[<10>] ====== Толкования на Мф. 26:31 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **Тогда говорит им Иисус: все вы соблазнитесь о Мне в эту ночь, ибо написано: поражу пастыря, и рассеются овцы стада** См. Толкование на [[new:mf:26:29#svt_ioann_zlatoust|Мф. 26:29]] ===== Блж. Иероним Стридонский ===== Ст. 31-32 **Тогда говорит им Иисус: все вы соблазнитесь о Мне в эту ночь, ибо написано: поражу пастыря, и рассеются овцы стада; по воскресении же Моем предварю вас в Галилее** **Тогда говорит им Иисус: все вы соблазнитесь о Мне в эту ночь** Он предсказал, что все они претерпят, чтобы, когда они подвергнутся искушению, не отчаивались в спасении, но, принеся покаяние, спаслись. Многозначительно прибавление: Соблазнитесь в эту ночь, потому что как упивающиеся упиваются ночью, так и подвергающиеся соблазну, претерпевают искушение в ночной тьме [[new:1sol:05:07|(1 Фес. 5:7)]]. А мы будем восклицать: //Ночь прошла, а день приблизился// [[new:rim:13:12|(Рим. 13:12)]]. **Ибо написано: поражу пастыря, и рассеются овцы стада; по воскресении же Моем предварю вас в Галилее** Другими словами это выражено у пророка Захарии; и, если я не ошибаюсь, - Богу говорится от лица пророка: Порази пастыря и рассеются овцы стада [[old:zah:13:07|(Зах. 13:7)]]. Также и в Шестьдесят восьмом псалме, который во всей целости своей есть песнь Господу, возглашается вполне согласно с этим значением: //Ибо, кого Ты поразил, они еще преследуют// [[old:ps:068:27|(Пс. 68:27)]]. А поражается Пастырь добрый, чтобы положить душу Свою за овец Своих, и чтобы из многих стад было //одно стадо и один Пастырь// [[new:in:10:16|(Ин. 10:16)]]. Об этом свидетельстве с большей полнотой сказано в книге, которую мы написали [под названием]: "О наилучшем способе толкования". //**Толкование на Евангелие от Матфея.**// ===== Блж. Феофилакт Болгарский ===== Ст. 31-32 **Тогда говорит им Иисус: все вы соблазнитесь о Мне в эту ночь, ибо написано: поражу пастыря, и рассеются овцы стада** [[old:zah:13:07|(Зах. 13:7)]]. **По воскресении же Моем предварю вас в Галилее** Как Бог, предсказывает будущее, а чтоб ученики не соблазнились, вменив это в укор себе, говорит, что написано: **"поражу пастыря, и рассеются овцы"**, внушая этим следующее: Я связывал вас всех вместе, отшествие же Мое рассеет вас. Говорится, что Отец поразит Сына. Это потому, что иудеи распяли Господа по изволению, то есть по допущению, Отца. Будучи в состоянии воспрепятствовать им, Отец не воспрепятствовал, а попустил, вследствие чего и говорится, что Он //"поразил"//. Потом, разрешая скорбь учеников, Господь благовествует им: Я восстану и **"предварю вас в Галилее"**, то есть поспешу туда прежде вас. Показывает этим, что Иерусалим Он оставит и отойдет к язычникам, так как в Галилее жили язычники. //**Толкование на Евангелие от Матфея.**// ===== Ориген ===== **Тогда говорит им Иисус: все вы соблазнитесь о Мне в эту ночь, ибо написано: поражу пастыря, и рассеются овцы стада** Соблазняющиеся соблазняются не днем, а ночью, причем той ночью, когда предается Иисус. Ведь так и Петр, отрекаясь, отрекается не днем, причем ночью, к которой еще не приближается свет; ибо он отрекается еще прежде пения петуха. Если же кто-нибудь спросит, каким образом после столь многих и удивительных знамений, чудес и проповедей, произнесенных не от меньшей силы (нежели от той, которой сотворены знамения и чудеса), ученики все же соблазняются, то пусть знает, что это слово тем самым хочет показать: как //никто не может назвать Иисуса Господом, как только Духом Святым// [[new:1kor:12:03|(1 Кор. 12:3)]], так никто не может без соблазна быть без Духа Святого. Когда же исполнялось сказанное Иисусом: //Все вы соблазнитесь о Мне в эту ночь// [[new:mf:26:31|(Мф. 26:31)]], - //еще не было на них Духа Святого, потому что Иисус еще не был прославлен// [[new:in:07:39|(Ин. 7:39)]]. Мы же, после того как исповедали Господа Иисуса Духом Святым, поскольку //все, водимые Духом Божиим, суть Сыны Божии// [[new:rim:08:14|(Рим. 8:14)]], если соблазнимся после [принятия] Духа Святого или отречемся, не будем иметь места для извинения, как те, кто соблазнился без Духа Святого и отрекается без Духа Святого. **//Комментарии на Евангелие от Матфея.//** ===== Евфимий Зигабен ===== **Тогда глагола им Иисус: вси вы соблазнитеся о Мне в нощь сию: писано бо есть: поражу пастыря, и разыдутся овцы стада** Соблазнитесь, т.е. поколеблетесь в вере в Меня, или – рассеетесь. Изречение принадлежит пророку Захарии ([[old:zah:13:07|13:7]]). Сказано, что Отец поразил Сына, конечно в том смысле, что Он допустил, чтобы Сын был поражен, т.е. убит. Отсюда также видно, что Он будет убит по воле Отца согласно с Божественным Домостроительством. //**Толкование на Евангелие от Матфея.**// ===== Лопухин А.П. ===== **Тогда говорит им Иисус: все вы соблазнитесь о Мне в эту ночь, ибо написано: поражу пастыря, и рассеются овцы стада** [[new:mk:14:27|(Мк. 14:27;]] [[new:in:16:31|Ин. 16:31-32)]]. В предстоящее ночное время указывается на ужас, которого не выдержат ученики. Эта ночь будет временем соблазна даже для самых ближайших учеников Христа, они расстаются подобно тому, как рассеиваются овцы, когда бывает поражен пастух. Ученики расстаются все. Ссылка на [[old:zah:13:07|Зах. 13:7]]. В цитатах евангелистов кратко передана только мысль подлинника, но в выражениях нет сходства ни с еврейским подлинником, ни с LXX. “Порази” у евангелистов заменено словом “//поражу//,” потому что если бы поставлено было первое слово, то слова Христа не относились бы к настоящему случаю. По словам Альфорда, цитата приведена буквально по Александрийскому тексту 20, с заменою только πάταξον словом πατάξω. Qui scandalizantur, поп in die scandalizantur, sed in nocte illa in qua proditur Christus (Ориген). Πάντες ύμεις — за исключением Иуды, которого не было с учениками. Ср. [[old:ps:068:start|Пс. 68.]] //**Толковая Библия.**// ===== Троицкие листки ===== Ст. 31-35 **Тогда говорит им Иисус: все вы соблазнитесь о Мне в эту ночь, ибо написано: поражу пастыря, и рассеются овцы стада; по воскресении же Моем предварю вас в Галилее. Петр сказал Ему в ответ: если и все соблазнятся о Тебе, я никогда не соблазнюсь. Иисус сказал ему: истинно говорю тебе, что в эту ночь, прежде нежели пропоет петух, трижды отречешься от Меня. Говорит Ему Петр: хотя бы надлежало мне и умереть с Тобою, не отрекусь от Тебя. Подобное говорили и все ученики** Еще в горнице Сионской, по рассказу евангелиста Иоанна, когда Господь сказал апостолам о предстоящей разлуке с ними, «уста пламенного Петра, – говорит Иннокентий, архиепископ Херсонский, – невольно отозвались вопросом: «Господи! куда Ты идешь?» Он видел, что Учителю предстоит опасность и желал вызваться разделить ее с Ним. «Куда Я иду», – отвечал Господь, – «ты не можешь теперь за Мною идти, а после пойдешь за Мною». Петр сказал Ему: «Господи! почему я не могу идти за Тобою теперь? я душу мою положу за Тебя». Иисус отвечал ему: //«душу твою за Меня положишь? истинно, истинно говорю тебе: не пропоет петух, как отречешься от Меня трижды»// [[new:in:13:36|(Ин. 13:36–38)]]. Святой Лука присовокупляет, что Господь, предостерегая Петра от самонадеянности, сказал ему с чувством глубокого умиления: //«Симон! Симон!» – если бы ты видел, с какими врагами должно вам иметь дело! «се, сатана просил, чтобы сеять вас как пшеницу»//, чтобы Я позволил ему возмущать, колебать, искушать вас, как поступал он некогда с Иовом. //«Но Я молился о тебе, чтобы не оскудела»//, по крайней мере, //«вера твоя»//, если уж не может она защитить тебя от падения [[new:lk:22:31|(Лк. 22:31–32)]]. Потому, когда востанешь сам от падения, то утверди, в заглаждение твоего поступка, братьев твоих». «Если, – говорит святитель Златоуст, – сатана просил сеять всех, то для чего Христос не сказал, что молился Я за всех? Христос обращает слово Свое к Петру, дабы тронуть его и показать, что его падение опаснее падения прочих. Почему также не сказал: Я не попустил, но сказал: Я молился... Идя на страдания, Он говорил смиренно, чтобы показать Свое человечество. Тот, Кто со властью сказал: созижду Церковь Мою, и так оградил ее, что безчисленные опасности и смерти не одолеют ее, Кто сказал: //«дам тебе ключи Царства Небесного»// [[new:mf:16:19|(Мф. 16:19)]], – конечно, не имел нужды в молитве. Христос не сказал: да не отвергнешься, но да не оскудеет вера, чтобы он не погиб совершенно». Когда Петр уверял Господа, что готов в темницу и на смерть идти, он говорил искренно. Чтобы глубже запечатлеть в душе пламенного, но слишком самоуверенного ученика мысль о предстоящей опасности, чтобы потом, после отречения, он не пришел в отчаяние, Господь нашел нужным на пути в Гефсиманию еще раз повторить Свое предостережение. **Тогда**, – говорит святой Матфей, – по выходе из горницы Сионской, между теми трогательными речами утешения, ободрения, обетования, которые записаны евангелистом Иоанном, **говорит им** (со скорбью сказал Своим возлюбленным ученикам) **все вы соблазнитесь о Мне в эту ночь.** Не устоите твердо в исповедании, что Я – истинный Христос, Сын Бога Живаго; убоитесь и оставите Меня; когда Меня будут в эту ночь поносить, уничижать, вы не решитесь открыто сознаться перед врагами Моими, что Я – Господь и Учитель ваш; может быть, самая вера ваша в Меня поколеблется, ибо вы еще неясно понимаете, в чем состоит искупление мира Моими страданиями и смертью. Но и это давно предсказано пророками: **ибо написано** у пророка Захарии: **поражу пастыря, и рассеются овцы стада.** Господь «приводит пророчество, чтобы, с одной стороны, убедить учеников всегда внимать Писанию, а с другой, показать, что Он распинается по воле Божией, что совершающееся есть дело смотрения Божия» (свт. Иоанн Златоуст). Иисус Христос называется Пастырем, а все верующие, особенно апостолы, Его овцами. Этими словами Господь показывает, – продолжает святитель Златоуст, – «каковы были ученики перед крестной смертью и каковы после крестной смерти. Ибо те, которые во время распятия Его не могли даже стоять, после смерти Его сделались сильны и крепче адаманта. А бегство и страх учеников служит доказательством смерти Спасителя. Впрочем, Господь не попустил им оставаться в печали, но что говорит?» **По воскресении же Моем предварю вас в Галилее**, по воскресении Моем Я буду прежде вас в Галилее. Наступающая буря скоро пройдет: Он скоро воскреснет и соберет их около Себя, как робкое стадо. **Петр сказал Ему в ответ: если и все соблазнятся о Тебе, я никогда не соблазнюсь**... «Что ты говоришь, Петр? – говорит святитель Златоуст, – пророк сказал: //«рассеются овцы»//; Христос подтвердил сказанное, а ты говоришь, – нет? Разве тебе не довольно того, что случилось прежде, когда ты говорил: милосерд Ты, Господи, и был обличен? Что это значит? когда Христос говорил: //«один из вас предаст Меня»//, ты боялся, чтобы не быть предателем; а теперь, когда Он ясно провозглашает и говорит: //«все вы соблазнитесь»//, ты противоречишь, и не однажды только, а дважды и многажды? Ибо так говорит Лука. От чего это случилось с ним? От великой любви, от великого усердия. Ибо, когда он освободился от страха относительно предательства и узнал предателя, то говорил уже с дерзновением и восставал против других, говоря: //«если и все соблазнятся, я никогда не соблазнюсь»//. Но в этих самоуверенных словах ученика «два преступления были: первое – то, что он противоречил, а второе, – что считал себя крепче других; или, лучше сказать, было и третье преступление – то, что все приписывал самому себе. Итак, для уврачевания этого Христос попустил падение», которое Господь теперь прямо и предсказывает ему: **Иисус сказал ему: истинно**, истинно **говорю тебе, что** ныне, **в эту ночь, прежде нежели** дважды **пропоет петух, трижды отречешься от Меня**, не раз, а три раза ты откажешься от Меня, скажешь, что вовсе не знаешь Меня. Но Петр настойчивее прежнего стал противоречить Господу, как будто он лучше Господа знал себя: **говорит Ему Петр: хотя бы надлежало мне и умереть с Тобою, не отрекусь от Тебя.** И прочие ученики не хотели быть слабее Петра, и они высказывали решимость умереть вместе с Господом: **подобное говорили и все ученики.** Господь ничего не сказал на все эти уверения: пусть события этой ночи покажут, как ошибались ученики. Святитель Златоуст говорит: «Христос попустил пасть Петру для того, чтобы научить его во всем повиноваться Ему и Его определение считать вернее собственного суждения. Да и прочие получили немало пользы от его отвержения, познав немощь человеческую и истину Божию. Ибо, когда Сам Бог предсказывает что-нибудь, то не должно уже оспаривать этого. Надлежало бы молиться и говорить: помоги нам не разлучаться с Тобой, а этот ученик, надеясь на себя, говорит: хотя бы все потерпели это, но я не потерплю, – а это, мало-помалу, приводило его к гордости. Для истребления этого-то Христос и попустил отвержение. Поскольку Петр не внимал словам, ни Христовым, ни пророка, – ибо Христос для того и привел слова пророка, чтобы Петр не противоречил, – то он научается самыми делами. Смотри, как после этого он сделался кроток, когда по воскресении сказал: //«а он что?»// [[new:in:21:21|(Ин. 21:21)]] и был остановлен, то не дерзнул уже противоречить, как теперь, но умолчал. И после этого, когда на верху дома, при видении, услышал голос, говорящий ему: //«что Бог очистил, того ты не почитай нечистым»// [[new:act:10:15|(Деян. 10:15)]], и еще не знал ясно, что значат эти слова, то молчал и не спорил. Все это было следствием падения. Из этого мы научаемся той важной истине, что недостаточно бывает собственного старания человека, если кто не получит высшей помощи; равно мы не получим никакой пользы от высшей помощи, если не будет у нас собственного старания. То и другое доказывают Иуда и Петр. Первый, получив много помощи, не получил никакой пользы, потому что не захотел и не приложил собственного старания; а последний и при собственном старании пал, потому что не получил никакой помощи. Добродетель слагается из этих двух принадлежностей. Потому я умоляю, чтобы вы не предавались сну, и чтобы при собственном старании не думали, что вы все совершаете собственными трудами. Поскольку Богу неугодно, чтобы мы были нерадивы, постольку Он не все Сам совершает; равно неугодно Ему и то, чтобы мы были кичливы: потому не все нам дал, но из того и другого, отняв вредное, оставил нам полезное». //**Троицкие листки. №801-1050.**// [<10>]