец ===== **посему надлежало тебе отдать серебро мое торгующим, и я, придя, получил бы мое с прибылью** Грехами недостатка называются те добрые дела, слова или помышления, которые можно было сделать или помыслить, но по причине нерадения не были сделаны, сказаны, помыслены. Грехи эти рождаются, как мы сказали, от смертного греха уныния. Я очень хорошо знаю, что люди даже не знают, что грехи недостатка вообще являются грехами. Ибо немногие считают грехом, если не подали такую-то милостыню, которую могли подать, или не дали хорошего совета, который могли дать, или не помолились, или не сделали другой добродетели. Но знай хорошо и следующее, что Бог и за это потребует ответа в день Суда. Кто нас уверяет в этом? Пример того ленивого раба, который имел один талант и закопал его в землю. Он был осужден не за то, что сделал какой-либо грех или несправедливо поступил с этим талантом (ибо вернул его целым, каким и получил, как говорит Великий Василий в своем предисловии к правилам пространно изложенным), а за то, что мог его приумножить, но поленился и не приумножил. **«Надлежало**, - говорит, - **тебе отдать серебро мое торгующим, и я, придя, получил бы мое с прибылью»**. Нас уверяет в этом и пример пяти юродивых дев, которые были осуждены не за что иное, как лишь за отсутствие елея. И пример с левой стороны стоящих грешников, которые будут осуждены не за то, что сделали какой-то грех, а за то, что уклонялись от милостыни и не помиловали своих братьев: //«Ибо алкал Я//, - говорит Он, - //и вы не дали Мне есть; жаждал, и вы не напоили Меня»// [[new:mf:25:42|(Мф. 25:42)]]. Причина этого осуждения в том, что Бог дал человеку естественную силу не для того, чтобы оставить ее бездействующей, напрасной и бесплодной, как оставил Господень талант тот ленивый раб, о котором мы сказали выше. Но Он дал эту естественную силу для того, чтобы привести ее в действие и приумножить, делая ею добро, исполняя заповеди Господни, чтобы таким образом спастись через нее. Поэтому и сказал Великий Василий: «Все данные нам от Бога заповеди и от Него силы получили мы для того, чтобы не быть недовольными, как будто Он требует от нас что-то новое, и не превозноситься, как будто внесли от себя что-то более полученного от Него». Но и его брат Григорий Нисский в согласии с выше сказанным говорит: «Как получит награду, как говорит Апостол, каждый в соответствии со своим трудом, так, конечно же, получит и наказание за небрежение о посильном труде» (Слово 12, против Евномия, том 2). //**Руководство к исповеди.**// ===== Прп. Иустин (Попович) ===== **посему надлежало тебе отдать серебро мое торгующим, и я, придя, получил бы мое с прибылью** Ленивый слуга не смог своей ленью и злом уничтожить серебро своего господина: оно все еще не истрачено и все еще Господне: **Мое серебро**. Назначение Божиего серебра, Божиих даров, чтобы люди жили с их помощью, чтобы приобретали на них, чтобы в земную жизнь вносили как можно больше божественного. Все, что человек имеет Божиего в себе, он должен пустить в оборот, чтобы с его помощью общаться с миром вокруг себя. Так он будет умножать божественное в себе и в мире около себя. Это была бы прибыль не только для них, но и для Самого Бога. А убытком, и потерей, и неудачей этот мир становится для человека, когда он живет в нем своим злом и ленью. //**Толкование на Евангелие от Матфея.**// ===== Блж. Иероним Стридонский ===== **посему надлежало тебе отдать серебро мое торгующим, и я, придя, получил бы мое с прибылью** См. Толкование на [[new:mf:25:26#blzh_ieronim_stridonskij|Мф. 25:26]] ===== Блж. Феофилакт Болгарский ===== **посему надлежало тебе отдать серебро мое торгующим, и я, придя, получил бы мое с прибылью** См. Толкование на [[new:mf:25:20#blzh_feofilakt_bolgarskij|Мф. 25:20]] ===== Евфимий Зигабен ===== **посему надлежало тебе отдать серебро мое торгующим, и я, придя, получил бы мое с прибылью** См. Толкование на [[new:mf:25:26#evfimij_zigaben|Мф. 25:26]] ===== Архим. Софроний (Сахаров) ===== **посему надлежало тебе отдать серебро мое торгующим, и я, придя, получил бы мое с прибылью** См. Толкование на [[new:lk:16:10#arxim_sofronij_saxarov|Лк. 16:10]] ===== Лопухин А.П. ===== **посему надлежало тебе отдать серебро мое торгующим, и я, придя, получил бы мое с прибылью** [[new:lk:19:23|(Лк. 19:23)]]. Смысл речи не заключается в следующем: тебе нужно было отдать серебро мое торгующим, и если бы ты, по небрежности, неуменью или по каким-нибудь причинам растратил данный тебе талант, то тебе нечего было бы бояться, — я не подверг тебя за это наказанию. Напротив, нужно думать, что если бы раб растратил вверенное ему имущество и не возвратил господину ничего или только часть, то тогда подвергся бы еще большему осуждению и наказанию. Об этом только не говорится. Изображаемый характер человека превосходно выдержан в притче с начала до конца. Он человек жестокий, своенравный и жадный, не рассуждает ни о чем больше, как только о прибыли. Он не требует от “лукавого” и “ленивого” раба, чтобы он непременно нажил ему, как другие, сто процентов на сто. Но хоть какая-нибудь прибыль должна же быть! Если бы она была слишком мала, то господин не пригласил бы раба войти в свою радость; но и не подверг бы его суровому наказанию. Небезупречность всего этого дела и требований, которая, впрочем, так легко, быстро и естественно, как бы незаметно, переходит в самую возвышеннейшую христианскую нравственность, видна из того, что у евреев существовали законы, которыми дозволялось давать деньги взаймы евреям, но строго запрещалось отдавать им деньги в рост (см. [[old:lev:25:35|Лев. 25:35-37;]] [[old:vtor:15:01|Втор. 15:1-10;]] [[old:vtor:23:19|23:19-20]]). К числу лиц, которые могут пребывать в жилище Господнем и обитать на святой горе Господней, псалмопевец относит того, //“кто серебра своего не отдает в рост”// [[old:ps:014:05|(Пс. 14:5)]]. Но если ростовщичество было запрещено между евреями, то оно дозволялось вполне по отношению к язычникам: “иноземцу отдавай в рост, а брату твоему не отдавай в рост” [[old:vtor:23:20|(Втор. 23:20)]]; “с иноземца взыскивай, а что будет твое у брата твоего, прости” [[old:vtor:15:01|(Втор. 15: 1)]]. В Талмуде (Рош — Гашана, 1:8; Переф. т. 4, с. 427; Сангедр. 3:3; Переф. т. 4, с. 258) встречаются постановления общего характера — о том, что дающие деньги в рост не могут быть свидетелями и судьями. “Дающий ссуды в рост не может совершит раскаяния, пока он не разорвет находящихся у него заемных писем и не совершит полного раскаяния (Бавли прибавляет: что даже язычникам не будет давать в рост; Переф. 4, с. 259; см. еще Бава Меция, гл. IV-IV; Переф. т. 4, с. 103-127, где ведутся запутанные рассуждения о купле, продаже, обманах, росте и т.п.). В Бава — Меции 5:6 (Переф. 4, с. 119) говорится: “не принимают от еврея “железного скота” (цон барзел), ибо это рост; но принимают “железный скот” от язычников, равно как у них занимают и им дают в рост; то же относится и к прозелиту оседлому. Еврей может давать в долг (со взиманием роста) деньги, принадлежащие язычнику с ведома язычника, но не с ведома еврея.” Несмотря на все такие постановления, в то время, однако, “ростовщичество процветало неограниченно” и “не подлежит сомнению, что и еврейские ростовщики в Палестине и повсюду занимались такого рода предприятиями.” На это и указывает господин своему рабу, употребляя точное греческое выражение, означающее рождение, рост (συν τόκω, русск. “с прибылью”). //**Толковая Библия.**// ===== Троицкие листки ===== **посему надлежало тебе отдать серебро мое торгующим, и я, придя, получил бы мое с прибылью** См. Толкование на [[new:mf:25:14#troickie_listki|Мф. 25:14]] [<10>]