[<10>] ====== Толкования на Мф. 26:37 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **И, взяв с Собою Петра и обоих сыновей Зеведеевых, начал скорбеть и тосковать** См. Толкование на [[new:mf:26:36#svt_ioann_zlatoust|Мф. 26:36]] ===== Свт. Иларий Пиктавийский ===== Ст. 37-39 **И взяв с Собою Петра и обоих сыновей Зеведеевых, начал скорбеть и тосковать. Тогда говорит им Иисус: душа Моя скорбит смертельно; побудьте здесь и бодрствуйте со Мною. И отойдя немного, пал на лице Свое, молился и говорил: Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем не как Я хочу, но как Ты** Когда мы читаем, что Господь тосковал, мы должны исследовать все сказанное, чтобы выяснить, почему Он тосковал. Раньше Он предупреждал, что они все соблазнятся о Нем. Петр, по своей самоуверенности, отвечал, что, если даже все соблазнятся, он не соблазнится, - это тот, о ком Господь сказал, что отречется от Него трижды. Но Петр, как и другие ученики, обещают, что не отрекутся от Него, хотя бы им надлежало с Ним умереть. Тогда Он перешел [в другое место] и повелел ученикам Своим посидеть, пока Он будет молиться. Взяв с Собой Петра, Иакова и Иоанна, Он опечалился. Но до того как Он привел их с Собой, Он не чувствовал скорби; только вместе с ними у Него появилась скорбь. Итак, печаль Его происходила не от Него Самого, но от тех, кого Он взял с Собой. Надо понимать, что Сын Человеческий привел с Собой не кого-нибудь, а тех же самых учеников, которым показал, что войдет в Царство Свое, в тот раз, когда в присутствии Моисея и Илии на горе Он окружен был сиянием Своей вечной славы. А причина, по которой Он брал их с Собой тогда и теперь, была та же самая. ---- Тогда Он сказал: **душа Моя скорбит смертельно**. Разве сказал Он: «Моя душа скорбит из-за смерти»? Разумеется, нет. Ибо, если бы смерть была причиной страха, Он бы так и сказал. Причина Его страха лежит в другом. Указания на это нет, но причина у человека может в конце отличаться от начала. Прежде Он говорил: //все вы соблазнитесь о Мне в эту ночь// [[new:mf:26:31|(Мф. 26:31)]]. Он знал, что они устрашатся, что они убегут и что они отрекутся. А поскольку хула на Святого Духа не прощается ни здесь, ни в вечности, То Он и опасался, что они будут отрицать, что Он - Бог, когда увидят Его избитым, оплеванным и распятым. Вот поэтому Петр, отрекаясь от Христа, говорил, //что не знает Сего Человека// [[new:mf:26:72|(Мф. 26:72)]], ибо сказанное против Сына Человеческого простится. Христос же скорбит смертельно. Не сама смерть вызывает страх, но время ее, ибо после смерти вера людей укрепится силой Воскресения. **//Комментарий на Евангелие от Матфея///** ===== Свт. Иннокентий (Борисов) ===== **И, взяв с Собою Петра и обоих сыновей Зеведеевых, начал скорбеть и тосковать** Внутренний сладчайший мир, из ощущения которого сама собой излилась сладкая беседа Иисуса с учениками, внезапно исчез; светлые и утешительные виды Царства Божьего, какими постоянно исполнена была святейшая душа Его, затмились; воображение устремилось в область мрачного и ужасного; Иисус начал скорбеть и тосковать!.. Может быть, и внешние причины (истощение телесных сил, ночное путешествие через долину потока Кедрского и проч.) в какой-то мере вызвали это уныние духа. Этим мыслям и чувствам по тайному распоряжению Провидения дано было возмутить теперь ум и сердце Божественного Страдальца до того, что Он, по крайнему смирению Своему, как будто не находил в этот раз столько сил, чтобы изыти на высокое крестное поприще с величием и мужеством, необходимыми для «Посредника Бога и человеков». Состояние самое скорбное для Того, Кто пришел на землю, чтобы всегда творить волю Отца, несомненно знал, что по этой воле Ему должно пролить кровь Свою на Голгофе за грехи людей, и был уверен, что теперь именно наступило предопределенное время принести эту жертву!.. **//Последние дни земной жизни Господа нашего Иисуса Христа.//** ===== Блж. Иероним Стридонский ===== **И, взяв с Собою Петра и обоих сыновей Зеведеевых, начал скорбеть и тосковать** То, что мы выше сказали о страдании и предшествии страдания, показывается и в этом отрывке, т. е. что Господь, желая дать доказательство действительности принятого на Себя человечества поистине опечалился; но чтобы страдание не возобладало над Его духом, Он начал печалиться в предварительном страдании; в самом деле, ведь, одно значит //печалиться// и другое - //начать печалиться//. А опечаливается не под страхом наступающих страданий Тот, Который для того и пришел, чтобы пострадать, и Петра обличал в робости, а вследствие предательства [со стороны] несчастнейшего Иуды, и [возможного] соблазна для апостолов и отречения народа иудейского, и разрушения Иерусалима. По той же причине опечалился и Иона о засохшей тыкве, или о плюще, не желая гибели того, что когда-то было для него покровом [[old:ion:04:06|(Ион. 4:6-9)]]. А если еретики понимают под печалью души не любовь Спасителя к тем, которых ожидает погибель, а ожидание страданий, то пусть они ответят, как они объясняют то, что от лица Божия сказано через пророка Иезекииля: //И во всем этом Ты опечалила Меня// [[old:iez:16:43|(Иез. 16:43)]]. //**Толкование на Евангелие от Матфея.**// ===== Блж. Феофилакт Болгарский ===== Ст. 37-39 **И взяв с Собою Петра и обоих сыновей Зеведеевых, начал скорбеть и тосковать. Тогда говорит им Иисус: душа Моя скорбит смертельно; побудьте здесь и бодрствуйте со Мною. И отойдя немного, пал на лице Свое, молился и говорил: Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем не как Я хочу, но как Ты** Не всех берет учеников, а только троих, которым показал славу на Фаворе, дабы, видя Его молящимся и скорбящим, не соблазнились. Однако и сих оставляет и, отойдя, молится наедине. А скорбит и тоскует благопромыслительно, дабы уверовали, что Он был истинным человеком, ибо человеческой природе свойственно бояться смерти. Смерть вошла в человеческий род не по природе; поэтому природа человеческая боится смерти и бежит от нее. Скорбит вместе с тем и для того, чтоб утаить Себя от дьявола, чтоб дьявол напал на Него, как на простого человека, и умертвил Его, а чрез это и сам был бы низложен. С другой стороны, если бы Господь Сам пошел на смерть, то подал бы иудеям оправдание, что они не погрешили, убив Его, пришедшего к ним на страдание. Из этого и мы научаемся не ввергать себя в опасности, но молиться об избавлении от них. Для того Он и не отходит на дальнее расстояние, но находится вблизи трех учеников, чтобы, слыша Его, они помнили о том, что Он делает, и, впадши в искушения, сами бы молились подобно Ему. Страдание Свое Он называет чашею или по причине успения, или же по причине того обстоятельства, что оно соделалось причиною нашего веселия и спасения. Желает, чтобы мимо прошла чаша сия, или для того, чтобы показать, что, как человек, Он по естественным законам отвращается от смерти, как выше сказано, или потому, что не желал, чтоб евреи согрешили столь тяжко, что за их грех случилось бы разрушение храма и гибель народа. Христос желает, да будет воля Отча, дабы и мы научились, что хотя бы природа и отвращала нас, но должно более повиноваться Богу, нежели исполнять собственную волю. //**Толкование на Евангелие от Матфея.**// ===== Ориген ===== Ст. 37-39 **И взяв с Собою Петра и обоих сыновей Зеведеевых, начал скорбеть и тосковать. Тогда говорит им Иисус: душа Моя скорбит смертельно; побудьте здесь и бодрствуйте со Мною. И отойдя немного, пал на лице Свое, молился и говорил: Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем не как Я хочу, но как Ты** **Побудьте здесь, и бодрствуйте со Мною**; словно бы Он говорит: «Хотя Я сказал другим ученикам: //Посидите тут, пока Я пойду, помолюсь там//[[new:mf:26:36|(Мф. 26:36)]], а вас троих привел сюда, Я не хочу, чтобы вы шли далее, ибо вы еще не можете. Поэтому побудьте **здесь**, бодрствуя, как и Я бодрствую, зная, что остальным велено сидеть там, как более немощным, ибо Я стараюсь оградить их от этого борения, а вас, как более крепких, Я привел сюда, чтобы вы трудились вместе со Мной в бодрствовании и молитве. Однако и вы побудьте **здесь**, чтобы каждый пребывал на ступени своего призвания, поскольку всякая благодать (хотя она и огромна) имеет еще большую». А что означают слова: «Оставайтесь здесь», ясно из сказанного далее: **И, отойдя немного, пал на лице Свое**. Посему давайте пребывать там, где предписывает Иисус, согласно и апостольскому предписанию: //Каждый оставайся в том звании, в котором призван// [[new:1kor:07:20|(1 Кор. 7:20)]], чтобы мы делали все для того, чтобы равно бодрствовать вместе с Тем, Который //не дремлет и не спит, хранящий Израиля// [[old:ps:120:04|(Пс. 120:4)]]. //**Комментарии на Евангелие от Матфея.**// ===== Евфимий Зигабен ===== **И поемь Петра и оба сына Зеведеова, начат скорбети и тужити** Взял их не для молитвы, но прежде молитвы отделил их от других учеников, чтобы только им показать Свою скорбь. Марк ([[new:mk:14:33|14:33]]) говорит, что Спаситель начал ужасаться, т.е. бояться. Он допустил природе человеческой испытать то, что ей свойственно. Тужити здесь значит унывать. Обнаруживает скорбь и уныние, чтобы показать, что Он есть как совершенный Бог, так и совершенный человек; а человеческой природе свойственно испытывать скорбь при смерти, и особенно насильственной, и даже бояться ее. Одним только им показывает это потому, что они одни видели Его Божественную славу во время Преображения и потому скорее других могли не смутиться и не отпасть. //**Толкование на Евангелие от Матфея.**// ===== Лопухин А.П. ===== **И, взяв с Собою Петра и обоих сыновей Зеведеевых, начал скорбеть и тосковать** [[new:mk:14:33|(Мк. 14:33)]]. Марк поименовывает всех трех учеников, Петра, Иакова и Иоанна. В 36 стихе Матфея излагается намерение Христа, теперь Его действие, которое заключалось в отдалении от восьми учеников вместе с тремя, наиболее доверенными, бывшими с Ним при воскрешении дочери Иаира и на горе преображения. Он немного шел сначала с ними, и они могли заметить, как Его душу начала постигать скорбь, печаль (λυπειαθαι) и Он начал **“тосковать”**. Это последнее русское слово точно; но оно не выражает всего смысла греческого άδημονεΐν. Оно происходит от δήμος с отрицанием “а,” и значит, собственно, удаляться от народа, таиться, скрываться, быть нелюдимым. Смысл тот, что Спаситель, находясь среди людей, как бы пребывал в безлюдной пустыне и почувствовал то, что чувствуют обыкновенно люди, удаляющиеся в далекие страны из своего отечества, “тоску по родине.” Скорбь и тоска Спасителя не были, конечно, в собственном смысле тоской по родине, но сильно походили на это тяжелое чувство, которое свойственно изгнанникам из своего отечества, ими любимого. Это крайне тяжелое и подавляющее душевные силы и способности чувство. Оно бывает, говорят, даже совершенно невыносимо, и человек иногда жертвует всем, чтобы возвратиться на родину. Мы яснее представим, как тяжело было это чувство, если скажем, что оно соединялось с предчувствием близкой смерти, и было вместе с тем “мировой скорбью,” которая свойственна бывает немногим слишком утонченным и возвышенным натурам. Но говоря вообще, мы не можем постигнуть скорби и тоски Спасителя во всей их глубине, потому что “не можем выступить из своей органической сферы, подобно тому, как орел не может подняться выше той атмосферы, в которой летает.” //**Толковая Библия.**// ===== Троицкие листки ===== **И, взяв с Собою Петра и обоих сыновей Зеведеевых, начал скорбеть и тосковать** См. Толкование на [[new:mf:26:36#troickie_listki|Мф. 26:36]] [<10>]