[<10>] ====== Толкования на Мф. 26:33 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **Петр сказал Ему в ответ: если и все соблазнятся о Тебе, я никогда не соблазнюсь** См. Толкование на [[new:mf:26:29#svt_ioann_zlatoust|Мф. 26:29]] ===== Свт. Григорий Палама ===== **Петр сказал Ему в ответ: если и все соблазнятся о Тебе, я никогда не соблазнюсь** Петр выставляет себя в сравнении с остальными, как бы, вследствие дерзости, сбитый с пути, дабы и более прочих (затем) смирившись, со временем явиться более светлым; не как Адам, который подвергнувшись искушению и вместе с тем быв побежден, был окончательно уничтожен, но – подвергнувшись искушению и на короткое время быв побежден, затем победить искусителя. Каким образом? – Немедленным осуждением себя и великой печалью и покаянием, и сильнейшим врачеством для умилостивления Бога – слезами; ибо – //«сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит»// [[old:ps:050:19|(Пс.50:19)]]; и: – //«печаль бо яже по Бозе покаяние нераскаянно во спасение соделовает»// [[new:2kor:07:10|(2Кор.7:10)]]; и: – //«сеющий в слезах»// – молитву, //«в радости пожнет»// – отпущение грехов. **//Омилия 28, произнесенная в праздник святых и верховных апостолов Петра и Павла.//** ===== Блж. Иероним Стридонский ===== **Петр сказал Ему в ответ: если и все соблазнятся о Тебе, я никогда не соблазнюсь** Это не безрассудство, не лживость, но вера апостола Петра и пламенное чувство его к Господу Спасителю, о чем мы говорили выше. //**Толкование на Евангелие от Матфея.**// ===== Блж. Феофилакт Болгарский ===== Ст. 33-34 **Петр сказал Ему в ответ: если все соблазнятся о Тебе, я никогда не соблазнюсь. Иисус сказал Ему: истинно говорю тебе, что в эту ночь, прежде нежели пропоет петух, трижды отречешься от Меня** По причине большой самоуверенности Петр только один обещает не соблазниться. Потому Христос и попустил ему пасть, чтоб научить Его надеяться не на себя, а на Бога, и слова Христовы почитать более достоверными, чем собственное сознание. Притом слова: **"если и все соблазнятся, я не соблазнюсь"** отзываются высокомерием, обнаруживая в Петре гордость и незнание собственной немощи. Господь предсказывает ему и время, что **"в эту самую ночь, прежде нежели пропоет петух"**, предсказывает и число отречений, что он отречется **"трижды"**. //**Толкование на Евангелие от Матфея.**// ===== Ориген ===== Ст. 33-35 **Петр сказал Ему в ответ: если все соблазнятся о Тебе, я никогда не соблазнюсь. Иисус сказал Ему: истинно говорю тебе, что в эту ночь, прежде нежели пропоет петух, трижды отречешься от Меня. Говорит Ему Петр: хотя бы надлежало мне и умереть с Тобою, не отрекусь от Тебя. Подобное говорили и все ученики** Все ученики только соблазнились об Иисусе, а **Петр**, который посчитал, что может сделать истину ложной, не только соблазнился, но даже отрекся от Него, обреченный на соблазн из-за своего дерзкого обещания. И поскольку не только необдуманно, но почти нечестиво он сказал: **Если и все соблазнятся о Тебе, я никогда не соблазнюсь**, и произнес такое важное слово, не разумея того, что человеческая природа непостоянна, потому он обрекается не на единократное отречение, но на большее - чтобы он отрекся **трижды**. ---- Мне кажется, что остальные ученики Иисуса по осторожности и размышлению (когда впервые Им было сказано: //Все вы соблазнитесь о Мне в эту ночь// [[new:mf:26:31|(Мф. 26:31)]]) ничего не сказали и не объявили, что они не соблазнятся. Ибо они видели истинность предсказания Иисуса. Но поскольку только Петру было сказано: **Истинно говорю тебе, что в эту ночь, прежде нежели пропоет петух, трижды отречешься от Меня**, они пообещали вместе с Петром: **Хотя бы надлежало** нам **умереть с Тобой**, не отречемся **от Тебя**. И Петр не поступил сообразно [своему обещанию] после пророчества Христа о его троекратном отречении прежде пения петуха. А остальные, словно их не касалось то пророчество и они не затрагивались словами, сказанными Петру, ответили, дав обещание, но не желая своим обещанием сделать Господа обманщиком, как хотел сделать Петр. **//Комментарии на Евангелие от Матфея.//** ===== Евфимий Зигабен ===== **Отвещав же Петр рече Ему: аще и вси соблазнятся о Тебе, аз никогдаже соблажнюся** Когда должно было усиленно молиться и говорить: "Господи, помоги нам!" – он совершает троякое преступление: первое то, что он противоречил пророку и Иисусу Христу; второе, что предпочитал себя другим; третье, что полагался только на себя, а не на помощь Божию. Поэтому и допускается падение, чтобы он смирился и научился не слишком полагаться на себя, чтобы научились этому и другие. Что же касается слов, записанных Лукою ([[new:lk:22:31|22:31]]): //Симоне, Симоне, се, сатана просит вас// и т. д., то Спаситель сказал их в другое время, именно прежде, чем вышел на гору Елеонскую. Поэтому они имеют другую цель. //**Толкование на Евангелие от Матфея.**// ===== Лопухин А.П. ===== **Петр сказал Ему в ответ: если и все соблазнятся о Тебе, я никогда не соблазнюсь** [[new:mk:14:29|(Мк. 14:29)]]. Обыкновенно думают, что эти слова были следствием самоуверенности Петра. Гораздо лучше и правильнее объяснять их как выражение любви ко Христу. Судя по тому, что у Луки беседа Христа с Петром помещена раньше, чем они вышли на гору Елеонскую [[new:lk:22:31|(22:31-34]]; ср. [[new:lk:22:39|22:39)]], можно думать, что Петр изъявлял о своей преданности Христу не один раз. Заявление Петра было противоположно всем действиям и поведению предателя. Ουδέποτε — никогда, а не в одну только эту ночь. //**Толковая Библия.**// ===== Троицкие листки ===== **Петр сказал Ему в ответ: если и все соблазнятся о Тебе, я никогда не соблазнюсь** См. Толкование на [[new:mf:26:31#troickie_listki|Мф. 26:31]] [<10>]