[<10>] ====== Толкования на Мф. 26:35 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **Говорит Ему Петр: хотя бы надлежало мне и умереть с Тобою, не отрекусь от Тебя. Подобное говорили и все ученики** См. Толкование на [[new:mf:26:29#svt_ioann_zlatoust|Мф. 26:29]] ===== Блж. Феофилакт Болгарский ===== Ст. 35-36 **Говорит Ему Петр: хотя бы надлежало мне и умереть с Тобою, не отрекусь от Тебя. Подобное говорили и все ученики. Потом приходит с ними Иисус на место, называемое Гефсимания, и говорит ученикам: посидите тут, пока Я пойду, помолюсь там** Петр, желая показать, что он вполне предан Спасителю, прекословит Ему, ибо, освободившись от страха предательства, он начал восставать на других и противиться Христу по сильной любви к Своему Учителю и по любочестию. Но и остальные ученики, так как они еще не испытали искушений, по неведению своему обещали то, чего не имели исполнить. Намереваясь помолиться, Христос идет в уединенное место, потому что для молитвы нужно отрешение от всего и уединение. //**Толкование на Евангелие от Матфея.**// ===== Ориген ===== **Говорит Ему Петр: хотя бы надлежало мне и умереть с Тобою, не отрекусь от Тебя. Подобное говорили и все ученики** См. Толкование на [[new:mf:26:33#origen|Мф. 26:33]] ===== Евфимий Зигабен ===== **Глагола Ему Петр: аще ми есть и умрети с тобою, не отвергуся тебе. Такожде и вси ученицы реша** **Глагола Ему Петр: аще ми есть и умрети с Тобою, не отвергуся Тебе** Чем больше Иисус Христос утверждает, тем сильнее противится Ему Петр. В нем была большая самоуверенность; поэтому он и испытывает сильное крушение, оставленный без помощи Божией и изобличенный в слабости. Посмотри, каким смиренным он стал после этого. Когда после Воскресения он спросил об Иоанне: //Господи, сей же что?// ([[new:in:21:21|Ин. 21:21]]) и Господь удержал его, он тотчас замолчал. Услышав пред Вознесением: //несть ваше разумети времена и лета// ([[new:act:01:07|Деян. 1:7]]), он равным образом молчал. После этого услышав относительно плащаницы: //яже Бог очистил есть, ты не скверни// ([[new:act:10:15|Деян. 10:15]]), хотя и не ясно понимал сказанное, однако не осмелился противоречить. Все это произвел в нем случай отречения. Прежде этого Петр выставлял на вид всю свою веру, говоря: //аз никогдаже соблажнюся// ([[new:mf:26:33|Мф. 26:33]]) и: //не отвергуся Тебе// (ст. 35), между тем как должен был бы прибавить: если Ты мне поможешь, – а после он открыто говорил об исцелении хромого: //на ны что взираете, яко своею ли силою или благочестием сотворихом его ходити// ([[new:act:03:12|Деян. 3:12]])? Отсюда мы имеем сильное доказательство того, что и готовность со стороны человека ничего не сделает без соизволения Божия, и соизволение Божие не приносит пользы без готовности со стороны человека. Примерами того и другого служат Петр и Иуда. Не должно поэтому быть небрежными, предоставляя все Богу, ни думать, что своим усердием мы делаем все. Сам Бог не делает всего, чтобы мы не пребывали в лености, но не предоставляет и нам всего, чтобы мы не возгордились; в том и другом случае Он отнимает вредное и оставляет нам только полезное. Допустил падение первоверховного апостола не только по указанным причинам, но и для того, чтобы он больше возлюбил, потому что, кому больше отпустится, тот больше и возлюбит. Будем же и мы всегда повиноваться Богу и не будем противиться, если даже покажется, что слова Его не согласуются с нашими мыслями и взглядами. Слово Его должно быть важнее наших понятий и взглядов. Так мы должны поступать и относительно страшных Тайн, не на предлежащее только взирая, но вполне доверяя словам Господа. Так как Он говорит: //сие есть Тело Мое, и сия есть Кровь Моя//, то мы будем повиноваться и верить этому, потому что и в Крещении вода видима, но невидим дар возрождения. Так как душа наша соединена с телом, то поэтому Бог сообщил нам духовное в чувственном. **Такожде и вси ученицы реша, подражая** конечно, Петру. //**Толкование на Евангелие от Матфея.**// ===== Лопухин А.П. ===== **Говорит Ему Петр: хотя бы надлежало мне и умереть с Тобою, не отрекусь от Тебя. Подобное говорили и все ученики** ([[new:mk:14:31|Мк. 14:31]], с различием в выражениях). Желая обнаружить свою любовь, Петр теряет здесь веру в истинность слов Христа и возражает Ему только с теплотою любви. Ошибка Петра основывалась на недостаточном и неточном знании характера предстоящих событий. Даже самая смерть со Христом показалась Петру менее страшною, чем то, что скоро произошло в действительности. Апостолы заявили о своей преданности по примеру Петра. Можно предполагать, что злодеяние Иуды, ушедшего с вечери, теперь для них, по крайней мере, отчасти, разъяснилось, и они спешат выразить свой протест против его действий, заявляя, что они не поступят “яко Иуда.” В заявлениях Петра и учеников можно видеть косвенное указание на то, какой казалась им личность Спасителя. Он не был в глазах их обыкновенным человеком, но таким, с которым можно было даже умереть (συν σοι άποθανεΐν — Матфей; συναποθανειν σοι — Марк). Обстоятельство, важное для апологетики. //**Толковая Библия.**// ===== Троицкие листки ===== **Говорит Ему Петр: хотя бы надлежало мне и умереть с Тобою, не отрекусь от Тебя. Подобное говорили и все ученики** См. Толкование на [[new:mf:26:31#troickie_listki|Мф. 26:31]] [<10>]