[<10>] ====== Толкования на Мф. 26:12 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **возлив миро сие на тело Мое, она приготовила Меня к погребению** См. Толкование на [[new:mf:26:06#svt_ioann_zlatoust|Мф. 26:6]] ===== Блж. Иероним Стридонский ===== Ст. 12-14 **возлив миро сие на тело Мое, она приготовила Меня к погребению; истинно говорю вам: где ни будет проповедано Евангелие сие в целом мире, сказано будет в память ее и о том, что она сделала. Тогда один из двенадцати, называемый Иуда Искариот, пошел к первосвященникам** **Возлив миро сие на тело Мое, она приготовила Меня к погребению** То, что вы называете пустой издержкой благовонной мази, есть обязанность, исполняемая относительно погребения. И не удивительно, если она Мне подала приятное благоухание веры своей, когда Я пролью за нее Свою кровь. **Истинно говорю вам: где ни будет проповедано Евангелие сие в целом мире, сказано будет в память ее и о том, что она сделала. Тогда один из двенадцати, называемый Иуда Искариот, пошел к первосвященникам** Во всем мире проповедуется не столько женщина эта, сколько Церковь, потому что она предала погребению Господа, потому что она помазала главу Его. И обрати внимание на познание о будущем, - на то, что должный спустя два дня пострадать и умереть, Он знает о прославлении во всем мире Евангелия Своего. //**Толкование на Евангелие от Матфея.**// ===== Блж. Феофилакт Болгарский ===== Ст. 12-13 **Возливши миро сие на тело Мое, она приготовила Меня к погребению; истинно говорю вам: где ни будет проповедано Евангелие сие в целом мире, сказано будет в память ея и о том, что она сделала** Этим Господь научает нас, что упомянутая жена поступила так по особой воле Божией, прообразуя смерть Его и погребение тела Его, ибо Господь не попустил бы помазать Себя миром, если бы не хотел явить этим некой тайны. Как Бог, Он предсказал будущее, что в похвалу жене возвещаемо будет всюду о том, что она сделала. Заметь же человеколюбие Божие,- каким великим даром воздается жене: Он устрояет то, что память о ней будет повсюду, до каких только пор будет проповедоваться Евангелие. Но каким образом миро указывало на погребение Христа? У иудеев был обычай погребать тела с мастями мира, как делали и египтяне, для того, чтобы эти тела сохранялись без гниения и без дурного запаха. Итак, жена сия,- говорит Он,- показывает чрез возлияние мира, что тело Мое будет предано погребению. Все это говорит Господь, трогая и вразумляя Иуду, чрез которого имел быть предан на погребение. В переносном смысле разумей следующее: прокаженный - это языческий народ; жена грешница - это церковь из сонма язычников, которая возлила миро, то есть веру, на главу Христа или, иначе сказать, на Божество Его. Ибо всякий, верующий, что Христос есть Сын Божий, возливает тем самым миро на главу Христову. Наконец, Иуда, роптавший, как говорит Иоанн [[new:in:12:04|(Ин. 12:4-5)]], на жену, есть образ иудеев, доныне ропщущих на церковь Христову. //**Толкование на Евангелие от Матфея.**// ===== Ориген ===== Ст. 12-13 **Возлив миро сие на тело Мое, она приготовила Меня к погребению; истинно говорю вам: где ни будет проповедано Евангелие сие в целом мире, сказано будет в память ее и о том, что она сделала** Что совершают верующие ради Бога, то и есть благоухающая мазь. Однако само это дело верующих ради Бога, которое означает миро, совершается на благо людей, как, например, милостыня, посещение немощных, принятие странствующих, скромность, кротость, прощение и прочие подобные добродетели, которые приносят людям пользу. Кто совершает это для христиан, тот умащает ноги Господа миром, поскольку они сами и есть ноги Господа, которыми Он всегда ступает. И что по большей части обычно делают кающиеся ради отпущения своих грехов, то и есть дело, которое называется благовонным миром, однако это не высшее дело. А кто стремится к непорочности, пребывает в //постах и молитвах//, имеет терпение в несчастиях подобно Иову, не боится исповедовать истину Божию в искушениях (хотя все это ничем не помогает другим людям, но способствует только славе Божией), тот и есть миро, умащающее главу Господа Христа и затем все тело Христово, то есть всю Церковь. И это весьма драгоценное миро, запахом которого наполняется весь дом, то есть Церковь Христова. И это дело не раскаивающихся, но совершенных святых. Или, возможно, [следует понимать так]: учение, необходимое людям, которым питаются в духовных благах бедные души или, быть может, немощные в грехах, - это обычное миро, которым умащаются ноги Господа. А познание истинной веры, которое относится только к Богу, - это драгоценное миро, которым умащается глава Христа - Бог. **//Комментарии на Евангелие от Матфея.//** ---- Нужно знать, что толиким Евангелием охватывается и всякое благодеяние, свершенное для Иисуса, как, например, [поступок женщины], творившей худые дела (ср. [[new:lk:07:37|Лк. 7, 37]]), но раскаявшейся и смогшей благодаря искреннему удалению от зла возлить благовоние на Иисуса (ср. [[new:mk:14:03|Мк. 14, 3]]) и распространить по всему дому запах мира (ср. [[new:in:12:03|Ин. 12, 3]]), обоняемого всеми, [находившимися] в нем. Потому и написано: «**Где ни будет проповедано Евангелие сие во всех народах, сказано будет в память ее и о том, что она сделала**». Ясно, что к Иисусу относятся [благодеяния], свершенные для учеников Его. Ведь, указывая на испытавших добро, Он говорит его сотворившим: «//Кому вы сделали это, то сделали Мне//» [[new:mf:25:40|(Мф. 25, 40)]], – так что всякое благодеяние, свершенное нами по отношению к ближнему, вносится в Евангелие, записываемое на небесных скрижалях и читаемое каждым, кто удостоен знания всего. //**Комментарии на Евангелие от Иоанна.**// ===== Евфимий Зигабен ===== **возлив миро сие на тело Мое, она приготовила Меня к погребению** См. Толкование на [[new:mf:26:11#evfimij_zigaben|Мф. 26:11]] ===== Лопухин А.П. ===== **возлив миро сие на тело Мое, она приготовила Меня к погребению** [[new:mk:14:08|(Мк. 14:8;]] [[new:in:12:07|Ин. 12:7)]]. У Иоанна эти слова сказаны были раньше речи о нищих, и мало сходны с выражениями Матфея и Марка. Если в ст. 7 Матфея говорилось, что миро возливалось на голову Христа, то здесь Сам Он говорит, что оно было возлито на Его тело. В выражении этом можно находить намек и на то, о чем говорит [[new:in:12:03|Ин. 12:3,]] что Мария помазала ноги Христа. Слово ένταφιάζειν не значит погребать, а приготовлять ко гробу, бальзамировать. Врачи набальзамировали Иакова в Египте, прежде его погребения в Палестине, [[old:gen:50:02|(Быт. 50:2-13)]]. Женщина “как бы пророчествовала о приближающейся смерти Христа” (Зигабен). //**Толковая Библия.**// ===== Троицкие листки ===== **возлив миро сие на тело Мое, она приготовила Меня к погребению** См. Толкование на [[new:mf:26:06#troickie_listki|Мф. 26:6]] [<10>]