[<10>] ====== Толкования на Мф. 26:38 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **Тогда говорит им Иисус: душа Моя скорбит смертельно; побудьте здесь и бодрствуйте со Мною** См. Толкование на [[new:mf:26:36#svt_ioann_zlatoust|Мф. 26:36]] ===== Свт. Иларий Пиктавийский ===== **Тогда говорит им Иисус: душа Моя скорбит смертельно; побудьте здесь и бодрствуйте со Мною** См. Толкование на [[new:mf:26:37#svt_ilarij_piktavijskij|Мф. 26:37]] ===== Прп. Нил Синайский ===== **Тогда Он сказал им: Прискорбна душа Моя до смерти: Останьтесь здесь, и бодрствуйте со Мною** Где заповедь Божия, там, конечно, и искушение, и вражеские козни. В сем да уверит тебя Адам, который в раю принял заповедь Божью и немедленно подвергся козням и запинанию врага. А где скорбь, где великая печаль, там, когда придет время, будет великая радость. **«Прискорбна есть душа Моя до смерти»**, – говорит Господь [[new:mf:26:38|(Мф. 26:38)]]. Однако же печаль Его послужила в радость вселенной. И мы печалимся, терпя скорби в тысячах искушений то от демонов, то от людей. Бог же наш силен все скорби наши переменить в радость и всегдашнее услаждение. Не предавайся много унынию и безмерной печали, потому что опечаленные //«возрадуются на ложах своих»//, на которых печалились [[old:ps:149:05|(Пс. 149:5)]]. А под //«ложем»// разумей теперь некий навык и некое состояние души, скорбящей о приобретении добродетелей. Посему, где печаль ради Бога, там явно и вечная будет радость. Ибо чрезмерно опечаленные Мария Магдалина и другая Мария услышали, что Податель радования всем нам Христос по воскресении сказал им: //«Радуйтеся»// [[new:mf:28:09|(Мф. 28:9)]]. **//Письма на разные темы. Диакону Мелитону.//** ===== Блж. Иероним Стридонский ===== **Тогда Он сказал им: Прискорбна душа Моя до смерти: Останьтесь здесь, и бодрствуйте со Мною** Прискорбна [или: опечаливается] душа, но не вследствие предстоящей смерти, а: до смерти, пока не освободит апостолов своим страданием. А Его повеление: **Останьтесь здесь и бодрствуйте со Мною** не запрещает сна, который был неуместен теперь, ввиду угрожающей опасности; но они предупреждают сон неверия и оцепенение мысли. Итак, те, которые предполагают, что Иисус (Христос) воспринял неразумную душу, пусть скажут, каким образом она могла опечаливаться и в то же время знать мгновение [окончания] печали. Ведь, хотя опечаливаются и неразумные животные, однако они не знают ни причины печали, ни времени, до которого они должны быть опечалены. //**Толкование на Евангелие от Матфея.**// ===== Блж. Феофилакт Болгарский ===== **Тогда говорит им Иисус: душа Моя скорбит смертельно; побудьте здесь и бодрствуйте со Мною** См. Толкование на [[new:mf:26:37#blzh_feofilakt_bolgarskij|Мф. 26:37]] ===== Ориген ===== **Тогда говорит им Иисус: душа Моя скорбит смертельно; побудьте здесь и бодрствуйте со Мною** См. Толкование на [[new:mf:26:37#origen|Мф. 26:37]] ===== Евфимий Зигабен ===== **Тогда глагола им Иисус: прискорбна есть душа Моя до смерти: пождите зде и бдите со Мною** Еще яснее показал слабость природы, как человек. До смерти, т.е. как будто во время смерти. Повелевает им бодрствовать с Собою как бы ради подкрепления, как обыкновенно в несчастьи. Потом даже их оставляет там и Сам один уходит на молитву. **И прешед мало, паде на лицы Своем** Лука ([[new:lk:22:41|22:41]]) указал и меру расстояния, сказав, что Он отошел от них на вержение камня. //**Толкование на Евангелие от Матфея.**// ===== Лопухин А.П. ===== **Тогда говорит им Иисус: душа Моя скорбит смертельно; побудьте здесь и бодрствуйте со Мною** [[new:mk:14:34|(Мк. 14:34)]]. Чрезмерная печаль и скорбь выражаются у обоих евангелистов двумя словами: περίλυπος — valde tristis и έως θανάτου — до смерти, — как будто такая скорбь, которая сама по себе может довести до смерти, скорбь, свойственная всем живым существам при разлуке с жизнью. Неизвестно, были ли какие-либо внешние проявления скорби Спасителя, кроме сказанных Им слов, заметные для учеников, т.е. выражавшиеся в Его наружном виде, или же ученики узнали об Его скорби только после того, как Он сказал им об этом. Приглашение, обращенное к ученикам, побыть по близости около Него в эти тяжкие минуты и бодрствовать (γρηγορείτε — не спите), служит выражением тягчайшей скорби, во время которой человек особенно ищет близости к себе людей и заботится об их особенном сочувствии. //**Толковая Библия.**// ===== Троицкие листки ===== **Тогда говорит им Иисус: душа Моя скорбит смертельно; побудьте здесь и бодрствуйте со Мною** См. Толкование на [[new:mf:26:36#troickie_listki|Мф. 26:36]] [<10>]